Состояние легкой промышленности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:32, реферат

Описание работы

В сфере производства одежды трикотажная продукция занимает все более ведущую роль. Это вызвано как высокими потребительскими свойствами трикотажных изделий, так и высокими технико-экономическими показателями их производства.

Работа содержит 1 файл

социал-эконом 1.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

      1.Состояние  легкой промышленности в России. 

     В сфере производства одежды трикотажная  продукция занимает все более  ведущую роль. Это вызвано как  высокими потребительскими свойствами трикотажных изделий, так и высокими технико-экономическими показателями их производства.

     Технология  трикотажного производства характеризуется  гибкостью, возможностью быстро реагировать  на изменение требований как к  структуре материала, так и к  его свойствам при минимальных  затратах на изменение ассортимента изделий.

     В области производства одежды, в том числе и трикотажных изделий, требования покупателей все более стимулируются развитием моды и индивидуальными потребностями различных социальных групп. Спрос на трикотажные изделия, как и на другие виды одежды, определяется многочисленными составляющими, отражающими его внешнюю эстетическую сторону и внутреннее содержание в виде набора присущих материалу реальных физико-механических свойств исходного сырья, структуры материала и технологии его производства.

     Кроме удовлетворения спроса политика предприятия должна быть направлена на постоянное снижение издержек производства, внедрение ресурсосберегающих технологий. Нормирование труда, сырьевых и других ресурсов и принятие мер по снижению этих показателей (в частности на основе применения новых технологий, сырья, материалов и автоматизации производства) – важнейшая часть развития и повышения эффективности производственной системы.

     Легкая  промышленность России состоит из 17 подотраслей.   В 2010 году емкость рынка легкой промышленности страны составила, по разным оценкам, 32-34 млрд. долларов. При этом доля отечественных производителей на этом рынке составляет, по разным источникам, около 16%.

     На  протяжении последних лет в легкой промышленности происходит неуклонное снижение производства. Выпуск продукции легкой промышленности за последние  годы уменьшился на 12,7%. Основными факторами, влияющими на резкое ухудшение положения дел в легкой промышленности, являются: высокая степень морального и физического износа основных фондов (70%), слабая инвестиционная активность в отрасли, что приводит к недостаточному уровню ее конкурентоспособности. За период 2005-2010 гг. численность работающих снизилась почти на 1 млн. человек, в том числе за 2010 г. - на 94 тыс. чел. Доля убыточных предприятий составила 47,9% (в среднем по промышленности - 41,2%), фактическая рентабельность - 2,4%.

     Объем товарной продукции легкой промышленности в действующих оптовых ценах  в 2010 г. составил 1,35% (в 1989г. -12,9%) от объема всей промышленной продукции, отрасль  дала 1,2% налоговых платежей промышленности России (в 1987 г. - 24,7%).

     Основной  удар по отрасли наносит реализация на потребительском рынке дешевых, низкокачественных, контрафактных  и незаконно ввезенных товаров  из стран Юго-Восточной Азии, Китая, Турции. По оценкам специалистов население России потратило в 2010 г. 1 трлн. руб. на приобретение товаров текстильной и легкой промышленности. Доля отечественных товаров на российском рынке составляет всего 20%, что значительно ниже пороговых значений, обеспечивающих экономическую безопасность страны.

     По-прежнему основная масса изделий легкой промышленности приобретается населением на рынках. В 2010г. на рынках было куплено 64,7% всех швейных изделий, 61,6% меховых, 56,4% верхних  трикотажных изделий, 60,4% бельевых трикотажных изделий, 55,3% обуви и 40,8% чулочно-носочных изделий.

     По  прогнозам на период до 2010 года, средний  ежегодный рост реальных располагаемых  доходов населения составит более 5%.  Учитывая "отложенный спрос", реальная потребность в товарах  текстильной и легкой промышленности в ближайшие 3-4 года будет прирастать не менее чем на 10-15% ежегодно. Однако на фоне роста потребностей рынка легкая промышленность в целом переживает спад. Падение спроса на отечественную продукцию идет на фоне растущего импорта.

     По данным Минэкономразвития РФ, в 2010 г. объем производства в легкой промышленности составил по сравнению с 2005 г. 92,5%. Таким образом, растущую потребность в продукции текстильной промышленности отечественный потребитель реализует за счет импортных производителей. Рост благосостояния населения привел к увеличению потребления импортных товаров, тогда как российские производители  работают в основном по госзаказу и для наименее обеспеченных слоев населения, хотя именно здесь приходится очень жестко конкурировать по цене с дешевыми азиатскими изделиями.

