Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 18:04, автореферат
Цель исследования состоит в формировании на основе изучения мирового опыта и учета особенностей функционирования российской экономики теоретико-методических основ и инструментов эффективного позиционирования отечественных ТНК в глобальном экономическом пространстве.
Реализации цели исследования потребовала постановки и решения следующих задач:
– исследовать и обобщить сложившиеся теоретические представления о сущности и закономерностях процесса транснационализации экономики, выявить место и роль ТНК в современных процессах глобализации;
– проанализировать и усовершенствовать имеющиеся методологические подходы к оценке уровня транснационализации компаний;
Анализируя тенденции развития ТНК, автор приходит к выводу, что несмотря на утверждения сторонников неолиберальной модели развития, выдвигающих тезис о наднациональной сущности ТНК, последние не являются «надгосударственными» образованиями. Они имеют национальную прописку и выступают мощными проводниками национальных интересов.
О масштабах деятельности ТНК позволяют судить данные рис. 1.
По данным ЮНКТАД на начало 2009 г. в мире насчитывалось около 82 тысяч нефинансовых ТНК с 805-ью тыс. зарубежных филиалов (табл. 2).
ТНК функционируют практически во всех отраслях экономики, но наиболее значительная их часть – 59,6 % – сконцентрирована в сфере производства.
Ведущими отраслями транснациональной деятельности по данным на 2009 г. являются производство электрического и электронного оборудования (14,4%), бизнес-услуги (11,0%), торговля (10,2%), производство машин и оборудования (8,3%) от общего числа компаний (рис. 3).
В последние годы отраслевая структура ТНК претерпевает значительные изменения, связанные с возрастанием доли услуг: бизнес-услуг, транспортных, телекоммуникационных и др., а также предприятий ТЭК.
Рисунок 1 – Динамика объемов активов и продаж 100 ведущих нефинансовых ТНК (рассчитано автором на основании данных ЮНКТАД)
Таблица 2 – Динамика числа ТНК и их дочерних компаний за 1980–2009 гг.
Годы |
Компании-учредители |
Дочерние компании/филиалы |
1980 |
11200 |
42500 |
1991 |
35000 |
150000 |
1995 |
39000 |
270000 |
2000 |
63000 |
630000 |
2002 |
64000 |
870000 |
2005 |
77175 |
773019 |
2007 |
79000 |
790000 |
2008 |
82000 |
805000 |
2009 (прогноз) |
83500 |
820000 |
В то же время сократилось представительство в числе ведущих ТНК мира предприятий химической промышленности, строительной индустрии, медиакомпаний, что объясняется происходящими на фоне возрастающей конкурентной борьбы слияниями и поглощениями ТНК, сокращениями объемов производства в основной химии и кризисными явлениями в строительной индустрии.
Проведенный в работе анализ показывает, что существующая система показателей (табл. 3) не всегда позволяет объективно оценить результаты деятельности ТНК. В ее составе преобладают данные о притоке и оттоке прямых иностранных инвестиций, объемах производственно-сбытовой деятельности и размере иностранных активов ТНК в рамках мирового хозяйства и отдельных стран. При этом не раскрывается отраслевая и пространственная структура этих показателей, что не позволяет получить адекватные представления об отраслевых и региональных сдвигах в процессе транснационализации и отразить возрастание роли ТНК в инновационной деятельности.
До сих пор не разработаны единые подходы к оценке показателей притока и оттока ПИИ, объемов накопленных ПИИ, масштабов слияний и поглощений, что свидетельствует о необходимости уточнения и унификации показателей, характеризующих деятельность ТНК.
В этой связи целесообразно использовать опыт ряда западных стран, где информация о прямых иностранных инвестициях, аккумулируемая в рамках платежного баланса, дополняется такими статистическими системами, как статистика численности транснациональных компаний – Transnational Corporations (TNC) Statistics, статистика слияний и поглощений – Mergers and Acquisitions (M&A) Statistics, статистика аффилированных предприятий – Foreign Affiliate Trade Statistics (FATS).
