Совокупное предложение и факторы, влияющие на него

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Сейчас в России всех волнуют экономические проблемы. То и дело слышатся слова «инфляция», «курс рубля» и другие экономические термины. Для того, чтобы разобраться в этой ситуации надо знать основные экономические законы, а так как мы хотим разобраться в ситуации в стране в целом, то мы должны также знать макроэкономические закономерности.

Содержание

Введение. 3
Совокупный спрос и факторы, влияющие на него. 4
Совокупное предложение и факторы, влияющие на него. 111
Макроэкономическое равновесие. 17
Выводы. 200
Список литературы. 21

Работа содержит 1 файл

Совокупный спрос и совокупное предложение.docx

— 184.82 Кб (Скачать)

       Налоги  с предприятий. Увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению прибылей (после вычета налогов) корпораций от капиталовложений, а следовательно,  и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса.  И наоборот, сокращение налогов увеличит прибыли (после вычета налогов) от капиталовложений и, возможно, увеличит инвестиционные  расходы,  а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.

       Технологии. Новые усовершенствованные технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса.

       Избыточные  мощности. Увеличение избыточных мощностей,  то  есть наличного неиспользуемого капитала,  сдерживает  спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос.  Попросту говоря, у фирм,  работающих не на полную  мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые заводы.  И наоборот, если все фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы строить новые заводы и  покупать  больше   оборудования.  Следовательно, увеличиваются инвестиционные  расходы,  и  кривая  совокупного спроса смещается вправо.

       Государственные расходы.  Стремление правительства покупать товары и услуги составляет  третий  неценовой фактор совокупного спроса. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор,  пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными.  И наоборот,  уменьшение правительственных расходов приведет к сокращению совокупного спроса.

       Расходы на чистый экспорт. Последним неценовым фактором совокупного спроса  являются  расходы на чистый экспорт.  Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос,  мы имеем в виду  изменения в чистом экспорте, вызванные не изменениями в уровне цен,  а другими факторами. Увеличение чистого экспорта (экспорт минус импорт),  к которому привели эти "другие"  факторы,  смещает кривую  совокупного спроса вправо. Логика этого утверждения такова.  Во-первых,  более высокий уровень национального экспорта создает более высокий спрос на американские товары за  рубежом.  Во-вторых,  сокращение  нашего  импорта предполагает увеличение  внутреннего спроса на товары отечественного производства.

       Прежде  всего, объем чистого экспорта изменяют национальный доход зарубежных стран  и валютные курсы.

       Национальный  доход других стран. Возрастание национального дохода иностранного государства увеличивает спрос на товары нашей страны и поэтому увеличивает совокупный спрос в нашей стране. Так как когда уровень доходов в зарубежных странах повышается,  то их граждане получают возможность покупать большее количество товаров, как отечественного производства,  так и произведенных в нашей стране.  Следовательно, наш экспорт увеличивается вместе с повышением уровня национального дохода у наших торговых партнеров. Уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположный результат:  чистый объем нашего экспорта сокращается, смещая кривую совокупного спроса влево.

       Валютные  курсы. Изменения курса рубля по отношению к другим валютам являются вторым факторам,  который оказывает влияние на чистый экспорт, а следовательно,  и на совокупный спрос.  Предположим, что цена иены в рублях возрастет.  Это значит,  что рубль обесценится по отношению к иене.  То есть, если цена рубля в иенах падает, это значит, что курс иены повышается. В результате нового соотношения рубля и иены японские потребители смогут получить больше рублей за определенную сумму иен.  А потребители в России получат меньше иен за каждый рубль. Следовательно, для японских потребителей российские товары станут дешевле, чем японские. Между тем потребители в России смогут купить меньше японских товаров за определенную сумму рублей. При таких обстоятельствах можно ожидать,  что наш экспорт возрастет,  а импорт уменьшится.  Это означает увеличение чистого экспорта,  которое, в свою очередь,  приведет к  увеличению  совокупного  спроса  в России. 

