Совершенствование стратегии Позиционирования российских транснациональных корпораций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 18:04, автореферат

Описание работы

Цель исследования состоит в формировании на основе изучения мирового опыта и учета особенностей функционирования российской экономики теоретико-методических основ и инструментов эффективного позиционирования отечественных ТНК в глобальном экономическом пространстве.
Реализации цели исследования потребовала постановки и решения следующих задач:
– исследовать и обобщить сложившиеся теоретические представления о сущности и закономерностях процесса транснационализации экономики, выявить место и роль ТНК в современных процессах глобализации;
– проанализировать и усовершенствовать имеющиеся методологические подходы к оценке уровня транснационализации компаний;

Работа содержит 1 файл

TKACHENKO.doc

— 776.50 Кб (Скачать)

Одновременно на государственном уровне необходимо:

– определить приоритетные направления  развития отечественных ТНК  как части государственной внешнеэкономической стратегии и политики;

– принять закон «О российских ПИИ за рубежом» и откорректировать нормы закона «О регулировании иностранных инвестиций в РФ» с ориентацией на режим «взаимного обмена технологиями, активами и ресурсами»;

– способствовать интеграции российских специалистов в структуры экспертного сообщества – ассоциации, аналитические центры, т.к. в настоящее время РФ не имеет представительства ни в одной из международных экспертных структур в сфере транснационализации (ООН, ЮНКТАД и др.);

– форсировать вступление России в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС);

– создать Агентство страхования экспортных кредитов и инвестиций;

– сформировать Агентство по содействию инвестициям за рубежом с приданием ему следующих функций: внешнеполитический анализ, систематизация и прогнозирование зарубежных проектов ТНК, разработка и совершенствование системы мер и инструментов господдержки транснациональной деятельности российских компаний за рубежом;

– определить целевые параметры  господдержки ТНК: для крупных ТНК энергетического, транспортного и других развитых секторов – в информационной, аналитической, дипломатической областях; в развивающихся отраслях – в области поддержки инновационных проектов, страхования рисков, а также консультационной и финансовой помощи (рис. 6).

В заключение работы по результатам исследования были сделаны следующие основные выводы.

1. Ведущая роль в современном  мировом хозяйстве принадлежит  ТНК. Они поделили между собой  мировое экономическое пространство, основные обменные процессы идут  не столько между странами, сколько  между ТНК и их структурными подразделениями. Имея доступ к сравнительным преимуществам стран по всему миру, ТНК обеспечивают высочайший уровень эффективности своей деятельности, формируют и распределяют между своими подразделениями, по сути, мировой доход. В то же время высочайший уровень концентрации потенциала и компетенций позволяет ТНК занимать лидирующие позиции в области разработки и внедрения инноваций.

2. Обеспечение конкурентоспособности  национальной экономики, ее прорыв к распределению мирового дохода неразрывно связаны е процессом транснационализации, формированием структур, способных на равных противостоять экспансии зарубежных ТНК. Вместе с тем, несмотря на наличие довольно высокого ресурсного, кадрового и научно-технического потенциала, уровень транснационализации российского бизнеса существенно отстает от уровня развитых стран. Причинами отставания российского бизнеса в реализации тенденции транснационализации являются, как более позднее начало данного процесса (к масштабной транснационализации российские компании приступили в 2000-м г.), так и отсутствие эффективных правовых и экономических механизмов формирования и продвижения российских ТНК на уровне государства и отдельных компаний. В частности нами выделяется две группы проблем – на уровне компаний (недостаточное качество стратегий зарубежного инвестирования, механизмов управления международной сетью, инструментария продвижения компании на международном рынке) и на уровне государства (отсутствие эффективной государственной поддержки российских компаний, лоббирования их интересов на международном уровне, проблемы восстановления позитивного имиджа страны в целом).

3. Формирование эффективных механизмов  транснационализации российского бизнеса требует глубокого анализа зарубежного опыта и учета специфики экономического развития страны. Только на основе теоретического осмысления закономерностей и принципов процесса транснационализации, особенностей их проявления в условиях различных стран можно выработать эффективную государственную политику и стратегию, определить цели и задачи, стоящие в анализируемой области перед отечественными компаниями, разработать инструментарий, обеспечивающий их успешную реализацию.



 


 







 


 

 

 


 

 

Рисунок 6 – Схема взаимодействия российских транснациональных компаний и государства в процессе позиционирования российских ТНК за рубежом

4. Особую роль в активизации процессов транснационализации отечественного бизнеса, преодолении негативного отношения государственных и общественных организаций различных стран к деятельности ТНК вообще и российскому бизнесу в частности призвано сыграть использование действенных механизмов и инструментов позиционирования ТНК в глобальном экономическом пространстве. Вместе с тем российская практика позиционирования ТНК отличается бессистемностью, носит локальный и спорадический характер. Крайне редко реализуются долгосрочные программы позиционирования, «превентивные» меры, встроенные в стратегию развития компании. В основе совершенствования действующей практики должны лежать четкие представления об особенностях позиционирования ТНК, выражающихся в особой роли имиджевой составляющей, а также о составе и предметно-объектной области использования указанных инструментов и механизмов.