Таблица 3 – Движение ПИИ в мире и международное производство ТНК1
Показатель |
Стоимость в текущих ценах, млрд. долл. |
Годовые темпы роста, % | |||||||||||
1982 |
1990 |
2006 |
2007 |
2008 |
1986- 1990 |
1991-1995 |
1996-2000 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Приток ПИИ по мировому хозяйству в целом |
58 |
207 |
1411 |
1833 |
1659 |
23,6 |
22,1 |
39,9 |
27,9 |
33,6 |
47,2 |
29,9 |
-9,5 |
Отток ПИИ по мировому хозяйству в целом |
27 |
239 |
1323 |
1997 |
1869 |
25,9 |
16,5 |
36,1 |
63,5 |
-4,3 |
50,2 |
50,9 |
-6,5 |
Накопленные ПИИ (inflow) |
789 |
1941 |
12470 |
15211 |
15897 |
15,1 |
8,6 |
16,1 |
17,3 |
6,2 |
22,5 |
22,0 |
4,5 |
Накопленные ПИИ (outflow) |
579 |
1785 |
12756 |
15602 |
16244 |
18,1 |
10,6 |
17,2 |
16,4 |
3,9 |
20,4 |
22,3 |
3,8 |
Доход по вывезенным ПИИ (outflow FDI) |
46 |
120 |
1038 |
1220 |
1010 |
18,7 |
20,2 |
10,2 |
42,4 |
27,4 |
17,1 |
17,5 |
-17,2 |
Слияния и поглощения |
- |
200 |
1118 |
1699,8 |
1205,4 |
26,6 |
19,5 |
51,5 |
37,6 |
64,2 |
20,3 |
46,4 |
-29,1 |
Объем продаж иностранных филиалов |
2741 |
6126 |
25844 |
31197 |
32245 |
19,3 |
8,8 |
8,4 |
15,0 |
1,8 |
22,2 |
20,7 |
3,4 |
Валовой продукт иностранных филиалов |
2741 |
6126 |
25844 |
31197 |
32245 |
19,3 |
8,8 |
8,4 |
15,0 |
1,8 |
22,2 |
20,7 |
3,4 |
Совокупные активы иностранных филиалов |
2206 |
6036 |
55818 |
68716 |
71258 |
17,7 |
13,7 |
19,3 |
-1,0 |
20,6 |
18,6 |
23,1 |
3,7 |
Экспорт иностранных филиалов |
688 |
1523 |
4950 |
5714 |
5936 |
21,7 |
8,4 |
3,9 |
21,2 |
12,8 |
15,2 |
15,4 |
3,9 |
Занятость в иностранных филиалах, тыс. |
21524 |
25103 |
70003 |
81615 |
80512 |
5,3 |
5,5 |
11,5 |
3,7 |
4,9 |
21,6 |
16,6 |
-1,3 |
ВВП в текущих ценах |
12083 |
22163 |
48925 |
54568 |
56478 |
9,4 |
5,9 |
1,3 |
12,6 |
8,3 |
8,3 |
11,5 |
3,5 |
Экспорт товаров и нефакторных услуг (non-factor) |
2395 |
4417 |
14848 |
17138 |
17249 |
11,6 |
7,9 |
3,8 |
21,2 |
12,8 |
15,2 |
15,4 |
0,6 |
Обобщая анализ процессов транснационализации в конце ХХ – начале XXI вв. можно сделать вывод о том, что исследуемый период характеризуется ростом конкуренции среди ТНК, снижением общего уровня монополизации, растущей отраслевой и страновой диверсификацией транснациональных компаний. Процессы интеграции мирового хозяйства протекают в условиях постоянно растущей конкуренции, причем общее число организаций с глобальным мировоззрением и культурой стабильно возрастает.
Во второй главе «Исследование тенденций развития российских ТНК: уровень и потенциал транснационализации российского бизнеса» проанализированы темпы развития и особенности транснационализации отечественных компаний. Показано, что несмотря на относительно позднее включение в этот процесс российские компании демонстрируют высокую динамику транснационализации. По данным ЮНКТАД, за период с 2000 по 2008 гг. по суммарному показателю вывезенных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) Россия вышла на лидирующие позиции в мире (рис. 4). Этому способствует наличие в стране уникального ресурсного, кадрового и интеллектуального потенциала, опыта ведения бизнеса в мультикультурной среде и в условиях территориального удаления различных объектов управления.
Рисунок 4 – Динамика накопленных ПИИ российских компаний
за рубежом в 2000-2008 гг., $ млрд
Если в 2000 г. общий объем накопленных ПИИ за рубежом составлял 20141 млрд. долл., то к 2007 г. эта сумма достигла 255211 млрд. долл., а по данным Центрального Банка России в 2008 г. сумма накопленных ПИИ составила 370 млрд. долл. Даже в условиях финансового кризиса 2008-2009 гг. российские компании сохранили высокую активность на мировом рынке (рис. 5).
В последние годы российские компании все чаще выступают в качестве инициаторов масштабных трансграничных слияний и поглощений, при этом темпы роста зарубежных активов ведущих российских компаний на порядок выше, чем в других странах мира, включая как ведущих акторов транснационального бизнеса.
