Автор: r*********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:26, курсовая работа
В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства. Целью работы - анализ состояния малого бизнеса в Беларуси и зарубежных странах, оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.
Введение
1. Малый бизнес и его роль в экономике
1.1. Понятие малого бизнеса
1.2. Роль малого бизнеса в экономике
1.3. Зарубежный опыт. Малый бизнес в Индии
2. Правовое регулирование малого бизнеса в Беларуси
2.1. Создание, государственная регистрация и ликвидация малого предприятия
2.1.1. Порядок создания
2.1.2.Государственная регистрация
2.1.3.Ликвидация предприятия
2.2. Государственная поддержка малого предпринимательства
2.3. Особенности налогообложения малого предпринимательства
3. Перспективы развития малого бизнеса и его экономическая эффективность на современном этапе
Заключение
Список используемой литературы
При отказе в
государственной регистрации юридического
лица или индивидуального предпринимателя
сбор, уплаченный за государственную регистрацию,
возврату не подлежит. Юридическое лицо
считается созданным со дня его государственной
регистрации.
По результатам
проверки соответствия представленных
документов законодательству орган государственной
регистрации вносит запись в соответствующий
реестр и выдает вновь созданному юридическому
лицу или индивидуальному предпринимателю
свидетельство о государственной регистрации
установленного Министерством юстиции
РБ образца.
Единый государственный
реестр является банком данных РБ о
созданных, действующих, реорганизованных
и ликвидированных юридических
лицах и индивидуальных предпринимателях.
Единый государственный реестр включает
реестр Регистрационной Палаты Министерства
юстиции РБ, реестры территориальных органов
государственной регистрации.
Свидетельство
о государственной регистрации
является официальным документом, подтверждающим
факт государственной регистрации
юридического лица или индивидуального
предпринимателя. Выдача свидетельства
о государственной регистрации не является
основанием для начала деятельности, подлежащей
лицензированию в соответствии с законодательством.
Отдельными видами деятельности, перечень
которых определяется законодательством,
юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель может заниматься только
на основании лицензии.
2.1.3 Ликвидация
предприятия
В соответствии
с Гражданским кодексом предприятие
ликвидируется в следующих
Под несостоятельностью
(банкротством) предприятия понимается
объявленная арбитражным судом
или должником неспособность
удовлетворять требования кредиторов
по оплате товаров (работ, услуг), включая
неспособность обеспечить обязательные
платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Внешним признаком несостоятельности
является приостановление текущих платежей,
когда предприятие не обеспечивает или
заведомо неспособно обеспечивать выполнение
требований кредиторов в течение трех
месяцев со дня наступления сроков их
исполнения.
Дела о банкротстве
рассматриваются арбитражным
Типы применяемых
к должнику процедур: реорганизационные;
ликвидационные; мировое соглашение.
Реорганизационные
процедуры включают внешнее управление
имуществом должника и санацию.
Основанием для
установления внешнего управления имуществом
должника является наличие реальной возможности
восстановить платежеспособность предприятия
для продолжения его деятельности путем
реализации части имущества должника
и осуществления других организационных
и экономических мероприятий, а также
заключения мирового соглашения с кредиторами.
Продолжительность проведения процедуры
внешнего управления имуществом должника
не должна превышать 12 месяцев.
При установлении
внешнего управления имуществом должника
арбитражный суд назначает арбитражного
управляющего. При этом кредиторы и должники
вправе предложить кандидатуры арбитражного
управляющего. При наличии нескольких
кандидатур управляющий назначается на
конкурсной основе. Кандидат в арбитражные
управляющие должен быть юристом или экономистом
либо обладать опытом практической работы
в хозяйстве, а также не иметь судимостей.
Арбитражный управляющий должен иметь
лицензию, выдаваемую государственным
органом по делам о банкротстве и финансовому
оздоровлению. Им не могут быть назначены
лица, осуществлявшие в течение трех последних
лет управление делами должника - юридического
лица.
В зависимости
от результатов проведения внешнего
управления имуществом арбитражный
суд может: принять решение о
завершении процедуры внешнего управления
имуществом должника и прекращении производства
по делу о банкротстве предприятия либо
решение об утверждении мирового соглашения;
принять решение о прекращении внешнего
управления имуществом должника, признании
его банкротом и об открытии конкурсного
производства.
К ликвидационным
процедурам, применяемым к предприятию-
Признание предприятия
банкротом означает, что арбитражный
суд принимает решение о принудительной
ликвидации предприятия. Она осуществляется
в порядке конкурсного производства. Арбитражный
суд назначает на предприятие конкурсного
управляющего, который получает следующие
права: распоряжаться имуществом должника;
изучать обоснованность требований кредиторов;
формировать состав ликвидационной комиссии
и руководить ее работой и т. д. Созданная
на предприятии ликвидационная комиссия
проводит оценку стоимости имущества
предприятия, устанавливает очередность
удовлетворения требований кредиторов
из стоимости имущества предприятия. Имущество
предприятия-банкрота подлежит продаже
покупателю, предложившему самую высокую
цену.
