Совершенствование инвестиционной политики в Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любому предприятию. При большом выборе видов инвестиций предприятие постоянно сталкивается с задачей выбора инвестиционного решения. Принятие инвести- ционного решения невозможно без учета следующих факторов: вид инвести- ции, стоимость инвестиционного проекта, множественность доступных проектов, ограниченность финансовых ресурсов, доступных для инвестирова- ния, риск, связанный с принятием того или иного решения и др.

Содержание

введение 3
1. Сущность инвестиций и инвестиционная деятельность 5
1.1 Сущность, понятия и виды инвестиций 5
1.2 Правовые основы инвестиционной деятельности в Республике
Беларусь 9
2. Инвестиционная деятельность ОАО «Минский маргариновый завод» 13

2.1 Выбор и обоснование стратегии инвестирования 13
2.2 Инвестиционный план 17
3.Совершенствование инвестиционной политики в Республики
Беларусь 23
3.1 Инструменты и механизмы повышения инвестиционной
активности 23
3.2 Совершенствование форм привлечения иностранного капитала 25
Заключение 27
Список используемых источников 28
Приложение 1 29
Приложение 2 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Беларуси.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

    Инвесторы в целях определения особенностей регулирования их деятель- ности рассматриваются как национальные либо иностранные инвесторы. 

    Иностранными  инвесторами в Республике Беларусь признаются:

  • иностранные государства и их административно-территориальные едини- цы в лице уполномоченных органов;
  • международные организации;
  • иностранные юридические лица;
  • иностранные граждане;
  • физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.

    Особенности регулирования деятельности иностранных  инвесторов опре- деляются Кодексом, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь. 

    Объектами инвестиционной деятельности являются:

  • недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;
  • ценные бумаги;
  • интеллектуальная собственность.

    Законодательными  актами Республики Беларусь определяются объекты, находящиеся только в собственности Республики Беларусь, что не исключает инвестиционной деятельности в отношении этих объектов.

    Законодательными  актами Республики Беларусь устанавливается  перечень объектов, в отношении которых  запрещено осуществление инвестиционной деятельности всем инвесторам, за исключением Республики Беларусь. 

    Инвестиционная  деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах:

  1. создание юридического лица;
  2. приобретение имущества или имущественных прав, а именно:
  • доли в уставном фонде юридического лица;
  • недвижимости;
  • ценных бумаг;
  • прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • концессий;
  • оборудования;
  • других основных средств.

    Отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, регулируются настоящим Кодексом, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, а также инвестиционными договорами с Республикой Беларусь. Направление инвестиций юридических и физических лиц Республики Беларусь на территорию иностранных государств регулируется Кодексом, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, а также законодательством государства, на территории которого осуществляется инвестиционная деятель- ность.

    Если  международным договором Республики Беларусь, вступившим в си- лу, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены Кодексом и ины- ми законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора.

 

2. Инвестиционная деятельность оао «минский маргариновый завод»

2.1 Выбор и обоснование стратегии инвестирования

1. Общие положения

    При решении задачи выбора формы и  организационной схемы финансиро- вания инвестиционного плана учитывались:

  • Макроэкономический аспект (состояние инвестиционных процессов в Республике Беларусь, проблемы и тенденции);
  • Преимущества и недостатки наиболее распространенных форм финанси- рования инвестиционных проектов;
  • Микроэкономический аспект (состояние и перспективы предприятия, значимость и эффективность реализуемого проекта, степень готовности к инвестициям и др.).

    На  основе анализа состояния инвестиционных процессов в стране, класс- сификации основных форм финансирования, оценки преимуществ и недостат- ков каждой из приведенных форм, схем исследованы варианты выбора страте- гии финансирования предприятия.

