Состояние малого бизнеса в РБ

Автор: r*********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства. Целью работы - анализ состояния малого бизнеса в Беларуси и зарубежных странах, оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.

Содержание

Введение
1. Малый бизнес и его роль в экономике
1.1. Понятие малого бизнеса
1.2. Роль малого бизнеса в экономике
1.3. Зарубежный опыт. Малый бизнес в Индии
2. Правовое регулирование малого бизнеса в Беларуси
2.1. Создание, государственная регистрация и ликвидация малого предприятия
2.1.1. Порядок создания
2.1.2.Государственная регистрация
2.1.3.Ликвидация предприятия
2.2. Государственная поддержка малого предпринимательства
2.3. Особенности налогообложения малого предпринимательства
3. Перспективы развития малого бизнеса и его экономическая эффективность на современном этапе
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Состояние малого бизнеса в Беларуси и зарубежных странах.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

При отказе в  государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя сбор, уплаченный за государственную регистрацию, возврату не подлежит. Юридическое лицо считается созданным со дня его государственной регистрации. 

По результатам  проверки соответствия представленных документов законодательству орган государственной регистрации вносит запись в соответствующий реестр и выдает вновь созданному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о государственной регистрации установленного Министерством юстиции РБ образца. 

Единый государственный  реестр является банком данных РБ о  созданных, действующих, реорганизованных и ликвидированных юридических  лицах и индивидуальных предпринимателях. Единый государственный реестр включает реестр Регистрационной Палаты Министерства юстиции РБ, реестры территориальных органов государственной регистрации. 

Свидетельство о государственной регистрации  является официальным документом, подтверждающим факт государственной регистрации  юридического лица или индивидуального предпринимателя. Выдача свидетельства о государственной регистрации не является основанием для начала деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательством, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может заниматься только на основании лицензии.  

2.1.3 Ликвидация  предприятия 

В соответствии с Гражданским кодексом предприятие  ликвидируется в следующих случаях: признания его банкротом; принятия решения о запрете деятельности предприятия из - за невыполнения условий, установленных законодательством; признания судом недействительными учредительных документов и решения о создании предприятия; по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами и входящих в ее состав республик. 

Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается объявленная арбитражным судом  или должником неспособность  удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая  неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Внешним признаком несостоятельности является приостановление текущих платежей, когда предприятие не обеспечивает или заведомо неспособно обеспечивать выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. 

Дела о банкротстве  рассматриваются арбитражным судом  по месту нахождения должника. Причем размеры претензий к должнику в совокупности должны быть не меньше 500 установленных законодательством размеров минимальной заработной платы. Основанием для возбуждения дела о банкротстве предприятия является заявление кредитора или должника. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из следующих решений: о признании должника несостоятельным и открытии конкурсного производства; об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства выявлена фактическая состоятельность должника и требования кредитора могут быть удовлетворены; о приостановлении производства по делу о банкротстве предприятия. 

Типы применяемых  к должнику процедур: реорганизационные; ликвидационные; мировое соглашение.  

Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом должника и санацию. 

Основанием для  установления внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия для продолжения его деятельности путем реализации части имущества должника и осуществления других организационных и экономических мероприятий, а также заключения мирового соглашения с кредиторами. Продолжительность проведения процедуры внешнего управления имуществом должника не должна превышать 12 месяцев. 

При установлении внешнего управления имуществом должника арбитражный суд назначает арбитражного управляющего. При этом кредиторы и должники вправе предложить кандидатуры арбитражного управляющего. При наличии нескольких кандидатур управляющий назначается на конкурсной основе. Кандидат в арбитражные управляющие должен быть юристом или экономистом либо обладать опытом практической работы в хозяйстве, а также не иметь судимостей. Арбитражный управляющий должен иметь лицензию, выдаваемую государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Им не могут быть назначены лица, осуществлявшие в течение трех последних лет управление делами должника - юридического лица. 

В зависимости  от результатов проведения внешнего управления имуществом арбитражный  суд может: принять решение о  завершении процедуры внешнего управления имуществом должника и прекращении производства по делу о банкротстве предприятия либо решение об утверждении мирового соглашения; принять решение о прекращении внешнего управления имуществом должника, признании его банкротом и об открытии конкурсного производства. 

К ликвидационным процедурам, применяемым к предприятию-должнику, относятся: принудительная ликвидация предприятия на основе конкурсного  производства; добровольная ликвидация предприятия. 

Признание предприятия  банкротом означает, что арбитражный  суд принимает решение о принудительной ликвидации предприятия. Она осуществляется в порядке конкурсного производства. Арбитражный суд назначает на предприятие конкурсного управляющего, который получает следующие права: распоряжаться имуществом должника; изучать обоснованность требований кредиторов; формировать состав ликвидационной комиссии и руководить ее работой и т. д. Созданная на предприятии ликвидационная комиссия проводит оценку стоимости имущества предприятия, устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов из стоимости имущества предприятия. Имущество предприятия-банкрота подлежит продаже покупателю, предложившему самую высокую цену. 