Добровольная
ликвидация предприятия проводится
по решению его собственников
под контролем кредиторов. Собственники
предприятия принимают решение о его ликвидации,
информируют об этом кредиторов, производят
расчеты с ними. Добровольная ликвидация
предприятия проводится во внесудебном
порядке, т. е. без подачи заявления в арбитражный
суд и открытия конкурсного производства.
На любом этапе
производства по делу о банкротстве
предприятия между должником
и кредитором может быть заключено
в письменной форме мировое соглашение
(отсрочка, рассрочка, изменение обязательств
должника и др.), которое подлежит
утверждению арбитражным судом и считается
принятым, если за него высказались большинство
кредиторов от их общего числа. Оно вступает
в силу со дня утверждения его арбитражным
судом и является обязательным для всех
кредиторов.
2.2 Государственная
поддержка малого
Республика Беларусь
придает большое значение развитию
малого предпринимательства, принимает
необходимые меры по стимулированию,
созданию благоприятных условий
для повышения инвестиционной активности
в данном секторе экономики, в
т. ч. путем привлечения иностранных инвестиций.
Предпринимательство играет важную роль
в социально-экономическом развитии страны,
способствуя формированию конкурентной
среды, росту производства потребительских
товаров, расширению сферы услуг, созданию
новых рабочих мест, приданию экономике
дополнительной стабильности.
За последние
годы в Республике Беларусь наблюдается
положительная динамика количественного
роста субъектов малого предпринимательства.
На частных малых предприятиях обеспечены
более высокие темпы роста по
основным экономическим показателям,
чем в целом по отраслям экономики. Это
еще раз подтверждает, что субъекты малого
бизнеса более мобильны и являются важным
источником экономического роста страны.
Сфера малого предпринимательства
охватывает практически все отрасли и
сферы деятельности. Наибольшее количество
субъектов малого бизнеса в торговле и
общественном питании - 39,6%, промышленности
- 23,6%, строительстве - 12,1%, на транспорте
- 5,9%.
Государственная
политика в области развития и
поддержки предпринимательства является
неотъемлемой частью экономической политики
страны. Система государственной поддержки
малого предпринимательства начала формироваться
после принятия в 1996 г. Закона Республики
Беларусь ”О государственной поддержке
малого предпринимательства в Республике
Беларусь“. С 1997 г. разрабатываются и реализуются
годовые программы государственной поддержки
малого предпринимательства. Утверждена
Программа государственной поддержки
малого предпринимательства в Республике
Беларусь на 2006 г., целью которой является
дальнейшее формирование благоприятных
условий для устойчивого развития малого
бизнеса на основе совершенствования
форм и методов государственной поддержки
данного сектора экономики.
К настоящему времени
сложилась и функционирует
Для решения
проблем, сдерживающих развитие предпринимательства,
функционирует Совет по развитию
предпринимательства в
В целях обеспечения
гарантий, соблюдения прав и законных
интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность, расширения рынка товаров
и услуг, формирования в стране благоприятного
экономического климата Президентом
Республики Беларусь подписаны Указы
от 24 марта 2005 г. № 148 «О неотложных мерах
по поддержке предпринимательства» и
от 18 июня 2005 г. № 285 "О некоторых мерах
по регулированию предпринимательской
деятельности", 16 мая 2005 г. №225 «О некоторых
вопросах осуществления физическими лицами
ремесленной деятельности».
В республике ежегодно
проводится республиканский конкурс
«Лучший предприниматель года»,
который способствует повышению
профессионализма и деловой репутации
руководителей и коллективов
предпринимательских структур, созданию
положительного имиджа предпринимателя,
стимулированию предпринимательской
инициативы населения для решения задач
социально-экономического развития страны.
С целью выработки
новых направлений и расширения
сферы применения мер государственной
поддержки предпринимательства разработан
проект Концепции государственной поддержки
и развития малого и среднего предпринимательства
на 2006-2010 гг., подготовлен проект закона
«О поддержке малого и среднего предпринимательства»,
в котором определены основные принципы,
виды и формы государственной поддержки
субъектов предпринимательства.
Государственная
политика поддержки и развития малого
предпринимательства в 2006 г., а также
на среднесрочную перспективу до
2010 г. будет направлена на дальнейшее
совершенствование
- минимизация
административных и иных
- создание благоприятных
условий для доступа субъектов
малого и среднего