Совокупное  предложение и  факторы, влияющие на него.

       Совокупное  предложение это «общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен»[3, 342].

        Совокупное предложение «отражает  размеры создаваемого национального  продукта и порождаемое данными  масштабами воспроизводства изменение цен»[1, 174]. Форма кривой совокупного предложения при этом фиксирует изменение уровня удельных издержек при производстве той или иной величины ВНП, зависит от приоритетов и «кризисных точек» экономического роста, от уровня производства, ниже которого наступает стремительный распад хозяйственной системы. Вид кривой в значительной мере обусловлен и «естественным» пороговым значением, начиная с которого возможности равновесного (сбалансированного) развития постепенно расширяются, и предельным значением роста реального национального продукта, по достижении которого возникают проблемы роста, а поле сбалансированного роста резко сужается. Наконец, кривая совокупного предложения может претерпевать сдвиги в сторону увеличения или сокращения под воздействием изменений, происходящих в системе факторов производства, производственном аппарате, в научно-техническом, интеллектуальном и культурно-образовательном потенциале нации, в государственной политике.

       В связи с этим характеристики инфляционных и дефляционных разрывов, депрессионной  и «благополучной» зон, зон «перегрева»  национальной экономики, как показывает мировая практика, достаточно индивидуальны для каждой страны.

 

        Неценовые факторы  совокупного предложения.

        Анализ кривой совокупного предложения  показал, что реальный объем  национального  производства увеличивается,  когда  экономика движется слева направо. Эти изменения в объеме национального  производства являются результатом  движения по кривой совокупного  предложения, то  есть мы рассматривали зависимость  между реальным объемом национального  производства и уровнем цен при  прочих равных условиях.

       Но  когда  одно  или  несколько  из этих «прочих условий» изменяются, смещается сама кривая совокупного  предложения.  Смещение  кривой  от AS1 к AS2 на рисунке 4 указывает на увеличение совокупного предложения. На промежуточном  и  классическом  отрезках кривой совокупного предложения она  сдвигается вправо,  указывая на то,  что все вместе взятые предприятия  будут производить больший реальный  объем  национального продукта,   чем   прежде,  при  данном  уровне  цен.

       Неценовые факторы имеют одну общую черту: когда    они изменяются, то меняются и издержки на единицу продукции. Предприятия стремятся к прибыли, которая представляет собой разницу  между ценой продукта и издержками на единицу продукции. Вследствие повышения  цен на товары, то есть более высокого уровня цен,  предприятия увеличивают  реальный объем  производства.  А  узкие места в производстве означают,  издержки на единицу продукции имеют  тенденцию к повышению,  когда  производство  расширяется по направлению  к полной занятости.  Поэтому кривая совокупного предложения на  промежуточном  отрезке отклоняется вверх.

       Важно отметить,  что кроме изменений  в реальном объеме национального  производства есть и другие факторы, изменяющие издержки на единицу продукции. Когда один или несколько факторов изменяются, происходят изменения и  в издержках на единицу продукции  при данном уровне цен. Уменьшение издержек на единицу продукции  такого  типа  смещает кривую совокупного  предложения вправо. И наоборот, увеличение издержек на единицу продукции  смещает кривую совокупного  предложения  влево.  То есть,  когда  издержки на единицу продукции изменяются под воздействием определенных факторов, кроме изменений  в  объеме  национального  производства,  все  фирмы, вместе взятые, изменяют объем  национального  производства,  который  они производят при данном уровне цен. 

       Факторы, смещающие кривую совокупного предложения.