Добровольная  ликвидация предприятия проводится по решению его собственников  под контролем кредиторов. Собственники предприятия принимают решение о его ликвидации, информируют об этом кредиторов, производят расчеты с ними. Добровольная ликвидация предприятия проводится во внесудебном порядке, т. е. без подачи заявления в арбитражный суд и открытия конкурсного производства. 

На любом этапе  производства по делу о банкротстве  предприятия между должником  и кредитором может быть заключено  в письменной форме мировое соглашение (отсрочка, рассрочка, изменение обязательств должника и др.), которое подлежит утверждению арбитражным судом и считается принятым, если за него высказались большинство кредиторов от их общего числа. Оно вступает в силу со дня утверждения его арбитражным судом и является обязательным для всех кредиторов. 

2.2 Государственная  поддержка малого предпринимательства 
 

Республика Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает  необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий  для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в  т. ч. путем привлечения иностранных инвестиций. Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности.  

За последние  годы в Республике Беларусь наблюдается  положительная динамика количественного  роста субъектов малого предпринимательства. На частных малых предприятиях обеспечены более высокие темпы роста по основным экономическим показателям, чем в целом по отраслям экономики. Это еще раз подтверждает, что субъекты малого бизнеса более мобильны и являются важным источником экономического роста страны. 

Сфера малого предпринимательства  охватывает практически все отрасли и сферы деятельности. Наибольшее количество субъектов малого бизнеса в торговле и общественном питании - 39,6%, промышленности - 23,6%, строительстве - 12,1%, на транспорте - 5,9%. 

Государственная политика в области развития и  поддержки предпринимательства является неотъемлемой частью экономической политики страны. Система государственной поддержки малого предпринимательства начала формироваться после принятия в 1996 г. Закона Республики Беларусь ”О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь“. С 1997 г. разрабатываются и реализуются годовые программы государственной поддержки малого предпринимательства. Утверждена Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2006 г., целью которой является дальнейшее формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого бизнеса на основе совершенствования форм и методов государственной поддержки данного сектора экономики. 

К настоящему времени  сложилась и функционирует единая система поддержки предпринимательства, имеющая следующую структуру: Департамент по предпринимательству Министерства экономики, как государственный орган, отвечающий за проведение в жизнь государственной политики по поддержке предпринимательства, Белорусский Фонд финансовой поддержки предпринимательства, областные учреждения финансовой поддержки предпринимателей, субъекты инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионах (центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства), некоммерческие организации предпринимателей.  

Для решения  проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, функционирует Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, при Совете Министров - Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого предпринимательства, при Министерстве экономики - рабочая группа, в состав которой включены представители некоммерческих организаций предпринимателей, на областном уровне - советы (комиссии) по развитию предпринимательства. В целях повышения уровня организации взаимодействия индивидуальных предпринимателей, собственников (арендодателей) торговых мест, местных исполнительных и распорядительных органов на рынках и иных торговых объектах республики созданы советы индивидуальных предпринимателей.  

В целях обеспечения  гарантий, соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность, расширения рынка товаров  и услуг, формирования в стране благоприятного экономического климата Президентом  Республики Беларусь подписаны Указы от 24 марта 2005 г. № 148 «О неотложных мерах по поддержке предпринимательства» и от 18 июня 2005 г. № 285 "О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности", 16 мая 2005 г. №225 «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности». 

В республике ежегодно проводится республиканский конкурс  «Лучший предприниматель года», который способствует повышению  профессионализма и деловой репутации  руководителей и коллективов  предпринимательских структур, созданию положительного имиджа предпринимателя, стимулированию предпринимательской инициативы населения для решения задач социально-экономического развития страны.  

С целью выработки  новых направлений и расширения сферы применения мер государственной  поддержки предпринимательства разработан проект Концепции государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на 2006-2010 гг., подготовлен проект закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства», в котором определены основные принципы, виды и формы государственной поддержки субъектов предпринимательства. 

Государственная политика поддержки и развития малого предпринимательства в 2006 г., а также  на среднесрочную перспективу до 2010 г. будет направлена на дальнейшее совершенствование регулирования предпринимательской деятельности с целью создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития данного сектора экономики. Особое внимание государства придается формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, активизации деятельности данных субъектов хозяйствования в инвестиционной и инновационной сферах, стимулированию развития предпринимательства не только в столице и областных центрах, но и в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах. Достижение поставленной цели предполагает реализацию мер по следующим основным направлениям: 

- минимизация  административных и иных ограничений,  усложняющих деятельность и сдерживающих  развитие субъектов малого и  среднего предпринимательства;  

- создание благоприятных  условий для доступа субъектов  малого и среднего предпринимательства  к кредитно-финансовым, материально-техническим,  информационным ресурсам, к научно-техническим  разработкам, новым и высоким  технологиям; 

Информация о работе Состояние малого бизнеса в РБ