Автор: r*********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:26, курсовая работа
В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства. Целью работы - анализ состояния малого бизнеса в Беларуси и зарубежных странах, оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.
Введение
1. Малый бизнес и его роль в экономике
1.1. Понятие малого бизнеса
1.2. Роль малого бизнеса в экономике
1.3. Зарубежный опыт. Малый бизнес в Индии
2. Правовое регулирование малого бизнеса в Беларуси
2.1. Создание, государственная регистрация и ликвидация малого предприятия
2.1.1. Порядок создания
2.1.2.Государственная регистрация
2.1.3.Ликвидация предприятия
2.2. Государственная поддержка малого предпринимательства
2.3. Особенности налогообложения малого предпринимательства
3. Перспективы развития малого бизнеса и его экономическая эффективность на современном этапе
Заключение
Список используемой литературы
Оказываемая государством
организационная, финансовая и техническая
помощь сектору МП в части развития
инфраструктуры поддержки, в снижении
налоговых требований и административных
барьеров позволили создать динамичный
и гибкий сектор экономики, во многом
отвечающий современным требованиям международной
рыночной конкуренции. За последние десять
лет эти меры позволили обеспечить устойчивый
рост количества малых предприятий и повысить
общую занятость в этом секторе экономики.
Прогресс в
развитии малого предпринимательства
в значительной степени определяется
устойчивой позитивной политикой правительства
в отношении этого сектора экономики,
которая осуществляется по следующим
основным направлениям:
- повышение
- облегчение
доступа на глобальные рынки
путем координации усилий всех
правительственных структур , институциональных
партнеров и частного сектора в реализации
согласованной торговой политики и в выработке
маркетинговой стратегии;
- стимулирование
инновационных процессов и
- поддержка малых
промышленных и
- обеспечение
малых предприятий финансовой
и технологической поддержкой, повышение
квалификации сотрудников, совершенствование
культура и качества производства в целях
всемерного развитию экспортных возможностей
сектора малого предпринимательства.
В Индии действует
около 3,6 млн. малых промышленных предприятий,
которые составляют 95% от числа всех
промышленных предприятий страны. Сектор
малого бизнеса обеспечивает выпуск 40%
промышленной продукции поставляя 35% экспорта.
Однако в связи общей неразвитостью промышленности,
доля сектора малого предпринимательства
не превышает 6,86% в ВВП страны. Общая занятость
в секторе малого предпринимательства
составляет 19,9 млн. человек, которые выпускают
почти 8 тысяч видов промышленной продукции
от простейших товаров до сложнейших видов
продукции, производимой с применением
высоких технологий на современном оборудовании.
Государственным заказом зарезервировано
производство 749 видов продукции только
в секторе малого бизнеса, которому также
предоставлено исключительное право продажи
государству 358 видов товаров.
Малые предприятия,
имеющие более 10 занятых, в основном,
располагаются в городах и на прилежащих
территориях, а предприятия с численностью
менее 5 занятых находятся в сельской местности.
Причем в городах располагаются преимущественно
предприятия, связанные с относительно
сложными технологическими процессами
(пищевая промышленность, металлообработка,
текстильное и химическое производство,
изготовление изделий из бумаги, полиграфия
и др.).
2. Правовое регулирование
малого бизнеса в Беларуси
2.1 Создание, государственная
регистрация и ликвидация
2.1.1 Порядок создания
Предприятие может
быть учреждено по решению собственника
имущества или уполномоченного
им органа. Государственная регистрация
предприятия, независимо от его организационно-правовой
формы, осуществляется местным органом
власти по месту учреждения предприятия.
Решение о регистрации или отказе в регистрации
должно быть принято не позднее, чем в
месячный срок с момента подачи документов.
Отказ в регистрации возможен только в
случаях нарушения установленного порядка
создания предприятия, а также несоответствия
учредительных документов требованиям
законодательства.
В работе по созданию
предприятия можно выделить два
основных этапа: подготовительный и
оформление документов и регистрация.
На подготовительном этапе важно
осуществить следующее: оценить имеющиеся
возможности (свои и партнеров), ответить
на вопросы: в чем заключается конструктивная
идея, какова ее конкурентоспособность,
какие имеются ресурсы для ее реализации,
определить конечные цели; определить
задачи и основные направления деятельности.
На втором этапе разрабатываются учредительные
документы: устав и договор учредителей
предприятия.
Устав - это конституция
предприятия, основной закон его
деятельности. В уставе определяются
цели, задачи и профиль предприятия,
сфера его деятельности, органы управления
и контроля, порядок образования имущества,
распределения дохода, условия реорганизации.
В уставе обязательно указываются организационно-правовая
форма предприятия, его местонахождение,
предмет деятельности. В уставе должен
быть раздел, описывающий систему управления
предприятия. Для каждой организационно-правовой
формы система управления имеет специфику
и допускаются различные ее вариации.
На небольшом предприятии, где количество
работающих 10-20 человек, достаточно определить
руководителя и установить правило, по
которому ряд вопросов решается руководителем,
совместно с трудовым коллективом. Важным
разделом устава является правовой режим
имущества предприятия, распределение
полученной прибыли. Необходимо отразить
права предприятия по использованию имущества
(является ли оно собственником имущества
или имущество находится у него в оперативном
управлении). Собственник вправе совершать
в отношении имущества любые сделки (продать,
обменять и т. д.). Устав может ограничивать
права предприятия несобственника по
распоряжению имуществом. Он может запрещать
ему сдавать имущество в аренду, продавать
его и т. д. То есть собственник через устав
определяет режим использования имущества,
то лицо, которое вправе осуществлять
сделки по распоряжению имуществом.