       1. Изменение цен на ресурсы

           а) Наличие внутренних ресурсов

      1) земля

               2) трудовые ресурсы

               3) капитал

               4) предпринимательские способности

           б) Цены на импортные ресурсы

           в) Господство на рынке

       2. Изменение в производительности

       3. Изменение правовых норм

           а) Налоги с предприятий  и субсидии

           б) Государственное регулирование

          

       Цены  на ресурсы. Цены на ресурсы - в отличие от цен на  готовую продукцию - являются важным неценовым фактором совокупного предложения. При прочих равных условиях, повышение цен на ресурсы приводит к увеличению  издержек  на  единицу продукции и тем самым к сокращению совокупного предложения. Снижение цен на ресурсы приводит к противоположному результату. Ниже рассматриваются факторы, влияющие на цены на ресурсы.

       Наличие внутренних ресурсов.  При увеличении наличных ресурсов кривая производственных возможностей общества смещается вправо,  что влечет за собой смещение кривой совокупного предложения тоже вправо. Увеличение предложения внутренних ресурсов снижает цены на них, и в результате уменьшаются издержки на единицу продукции. Следовательно, при любом уровне цен все фирмы будут производить и выбрасывать на рынок больший реальный объем национального продукта,  чем раньше. И наоборот, уменьшение предложения ресурсов приведет к увеличению  цен на них и смещению кривой совокупного предложения влево.

        1. Земля. Земельные ресурсы могут увеличиться,  например, благодаря   открытиям полезных  ископаемых, орошению, новым техническим усовершенствованиям, которые позволяют нам превратить то, что раньше было "не ресурсом",  в ценные факторы производства. Увеличение предложения земельных ресурсов приводит к уменьшению затрат на землю и тем самым к снижению издержек на единицу продукции и,  как следствие, к увеличению совокупного предложения. И наоборот, увеличение  затрат  на землю приведет к увеличению издержек на единицу продукции и снижению совокупного предложения.

       2. Трудовые ресурсы. Около 70% затрат предприятий идет на заработную плату рабочим и служащим. Следовательно, при прочих равных условиях,  изменения в заработной плате оказывают существенное влияние на издержки на единицу продукции и на характер кривой совокупного предложения. Увеличение имеющихся в распоряжении трудовых ресурсов приводит к уменьшению цены на рабочую силу, а их уменьшение - к увеличению этой цены.

       3. Капитал. Совокупное предложение имеет тенденцию к повышению,  когда общество наращивает запасы капитала.  Это произошло бы, например, если бы общество решило сэкономить большую часть своего  дохода и направить свои сбережения на покупку инвестиционных товаров.  Точно таким же образом при улучшении качества  капитала  издержки производства уменьшаются, а совокупное предложение увеличивается. Например, фирмы в течение нескольких лет заменили оборудование плохого качества новым, более совершенным оборудованием. И наоборот, совокупное предложение сократится, если уменьшится количество и ухудшится качество капитала страны.

       4. Предпринимательские способности. Количество предприимчивых людей в экономике с течением времени изменяются,  и поэтому кривая совокупного предложения смещается.  Вполне возможно,  что особое внимание, уделяемое средствами массовой информации в последнее время тем,  кто нажил состояние благодаря своей предприимчивости, увеличит количество людей, стремящихся к предпринимательской деятельности,  и это сместит кривую совокупного предложения вправо.

       Цены  на импортные ресурсы. Ресурсы, будь то отечественные или импортные, увеличивают наши  производственные мощности.  Импортные ресурсы снижают затраты и поэтому уменьшают издержки на  единицу реального объема  национального производства в нашей стране.  Отсюда можно сделать следующий вывод:  снижение цен на  импортные ресурсы увеличивает наше  совокупное  предложение;  повышение цен на  эти ресурсы уменьшает наше совокупное предложение.

       Недавно возникший фактор,  который периодически ведет к изменению цен на импортные  ресурсы, - колебания валютного курса. Чтобы понять, как это происходит,  предположим,  что цена иностранной  валюты по отношению к рублю упала,  то есть стоимость рубля повысилась. Это даст возможность российским фирмам получить больше иностранной  валюты за каждый российский рубль. Это  означает, что для российских производителей цена на импортные ресурсы,  выраженная в рублях, упадет.

Информация о работе Совокупное предложение и факторы, влияющие на него