Состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь со странами Европейского Союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение основ европейской интеграции, Европейского союза как интеграционного объединения.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
- изучение теоретических основ европейской интеграции;
- изучение причин, этапов и условий создания Европейского союза;
-изучение достоинств и недостатков современной европейской интеграции;
- изучение состояния и перспектив развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь с Европой.

Содержание

Введение
3
1.Теоретические основы европейской интеграции
4
2. Причины, этапы и условия создания Европейского Союза
11

3. Достоинства и недостатки европейской интеграции на современном этапе

21
4. Состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь со странами Европейского Союза

26
Заключение
29
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

аманов.docx

— 74.82 Кб (Скачать)

     Столкновение  национальных  интересов  государств  внутри Европейского союза выливается в серьезные затяжные конфликты, которые время от времени вспыхивают между ними. Однако для совместного демократического урегулирования этих конфликтов в ЕС нет ни подходящего института, ни переговоров, ни даже серьезной программы.

     Выводы:Завершая рассмотрение проблем международной экономической интеграции, следует подчеркнуть, что интеграционные процессы являются многомерным и сложным явлением, не поддающимся единой и окончательной оценке. Поэтому та или иная региональная (субрегиональная, государственная) модель интеграции не может быть механически «перенесена» - ни в теоретическом, ни (тем более) в практическом плане - на другой, даже очень «похожий» регион, но с иными социокультурными и экономическими особенностями и традициями.  
 
 
 
 

  4. Состояние и перспективы  развития внешнеэкономических  связей Республики  Беларусь со странами  Европейского Союза

     Национальные  интересы любого государства определяют приоритеты ее внешней политики. Ключевую роль в определении главных направлений внешнеполитического и экономического курса играет геополитическое положение страны, а также состояние ее экономики. Выбор приоритетов также во многом зависит от состояния международной обстановки, в первую очередь, от отношений с соседними странами. Все вышесказанное в полной мере относится к Республике Беларусь.

     Основной  целью внешней политики Республики Беларусь является обеспечение благоприятных внешних условий эффективного внутреннего развития страны. В этой связи желательно присутствовать во всех регионах мира, где это экономически выгодно и соответствует ее национальным интересам.

     Беларусь  геополитически расположена на перекрестке  европейских дорог с Запада на Восток и с Севера на Юг. Это объективно обусловило многовекторный характер ее международных связей.

     История отношений Беларуси с Евросоюзом началась в 1992 году, после обретения Беларусью государственной самостоятельности. Сегодня в этом сотрудничестве явно выделяются два этапа, которые существенно отличаются друг от друга.

     Первый  этап отношений охватывает 1992-1996 годы. Его можно охарактеризовать обоюдным стремлением к интеграции Беларуси в Евросоюз. Это проявилось в реальных политических и экономических шагах.

     В ходе визита в Минск делегации  Комиссии Европейских сообществ в ноябре 1992 года было принято решение о заключении между Республикой Беларусь и Европейскими сообществами Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), призванного заменить Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейским экономическим сообществом, Европейским объединением угля и стали, Европейским сообществом по атомной энергии от 18 декабря 1989 г.

     Отношения между Беларусью и Евросоюзом в разные периоды складывались по-разному. Но после присоединения к объединенной Европе в 2004 году стран - непосредственных соседей Беларуси они стали особенными: соседскими. А соседи, как известно, при всех сложностях пытаются жить дружно, развивать взаимовыгодные контакты и учиться понимать друг друга.  
Дипломатические отношения Беларусь и ЕС установили в августе 1992 года. В марте 1995 года президент Александр Лукашенко подписал в Брюсселе Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, закладывающее основы для двустороннего и многостороннего взаимодействия. Однако документ был ратифицирован только белорусским парламентом: его принятие странами ЕС было заморожено после белорусского референдума 1996 года.  
Евросоюз не признал результаты этого референдума, и развитие белорусско-европейских отношений затормозилось. Началась более чем десятилетняя история ограничительных мер.

     В 2004 году Совет Европы опубликовал  доклад об исчезновениях в Беларуси в 1999—2000 годах политиков и журналиста. После этого Брюссель внес в список невъездных в страны Евросоюза белорусских чиновников, которые подозреваются в причастности к исчезновениям. В него вошли экс-министр внутренних дел Владимир Наумов, бывший госсекретарь Совета безопасности Виктор Шейман, бывший глава МВД Юрий Сиваков и экс-командир бригады спецназа внутренних войск МВД Дмитрий Павличенко.  
После парламентских выборов в декабре 2004 года этот список был дополнен главой Центризбиркома Лидией Ермошиной и Юрием Подобедом, который тогда возглавлял полк милиции специального назначения, разгонявший акции протеста в период избирательной кампании.