     В 2005 году общий объем инвестиций в  отрасль составил 2,9 млрд. рублей. По данным Госкомстата РФ, доля организаций, в которых осуществлялись инвестиции в основной капитал, остается последние  годы на уровне 40 - 49%. Инвестиции в основной капитал за январь-сентябрь 2010 г. составили 2,2 млрд. руб. и выросли на 0,5 млрд. руб. по сравнению с тем же периодом 2005 года. Доля инвестиций в основной капитал легкой промышленности в общем объеме инвестиций в российскую экономику за 9 месяцев 2010 года сохранилась на уровне соответствующего периода 2003 года (0,2%). Темп роста инвестиций в основной капитал выше уровня прошлого года на 15,2%.

     Прямые  иностранные инвестиции в отрасль  возросли более чем в 2 раза и составили 28 млн. долл. в январе-сентябре 2010 года. Их доля в общем объеме прямых иностранных инвестиций также возросла с 0,3% за 9 месяцев 2009 года до 0,5% в январе-сентябре 2010 года. Для сравнения, в пищевую промышленность было направлено 10% прямых иностранных инвестиций, в металлургию - 1,4%, в производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 0,4%.

     Из  года в год проходят федеральные  оптовые ярмарки в Москве, на ВВЦ. Участие предприятий в профильных выставках-ярмарках, как в Федеральных и Региональных, так и в Международных на сегодня является основным инструментом как для контрантакции, так и для оптово-розничной торговли. На ярмарках определяется прогноз, "ставится" диагноз и намечается маркетинговая стратегия работы отрасли в соответствии с требованиями рынка. При отсутствии интегрированной информации и анализа тенденций рынка, выработанная Союзом пригодная для бизнеса ярмарочная информация определяет конкурентоспособность и конкурентные преимущества лидера. 

     1.1.Современное состояние трикотажной промышленности России.

     В годы централизованного управления экономикой российские трикотажники, как и вся легкая промышленность, работали по госзаказам, их не беспокоила товарная судьба выпускаемой продукции: сбыт, расширение номенклатуры, конкурентоспособность. Уже тогда потребность населения в модной одежде, в том числе из трикотажа, как правило, удовлетворялась за счет импорта, а отечественная промышленность в основном контролировала производство продукции для детей, людей пожилого возраста, социально незащищенных групп, государственные нужды, т.е. недорогой и, как считалось, непритязательной одежды.

     С началом экономических реформ и  распадом Советского Союза положение  отраслей резко ухудшилось. К 1990 году 75% предприятий легкой промышленности, в том числе трикотажной, были комплексно перевооружены, однако, из-за разрушения хозяйственных связей текстильщики, основные поставщики отечественного сырья в трикотажную отрасль, в свою очередь лишились поставок дешевого сырья - хлопка, шерсти и шелка из Средней Азии. Трикотажная отрасль лишилась комплектующих изделий из бывших республик Советского Союза (в основном стран Балтии) и стран социалистического лагеря, ранее обеспечивающих пятую часть потребностей в фурнитуре, химических материалах и красителях.

     В результате объем «белого» производства трикотажных изделий резко упал, возможность после кризиса 1998 г. занять нишу, освобожденную импортерами, была использована не в полной мере, а положительная тенденция 2002-2003 годах в 2004-м «загасилась».

     Тем не менее, емкость российского рынка трикотажных изделий в 2003 году увеличилась по сравнению с кризисным 1998 годом в 2,5 раза и составила 157 млн. штук, судя по официальным данным, благодаря росту производства и «белого» импорта.

     По  данным за 2009 год, российский рынок трикотажа ежегодно прибавляет 10−15%, и сейчас его объем составляет 650 млн. шт. бельевого трикотажа и 870 млн. шт. чулочно-носочных изделий в год

     Суммарные объемы потребления нательного трикотажа  в 2008г. превысили уровень 2007 года на 9.9%, а по сравнению с 2002г. – выросли более чем в 5 раз. В тоже время, темпы роста резко замедлились (со 147% в 2007г. до 110% в 2008 году). То есть, рынок уже в преддверии надвигающегося кризиса начал сигнализировать о серьезной степени насыщения. В ходе опросов, проведенных специалистами Агентства «Анитэкс» в сентябре 2008 года, многие сбытовики жаловались на вялый спрос, как со стороны населения, так и оптового звена (по данным за 2009 год .