5. Построение эффективной системы  позиционирования российских ТНК предполагает определение конкретных целей, способов их достижения, методов и инструментов позиционирования. При этом следует учитывать необходимость воздействия не только и не столько на представителей целевых рынков, но, прежде всего, на общественное сознание, международные, региональные, национальные институты и предпринимательские структуры, лояльность которых должна быть обеспечена не только стране, являющейся для ТНК «home economic», но и в странах, где имеются филиалы, дочерние предприятия, представительства ТНК. Все это усложняет работу по мониторингу и анализу деловой, политической, социально-экономической среды.

6. Деятельность, связанная с позиционированием отечественных ТНК, по мнению автора, должна носить комплексный, системный характер и быть увязана с действиями государства по формированию позитивного имиджа России в целом и поддержке экспансии отечественного бизнеса за рубежом. В числе первоочередных мер – формирование новых институтов (Агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Агентства по содействию инвестициям за рубежом, многоуровневых GR-департаментов, имеющих региональные подразделения), совершенствование законодательной базы и мер государственной поддержки, практическое применение инструментария позиционирования, включая разработку комплексной стратегии, включенной в общую стратегию развития компании, создание соответствующих организационных механизмов управления (формирование специализированных департаментов, ориентированных на широкий спектр целевых аудиторий – властные структуры, общественные институты, бизнес-сообщество).

 

 

Основные положения и рекомендации диссертационной работы нашли

отражение в следующих публикациях:

 

1. Шевченко И.В., Мудрова Л.И., Щеблыкина  (Ткаченко) Ю.С. Проблемы транснационализации российского бизнеса // Финансы и кредит. 2010, № 3, 1 п.л. (Статья в научном издании, рекомендованном ВАК).

2. Мудрова Л.И., Щеблыкина (Ткаченко) Ю.С. Корпоративный капитал в условиях финансовой глобализации//Ресурсный потенциал национальной экономики в условиях глобализации. Материалы Международной научно-практической конференции. Краснодар, КубГУ, 2008, 0,25 п.л.

3. Мудрова Л.И., Щеблыкина (Ткаченко) Ю.С. Деятельность транснациональных корпораций: социальная ответственность и рациональное природопользование// Управление человеческими и природными ресурсами в условиях глобализации. Материалы Международной научно-практической конференции. Краснодар, КубГУ, 2008, 0,25 п.л. 

4. Мудрова Л.И., Щеблыкина (Ткаченко) Ю.С. Развитие российских транснациональных компаний в условиях глобализации // Россия: Прошлое, Настоящее, Будущее/ Материалы Международной научно-практической конференции. Краснодар, КубГУ, 2009, 0,25 п.л.

5. Щеблыкина (Ткаченко) Ю.С. Экологическая политика предприятий корпоративного сектора экономики как фактор устойчивого развития региона //Рациональное природопользование как ключевое условие повышения конкурентоспособности региона: управление человеческими ресурсами в контексте устойчивого развития» Материалы Международной научно-прак-тической конференции. Краснодар, КубГУ, 2009.,0,25 п.л.

6. Щеблыкина (Ткаченко) Ю.С. Тенденции развития ТНК в современных условиях// Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития - 2009. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Одесса, Черноморье, 2009, 0,15 п.л.

7. Щеблыкина (Ткаченко) Ю.С. Формирование и развитие российских ТНК в системе регулирования процессов транснационализации экономики// Экономика, социология, философия, право: пути создания и развития. Сборник международной (заочной) научно-практической конференции 21 декабря 2009г. Саратов, 0,25 п.л.

8. Щеблыкина (Ткаченко) Ю.С. Инновационные инструменты управления ТНК //Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании‘2009. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Одесса, 2009 г., Черноморье, 0,15 п.л.

9. Щеблыкина (Ткаченко) Ю.С. Использование инструментов GR-менеджмента в системе позиционирования ТНК // Материалы международной научно-практической конференции «Российская экономика: от кризиса к модернизации», Краснодар, КубГУ, 2010, 0,25 п.л.

10. Щеблыкина (Ткаченко) Ю.С., Ткаченко Е.С. Оптимизация взаимодействия ТНК и государственных институтов как фактор повышения эффективности продвижения российских компаний за рубежом //Материалы международной научно-практической конференции «Российская экономика: от кризиса к модернизации», Краснодар, КубГУ, 2010, 0,25 п.л.

 

 

1 World Investment Report: Investment, Trade and International Policy Arrangements/ UNCTAD, UN.-New York, Geneva, за 1996, 1996, 2000, 2003, 2008 гг., World Investment Prospects Survey 2009-2011 UNCTAD 2009. URL: http://www.unctad.org/




Информация о работе Совершенствование стратегии Позиционирования российских транснациональных корпораций