     В апреле 2006 года список был расширен до 37 человек, ответственных, по мнению ЕС, за нарушение прав человека в ходе очередных выборов президента. В него, в частности, были включены президент Александр Лукашенко, глава президентской администрации, два его заместителя, ряд министров и судей. Кроме того, счета и имущество этих представителей госструктур в странах ЕС и в 10 странах Европы, которые присоединились к санкциям, было заморожено. В октябре 2006 года список невъездных пополнили еще четыре человека: судьи и гособвинители — за приговор экс-кандидату в президенты Александру Козулину и активистам незарегистрированной организации "Партнерство". В ноябре 2006 года Еврокомиссия опубликовала неофициальную стратегию (non-paper) развития отношений с Беларусью, перечислив, что может дать стране в обмен на выполнение 12 рекомендаций. Условия ЕС включали уважение права белорусов на демократические выборы, прав на независимую информацию и свободу слова, соблюдение прав общественных организаций и предпринимателей, а также освобождение всех тех, кого Запад считал политическими заключенными. Почти два года Минск и Брюссель обменивались заявлениями и резолюциями, осуждающими нежелание другой стороны идти навстречу. В марте 2008 года было подписано соглашение об открытии в Беларуси представительства Еврокомиссии.  
После того, как в августе 2008 года на свободу вышли последние из признанных странами Запада белорусских политзаключенных, ЕС направил своего представителя для встречи с белорусскими властями. Несмотря на то, что сентябрьские парламентские выборы не были признаны демократическими, миссия ОБСЕ отметила отдельные улучшения, и министры иностранных дел стран Евросоюза частично приостановили на полгода действие визовых санкций в отношении белорусских чиновников. Тогда же был отменен действовавший с 1997 года запрет на контакты выше уровня замминистра.

     В марте 2009 года главы МИД стран  ЕС продлили на 9 месяцев частичную  приостановку санкций. Они выразили надежду, что белорусские власти выполнят пять основных рекомендаций, которые были выделены из 12. Так, если Беларусь к концу года реформирует избирательное законодательство, обеспечит свободу объединений и прессы, создаст условия для деятельности неправительственных организаций и снимет ограничения для свободы личности, все санкции будут полностью сняты.

     Беларусь  уже сделала несколько положительных  шагов: две независимые газеты вернулись в государственную систему подписки и распространения, прошел ряд семинаров о свободе прессы и интернет-СМИ, при администрации президента и правительстве были созданы консультационные советы, куда приглашены отдельные представители оппозиции и оппозиционных кругов.

     Выводы: Экономическое взаимодействие между Беларусью и ЕС из года в год увеличивается. С 2000 года белорусский экспорт в страны ЕС вырос более чем в 20 раз, на долю ЕС приходится 44% белорусского экспорта (для сравнения: на долю России - 32%). Начался диалог о развитии отношений и экспертные диалоги в сфере энергетики, транспорта, окружающей среды, таможни, сельского хозяйства, экономических и финансовых вопросов, стандартизации и сертификации.  
 
 

  Заключение

     В работе рассмотрена сущность интеграции как процесса, этапы  и причины  интеграции, условия при которых  возможна интеграция.

     Так же в работе были рассмотрены причины  интеграции, которых существует большое множество, потому что каждая из участвующих в интеграционном процессе сторон имеет свои собственные интересы и пытается решить свои собственные проблемы.

     Многие  менее развитые страны видят в  интеграции способ приобщения к экономическому и технологическому опыту более  богатых соседей, а также гарантию политической и экономической стабильности в процессе рыночных реформ.

     Помимо  всего вышеперечисленного, интеграция стран создаёт несколько  эффектов, способствующих привлечению новых  участников в этот процесс.

     Первый  эффект называется демонстрационным  и заключается в том, что в  государствах-участниках интеграционного  процесса обычно наблюдаются положительные  экономические эффекты, такие как  увеличение темпов роста и занятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому, что окружающие данное объединение страны тоже хотят воспользоваться плодами интеграции, даже не имея к тому должных предпосылок. Примером может служить разгоревшаяся на постсоветском пространстве битва за право вступления в ЕС.