     Следует особо отметить, что приведенные  данные базируются на информации официальной отчетности. По оценкам экспертов, сегодня около 20% всей произведенной в России продукции не учитывается, оставаясь в тени (для легкой промышленности этот показатель, судя по некоторым данным, можно утроить) .

     По  оценкам «Рослегпром», объем «теневого рынка» одежды в России уже приблизился к 50% и продолжает расти, несмотря на периодически проводимые кампании по борьбе с нелегальным импортом (по данным за 2009г),

     Даже  по расчетным данным, на которых  базируются самые аскетические нормы  Минтруда, ежегодный объем потребления бельевого и верхнего трикотажа в 2003 году должен был составлять 627 млн. штук . Таким образом, с учетом «теневого» рынка российские производители в 2003 году занимали долю около 14%, а по оценкам Минпромнауки в 2002 году – около 16,4%.

     По  официальным данным за 2003 год, доля «белого» импорта составляет 44% в  общем объеме потребления (без учета  импорта перчаток, шарфов, шалей, галстуков). А с учетом «теневого» рынка доля официального импорта составляла около 11%. Основная доля импорта приходится на трикотаж из Китая, Беларусь, Украину, Вьетнам, Турцию и Польшу .

     Неучтенный  импорт, неучтенное производство и  гигантская доля контрафактной продукции (в странах со здоровой экономикой она, по мнению экспертов, не превышает 20%) приняли в России характер национального бедствия . Большинство китайских товаров, продающихся у нас на рынках, не отвечает стандартам безопасности. Российские надзорные органы регулярно забраковывают и изымают из оборота опасный китайский ширпотреб. Содержание опасных и вредных веществ в нем превышает допустимые нормы.

     Как свидетельствует статистика, отечественное  производство текстиля давно и безнадежно буксует, несмотря на богатые традиции и необъятность внутреннего рынка. Отечественные швейные фабрики, выпускающие дешевую безмарочную продукцию, не выдерживают конкуренции со странами Юго-Восточной Азии, прежде всего с Китаем. Потребители выбирают более яркие, броские импортные товары, с хорошо подобранной фурнитурой, но при этом низкого качества пошива. В 2005-2006 годах объемы производства российских швейников падали на 8-13 процентных пунктов, притом, что российский рынок швейных изделий ежегодно прирастает. Отечественные фирмы разоряются. Этому способствует низкий уровень заработной платы, высокие налоги и нехватка оборотных средств, высокие таможенные пошлины на х/б полотна. Кроме того, существует дефицит сырья и комплектующих, а также квалифицированной рабочей силы.

     Основная  доля (62%) российского производства приходится на бельевой трикотаж, что объясняется стабильным платежеспособным спросом населения. Доля верхних изделий в общем объеме трикотажного производства составляет 38% (по данным за 2004 год).

     Если  рассматривать рынок с учетом производства чулочно-носочных изделий, то этот сегмент занимает самую большую долю рынка (66%, 242млн.штук в 2004г.), а бельевой и верхний трикотаж 21% и 13% соответственно (121,7млн.штук в 2004г.) (по данным сборника Ростата за 2005 год). Для сравнения, распределение трикотажного производства в СССР было несколько иным - 51% чулочно-носочные изделия, 33% бельевой трикотаж и 16% верхний трикотаж (по данным за 1975 год, ( по данным сборника Росстата за 2005 год).

     На  сегодняшний день рынок бельевых трикотажных изделий оценивается  в 98 млрд. руб. Средние темпы роста  в последние годы составляли порядка 21-23% в год. В целом, объемы российского импорта трикотажного белья за последние шесть лет увеличились более чем в 10 раз, в то время как внутреннее производство за эти же годы сократилось на 7.5%. В 2009 году объем потребления бельевого трикотажа в России сократится на 17%. В основном это обусловлено снижением потребительского спроса, вызванного экономическим кризисом, и значительным замедлением темпов роста импортных поставок (эффект 1998г., когда резкое обрушение курса рубля лишило импортеров возможности демпинговать на рынке) (по данным за 2009 год ).

     Трикотажные изделия по праву можно считать  товарами первой необходимости, спрос  на которые существует постоянно. Можно  сказать, что сейчас происходит трикотажный  бум, идет возврат к хлопку, мягким трикотажным полотнам, поэтому спрос на выпускаемые изделия ровный по всем ассортиментным группам. Независимо от времени года или других условий, трикотаж пользуется популярностью у людей всех возрастов. По данным опроса, проведенного в 2003 году, 65% москвичек предпочитают трикотажную одежду текстильной.

Информация о работе Состояние легкой промышленности в России