2. Макроэкономические аспекты выбора стратегии инвестирования

    Чрезмерное  изъятие ресурсов у предприятий  вынуждало их истощать свои активы. В 1999-2000 гг. произошло существенное снижение оборотных средств предприятий республики (в фиксированных ценах − на 18,8%).Показатель обеспеченности оборотных средств предприятий снизился с 27,6% (на 1.10.98 г.) до 14,1 % в 2000 г. Одновременно непрерывно увеличивается накопленный износ основных средств. Так, износ активной части основных фондов в про- мышленности страны за последние годы возрастал на 3-4 % в год и составил около 79 % в 2000 г., а износ основного технологического оборудования на многих предприятиях превысил 90-95%. В среднем скорость накопления износа превышала скорость обновления фондов не менее чем в 2 раза.

    Как видно из приведенных данных, несмотря на острую необходимость модернизации основных фондов (приложение 1, таблица 1), происходит устой- чивое снижение инвестиций в объекты производственного назначения. Струк- тура инвестиций в основной капитал по всем объектам инвестирования в зави- симости от источников инвестиций представлена в таблице 2 (приложение 2).

    Краткий анализ современного состояния инвестиций в Республике Бела- русь приводит к следующим выводам о сложившихся проблемах и тенденциях:

  • абсолютное снижение притока инвестиций − по данным Министерства статистики и анализа инвестиции в основной капитал составили в 2000 году 96,6 процента по сравнению с 1999 годом, и 44,4 % к уровню 1990 г.;
  • относительное снижение притока инвестиций в основной капитал − доля инвестиций в ВВП сократилась с 21,6 % в 1990 г. до 16,9 % в 2000 г.;
  • явное несоответствие объема инвестиций задачам реконструкции и мо- дернизации основных производственных фондов белорусских предприятий: для оживления общественного производства доля инвестиций в ВВП должна превышать 25%;
  • неэффективное использование собственных средств на инвестиционные цели (по данным многих наблюдаемых предприятий только 15-20 % амортиза- ционных отчислений направляется на капиталовложения);
  • низкие показатели притока иностранного капитала − 63,6 млрд. руб. за 2000 г. (4,1 % к общему объему инвестиций) против 147,68 млрд. руб. за 1999г. (2,4 % к общему объему инвестиций).
  • слабость государственной поддержки инвестиций в основной капитал (в 1999 г. доля инвестиций из республиканского бюджета составила 11,9 %, в 2000 г. − только 11 %).

    Вышеуказанные тенденции обусловлены, прежде всего, сложным финансо- вым положением большинства предприятий, удорожанием инвестиционных ресурсов, строительных услуг, высокой степенью кредитных рисков, значитель- ной величиной банковских процентных ставок, определенным уменьшением государственного финансирования, недостаточными иностранными инвести- циями.

    Согласно  разработанному Министерством экономики  проекту Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. к концу прогнозного периода  предусматривается:

  • сохранить основным источником инвестирования собственные и заемные средства предприятий (примерно 55 % к 2005 г.);
  • увеличить долю валового накопления в ВВП до 26 %;
  • увеличить общий объем инвестиций в основной капитал по сравнению с 2000 г. в 1,4-1,6 раза.

    Планируется обуздать инфляцию, а вместе с ней и банковские процентные ставки, удержать контроль над валютным курсом белорусского рубля, не до- пускать роста неналоговых изъятий у предприятий, восстановить приоритет- ность инвестирования в производственные объекты, доведя ее долю в общем объеме инвестиций уже в 2002 г. до 65-70 %.

    Основными положениями Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы запланирована реализация комплекса  мер, обеспечивающих повышение эффективности  производства. Предусматри-вается ускорить создание межгосударственных финансово-промышленных групп. Это позволит осуществить техническое и технологическое перевооруже-ние промышленных комплексов Беларуси и России...

    Глобализация  мировой экономики требует организационно-управлен-ческой и технологической модернизации промышленности с целью создания комплекса транснациональных корпораций (ТНК) с Беларусью в качестве стра-ны базирования. Совершенствование структуры промышленности по такому принципу позволит расширить присутствие белорусских производителей на внешних рынках, привлечь стратегические инвестиции со стороны западных ТНК, использовать новые технологии... Рост объемов инвестиций будет осу-ществляться также за счет средств населения, кредитов банков, иностранных инвестиций, эмиссии ценных бумаг.