     Второй  эффект заключается в том, что  часть торговли  стран-участниц интеграционного  процесса переориентируется с внешнего мира друг на друга, что создаёт неудобства окружающим странам и вынуждает  их присоединяться к интеграционному  процессу.

     Не  менее  важна  культурная и религиозная  близость объединяющихся народов, так как без взаимопонимания и уважения традиций и обычаев друг друга любое объединение невозможно. И конечно, свою роль играет географическая  близость стран-участников объединения, поскольку она способствует более быстрому и выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости.

     В работе были охарактеризованы основные европейские интеграционные объединения, истории их образования и принципов функционирования. При этом большое внимание было уделено ЕС, так как в настоящее время это интеграционное объединение занимает сильные позиции в мировой экономике и международной торговле.

     Перспективы европейской экономики связаны, с одной стороны, с решением ряда сложных взаимосвязанных проблем, олицетворяющих социальные достижения и успехи традиционной Европы, с другой – консервирующих неэффективную в современных условиях экономическую структуру. В частности, поддержание действующей системы социальных гарантий требует значительных государственных расходов, что, в свою очередь, удерживает налоговые ставки на высоком уровне и тормозит экономический рост.

     Рассмотрены проблемы европейской интеграции: проблема низкой эластичности рынка труда, сложившейся не только вследствие низкой мобильности рабочей силы, но также из-за сильного влияния профсоюзов на политику в отношении заработной платы; проблемы реформирования системы социального обеспечения; проблемы государственного долга; проблемы, связанные с введение евро в наличное обращение; большие затраты на подготовку стран-кандидатов на вступление в ЕС.

     Даже  при простом анализе экономической  ситуации в Европе становится ясно, что далеко не скоро произойдёт полное объединение европейских стран.

     Реальными альтернативами на ближайшие одно-два  десятилетия являются либо расширяющаяся  и объединяющаяся Европа, которая  преследует, хотя и нерешительно, рывками  – цель континентального единства, либо Европа, которая не пойдет много  дальше своего нынешнего состояния интеграции и пределов географического пространства, и постепенно дробящаяся Европа, где возобновится старое соперничество держав. Тем не менее, есть основания полагать, что возникший экономический и валютный союз ускорит экономическую интеграцию Европы и за пределами валютного измерения, стимулируя в дальнейшем экономическую, политическую, правовую и социальную интеграцию. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы.

  1. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические  отношения: учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999;
  2. Европейская интеграция: современное состояние и перспективы: Сборник науч. ст. -Мн.: ЕГУ, 2001;
  3. Кучуков, Р., Савка А. Мировое хозяйство и тенденции интеграции/ Р. Кучуков, А. Савка  //Экономист. -2005. -№ 7. - C.10-22;
  4. Международные экономические отношения: учебник для вузов / В. Е. Рыбалкин, Ю. А. Щербанин – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000;
  5. Международные экономические отношения: учебник /Рыбалкин В. Е [и др.]; под общ. ред. В.Е. Рыбалкина. - М.: дипломатическая академия при МИД РФ, 1997;
  6. Мировая экономика: учебник для вузов / А.С.Булатов [и др.]; под ред. А.С.Булатова. - М.: Юрист, 1999;
  7. Мовсесян, А. Г. Мировая экономика: учебник для вузов / А. Г. Мовсесян, С. Б. Огнивцев. – М.: Финансы и статистика, 2001;.
  8. Рябов, Б. А. Первые годы ЕЭВС: экономика и интеграция/Б. А. Рябов // Банковские услуги. – 2003 - №10. – с. 3-10;
  9. Семёнов, К. А. Международная экономическая интеграция: учебное пособие/ К. А. Семенов.- М.: МУПК, 2000;
  10. Семенов, К.А. Международная экономическая интеграция: учеб. пособие для вузов. -2-е изд., перераб. и доп. / К. А. Семенов.- М.: Логос, 2001;
  11. Харламова, В. И. Международная экономическая интеграция: учебное пособие/В. И. Харламова. – М.: Анкин, 2002;
  12. Шемятенков,  В. Г. Европейская интеграция: учебное пособие  для вузов/В. Г. Шемятенков. – М.: Международные отношения, 2003;
  13. Шумшов, В. М. Европейское экономическое пространство. Международное экономическое право. – Москва, 2005.

Информация о работе Состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь со странами Европейского Союза