Анализ мотивов экспансии
Рисунок 5 – Динамика притока и оттока ПИИ в Российскую Федерацию в 2008 – начале 2009 гг., (поквартально), млн.долл. (составлено автором на основе данных ЮНКТАД)
Таблица 4 – Мотивы транснационализации российских ТНК
Мотив транснационализации |
Тип ТНК |
Примеры |
Рыночно-ориентированные |
Крупные компании преимущественно топливно-энерге-тического комплекса и металлургические, стремящиеся либо расширить рынки сбыта, либо преодолеть торгово-политические барьеры |
Газпром, ЛУКОЙЛ, Роснефть, Сургутнефтегаз, ТНК-БП, Севрсталь. РУСАЛ |
Ресурсно-ориентированные |
Крупные и средние компании, ориентированные на добычу и переработку природных ресурсов |
АЛРОСА, РУСАЛ, ЛУКОЙЛ |
Технологически-ориентированные |
Крупные и средние компании, специализирующиеся в высокотехнологичных отраслях (машиностроение, телекоммуникации, электроника и др.) |
Вымпелком, Ситроникс, ОМЗ |
Ориентированные на повышение эффективности за счет маневрирования ресурсами |
Крупные ТНК, давно работающие на международном рынке |
АЛРОСА, Северсталь и др. |
Вместе с тем проведенный в работе анализ показал наличие препятствий на пути экспансии российского капитала, в числе которых нами выделяется ряд внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам мы относим недостаточный уровень качества управления в российских компаниях, необходимость налаживания работы в незнакомой правовой и культурной среде принимающих стран, растущие потребности координации и контроля за деятельностью филиалов со стороны материнских компаний; а к внешним – негативное отношение к российскому бизнесу в принимающих странах и низкий уровень государственной поддержки ТНК.
Одним из наиболее эффективных инструментов продвижения отечественных ТНК является их позиционирование в мировом экономическом пространстве. В традиционном понимании позиционирование представляет собой формирование, закрепление и поддержание определенной позиции субъекта, соответствующей его статусу. К особенностям позиционирования ТНК, по нашему мнению, относится особая роль имиджевой составляющей, существенно влияющей на возможности и условия функционирования филиалов ТНК в принимающих странах. Например, формирование положительного внешнего образа и эмоциональных ценностей, связанных с российским бизнесом, позволит существенно повысить его конкурентоспособность в борьбе за мировые блага, ресурсы, и рынки, добиваться доминирующего положения относительно других субъектов отношений. Исходя из этого, позиционирование ТНК в мировом экономическом пространстве автор определяет, как комплекс действий, направленных на формирование, закрепление и поддержание в общественном сознании, институциональных и предпринимательских структурах представлений, обеспечивающих лояльность к компании, поддержание ее конкурентоспособности и усиление рыночных позиций.
Отсюда в качестве базовых структурных элементов позиционирования мы выделяем:
Масштабы и многообразие сторон деятельности ТНК предопределяют достаточно сложный инструментарий их позиционирования. В частности, наиболее часто ТНК используют лоббирование интересов не только в стране базирования, но и в тех государствах, где они имеют дочерние предприятия и филиалы. Причем зачастую проводником интересов ТНК становится государство, чьим резидентом является компания или группа государств, проводящих консолидированную политику. Учитывая подвижность бизнес-среды, ТНК ведут ее постоянный мониторинг и используют имеющийся у них потенциал для того, чтобы влиять на ситуацию в том или ином регионе.
В третьей главе работы
«Разработка стратегии
Как показал проведенный в работе анализ, в зарубежной практике накоплен значительный опыт работы по поддержанию и продвижению ТНК в мировом экономическом пространстве, главными достоинствами которого являются стратегический подход, организация и развитие адекватной системы коммуникационных связей, ориентированных на властные структуры и иные целевые аудитории (Government Relations); эффективная государственная поддержка (нормативное регулирование; стимулирование зарубежных инвестиций; финансовая, организационная, координационная поддержка и т.п.). Что касается России, то поддержка отечественного бизнеса, выходящего на международный уровень, пока еще не носит стратегического характера. При этом наиболее перспективными направлениями ее развития можно считать:
– создание специализированного агентства по содействию иностранным инвестициям за рубежом, которое могло бы сочетать функции координации и стимулирования зарубежных инвестиций (аналогичные структуры успешно действуют в Австрии, Франции, Венгрии, Италии, Японии, Норвегии, Словении, Испании, Бразилии, Кении, Марокко, Омане, Сингапуре и на Ямайке);
– совершенствование
– активная политическая, дипломатическая и информационная поддержка российских компаний, направленная на преодоление негативного отношения к российскому бизнесу за рубежом.
На уровне самих российских ТНК
в целях повышения
– включение стратегии позиционир
– формирование GR-департаментов в материнских компаниях, филиалах и представительствах российских ТНК, что позволит уменьшить страновые риски, смягчить инвестиционный климат, оптимизировать аналитическую, информационную, лоббистскую деятельность на соответствующем рынке или в принимающей стране;
– передача GR-департаментам следующих функций: мониторинг деятельности органов государственной власти, бизнес-сообщества, общественного мнения; анализ последствий действия государства для компании; анализ степени влияния общественного мнения на деятельность компании; организация мероприятий по повышению имиджа компании; организация влияния на деятельность органов государственной власти.