Вторым учредительным
документом предприятия является договор
учредителей. В нем перечисляются
учредители, фиксируется размер вклада
каждого учредителя в уставный капитал
предприятия, определяется, кто уполномочен
совершать те или иные сделки, как
распределяется прибыль. После оформления
документов их представляют на регистрацию.
Как показывает
практика, одним из наиболее сложных
этапов в организации дела является
подготовка учредительных документов.
Учредительные документы можно
подготовить самому, а можно привлечь
к этому квалифицированных специалистов.
Если предприниматель решил готовить
учредительные документы самостоятельно,
он должен проконсультироваться в местной
администрации, там, где он собирается
регистрировать свое предприятие, об особенностях
их оформления.
Основной документ,
регулирующий деятельность предприятия
- устав. Он закрепляет правоспособность
предприятия как юридического лица,
возможность его участия в
различных хозяйственно-
- вид предприятия;
- его наименование
и местонахождение;
- организационно-правовая
форма;
- предмет и
цели деятельности;
- органы управления
и контроля, их компетенция;
- порядок образования
имущества предприятия, его выкупа, распределение
прибыли;
- условия реорганизации
и прекращения деятельности.
Как правило, в
устав включаются правовые основы деятельности
предприятия, положения об организации,
оплате и стимулировании труда, социальном
обеспечении работников, порядке разрешения
споров, страхования имущества. По мере
необходимости в устав вносятся изменения,
причем делать это нужно обязательно по
согласованию с работниками предприятия.
Все изменения в уставе подлежат обязательному
утверждению по месту регистрации предприятия.
2.1.2 Государственная
регистрация
Любой гражданин,
достигший 18-летнего возраста, если
он не признан судом полностью
или частично недееспособным, может
стать предпринимателем. Гражданин
вправе заниматься предпринимательством
без образования юридического лица только
с момента государственной регистрации
в качестве индивидуального предпринимателя.
Государственная регистрация граждан,
пожелавших стать предпринимателями,
производится в соответствии с Законом
РБ «О государственной регистрации юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей
в РБ».
Государственная
регистрация юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей
осуществляется в целях:
- поверки соответствия
учредительных документов
- удостоверения
факта создания, реорганизации и
ликвидации юридического лица;
- учета созданных,
реорганизованных, ликвидированных
юридических лиц на территории
РБ;
- учета действующих
и прекративших свою
- ведение Единого
государственного реестра;
- создания информационного
банка данных о юридических
лицах и учета индивидуальных
предпринимателей.
Для государственной
регистрации юридического лица в
орган государственной
В случае формирования
уставного капитала денежными средствами
подобным документом является справка
кредитной организации о размере собственных
денежных средств, находящихся на временном
(накопительном) расчетном счете, открытом
одним из учредителей создаваемого юридического
лица. В случае внесения в уставный капитал
создаваемого юридического лица вклада
в иной форме, учредители представляют
в орган государственной регистрации
необходимые документы, подтверждающие
правовой статус данного вклада.
Для государственной
регистрации индивидуального
Для государственной
регистрации гражданин должен представить:
паспорт, квитанцию об уплате регистрационного
сбора и заявление по установленной
форме. Запрещено требовать иные
документы, а также понуждать
заявителя к совершению иных действий
(например, сбор виз) при регистрации. Размер
ставки регистрационного сбора и определение
категорий плательщиков, которым предоставляются
льготы по сбору, устанавливаются органами
местного самоуправления. Сведения о государственной
регистрации представляются налоговым
органам.
Государственная
регистрация юридического лица должна
быть произведена не позднее месяца
со дня подачи заявления с приложением
необходимых документов. Государственная
регистрация индивидуальных предпринимателей
осуществляется в течение одного рабочего
дня со дня подачи заявления с приложением
необходимых документов в орган государственной
регистрации или в течение трех рабочих
дней с момента получения документов по
почте. Срок рассмотрения заявления о
государственной регистрации прерывается
на время, в течение которого заявитель
устраняет недостатки учредительных документов,
выявленных в ходе их рассмотрения.
За государственную
регистрацию юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей,
а также за внесение изменений и
дополнений в учредительные документы
взимается сбор в порядке и размере, установленных
Кабинетом Министров РБ.
Нарушения установленного
законодательством порядка
Арбитражному суду
подведомственны дела об обжаловании
отказа в государственной регистрации
либо уклонении от государственной регистрации
в установленный срок организации или
индивидуального предпринимателя и в
других случаях, когда такая регистрация
предусмотрена законом.
Если арбитражный
суд признает отказ в регистрации
неправомерным, в решении суда указывается
дата, с которой предпринимательская
деятельность считается зарегистрированной,
а соответствующие органы обязываются
в установленный срок выдать предпринимателю
Свидетельство о государственной регистрации.
Судебно-арбитражная практика исходит
из того, что гражданин должен быть признан
зарегистрированным в качестве предпринимателя
с момента истечения срока для принятия
решения о регистрации.
Есть еще один
нюанс, в арбитражный суд следует обращаться
в том случае, если у заявителя есть на
руках документы регистрирующего органа,
из которых явствует отказ или уклонение
от регистрации. Если таких документов
нет, надо обращаться в суд.