    Важной  задачей становится также создание механизмов стимулирования использования  полученной прибыли и амортизации  на техническое перевоору- жение предприятий.

    В 2001-2005 годах основную часть собственных  и заемных средств пред- приятий, а также государственных капитальных вложений на конкурсной и возвратной основе предполагается направлять на решение задач по их реструк- туризации, качественному обновлению основных производственных фондов и повышение эффективности и конкурентоспособности экономики в целом. На- мечается расширить инвестиционное сотрудничество со странами СНГ, и в пер- вую очередь с Россией, как на правительственном уровне, так и на уровне пря- мых связей между предприятиями. Предстоит создать эффективную систему привлечения иностранных инвестиций. Предполагается завершить формирова- ние нормативно-правовой базы в области налогового, кредитного, валютного, таможенного регулирования инвестиций, обеспечить иностранным инвесторам стабильные, благоприятные условия для предпринимательской деятельности, пересмотреть функции министерств и других органов государственного управ- ления в области привлечения зарубежного капитала.

    Предусматривается развивать систему страхования  некоммерческих рис- ков, улучшить информационное обеспечение иностранных инвесторов, разви- вать организационно-правовые формы привлечения иностранного капитала (транснациональные компании, международные лизинговые компании, между- народные консорциумы, концессии). Начиная с 2003 года, намечается привле- чение 0,9 − 1,0 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций в основ- ные производственные фонды.

 

2.2 Инвестиционный план

1. Общие характеристики

    Главной, стратегической целью инвестиционного  плана является осу- ществление полной, комплексной реконструкции и технического перевоору- жения предприятия, направленной на увеличение объемов производства и сбыта, прежде всего − маргариновой продукции, снижение себестоимости производства, освоение новых видов продукции, решение экологических и социальных проблем.

    Инвестиционный  план предприятия включает в себя более 20 инвести- ционных проектов, сгруппированных в 5 основных этапов:

    а) техническое перевооружение процессов рафинации и дезодорации;

    б) организация производства фасованного растительного масла;

    в) техническое перевооружение маргаринового производства;

    г) техническое перевооружение майонезного производства;

    д) компьютеризация процессов управления производством. 

2. Состав инвестиционного плана

    Ниже  приводится краткое описание основных этапов инвестиционного плана. Их нумерация достаточно условна, так как последовательность реали- ации этапов и входящих в них инвестиционных проектов может быть уточнена либо пересмотрена специалистами предприятия и стратегического инвестора исходя из избираемой стратегии и тактики финансирования технико-экономи- ческого развития предприятия.

Этап 1 − техническое перевооружение процессов рафинации и дезодорации.

    На  этом этапе предусматривается замена линий периодической рафинации  масла (Россия, Украина), непрерывной  рафинации масла "Вестфалия" (Герма- ния), дезодорации масел и жиров "Спомаш" (Польша) и организация современ- ного технологического процесса рафинации и дезодорации масел и жиров производительностью более 200 тонн в сутки.

    Особенно  следует отметить планируемую к  внедрению технологию вымо- раживания (винтеризации) масла, что позволит избавить его от неприятного осадка, доставляющего много хлопот покупателям.

Этап 2 − организация производства фасованного растительного масла.

    Этот  этап включает ряд инвестиционных проектов по организации розлива в полиэтиленовую тару растительного масла (подсолнечного и рапсового) раз- личной степени очистки. Введение производственных мощностей по розливу около 50 тонн масла в сутки позволит, прежде всего, организовать гарантиро- ванное обеспечение потребностей населения республики в растительном масле, а также устранить с внутреннего рынка ряд конкурентов, не всегда постав- ляющих отечественному потребителю качественную продукцию.

Информация о работе Совершенствование инвестиционной политики в Республики Беларусь