Состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь со странами Европейского Союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение основ европейской интеграции, Европейского союза как интеграционного объединения.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
- изучение теоретических основ европейской интеграции;
- изучение причин, этапов и условий создания Европейского союза;
-изучение достоинств и недостатков современной европейской интеграции;
- изучение состояния и перспектив развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь с Европой.

Содержание

Введение
3
1.Теоретические основы европейской интеграции
4
2. Причины, этапы и условия создания Европейского Союза
11

3. Достоинства и недостатки европейской интеграции на современном этапе

21
4. Состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь со странами Европейского Союза

26
Заключение
29
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

аманов.docx

— 74.82 Кб (Скачать)

  Столкновение  двух подходов к европейскому строительству  достигло своего апогея в конце 1965 – начале 1966, вылившись в так называемый «Кризис пустого стула». Тогда президент Шарль де Голль отозвал французских представителей из органов ЕЭС и несколько месяцев блокировал их работу до тех пор, пока партнеры по Сообществу не пошли на так называемый «Люксембургский компромисс». Он предусматривал сохранение за Францией права накладывать вето при принятии важнейших решений шестью членами ЕЭС как гарантию сохранения государственного контроля над развитием ЕЭС.

  Несмотря  на сопротивление противников углубления интеграции, идеи федерализма получили дальнейшее развитие. Так, в 1967 было проведено  слияние высших органов трех Сообществ (ЕОУС, ЕЭС, Евратома) в единый Совет и Комиссию, которые вместе с Европейским парламентом и Судом ЕС (изначально занимавшимися вопросами всех трех Сообществ) образовали общую институциональную структуру. В 1974 был создан новый институт Сообщества – Европейский совет на уровне глав государств и правительств, а в 1979 – проведены первые прямые выборы в Европейский парламент.

  Достижения  интеграции в социально-экономической  области, а также глобальные изменения  в мировой экономике и политике требовали создания более тесных форм взаимодействия интегрирующихся государств. Это было отражено в ряде инициатив 1980-х, главной из которых стало принятие Единого европейского акта 1987 (ЕЕА).

  ЕЕА провозгласил начало нового этапа европейской  интеграции – создание Европейского Союза на основе существующих Сообществ  и углубление компетенции ЕС в  области координации экономической, валютной, социальной политики, социально-экономического сплочения, исследований и технологического развития, защиты окружающей среды, а также развитие европейского сотрудничества в области внешней политики.

  Подписание  Договора о Европейском Союзе  в 1992 в Маастрихте (Нидерланды) дало Европейским сообществам не только новое официальное название – ЕС, но законодательно закрепило озвученные в ЕЕА цели. Им также было введено общее гражданство Союза.

  Эти проекты конца 1980-х – начала 1990-х  годов носили отпечаток федералистского  подхода, хотя и содержали некоторые  конфедеративные элементы (например, частичное включение в компетенцию ЕС положений о социальной политике).

  При этом федеративный путь развития получал  все больше сторонников. В 1973 Великобритания и Дания – его традиционные критики – стали членами Европейских Сообществ. Еще больше сторонников этой модели появилось среди других европейских государств – Греции, Испании, Португалии, Австрии, Финляндии и Швеции, присоединившимся к ЕС в 1981–1995.

  В связи с необходимостью усиления роли ЕС на мировой арене, борьбы с  международной преступностью и  нелегальной иммиграцией, а также  перспективой расширения ЕС на страны Центральной и Восточной Европы, положения Маастрихтского договора в течение 1990-х были дважды пересмотрены и дополнены.

  Амстердамский договор (1997) подтвердил основные цели Союза и дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления общей  внешней политики и политики безопасности. В Договор был также включен  отдельный раздел, посвященный соблюдению государствами-членами ЕС принципов демократии, прав человека и приоритета законности, усилению сотрудничества государств-членов в борьбе с терроризмом, расизмом, контрабандой, преступностью и т.д.

  Ниццский  договор (2000) стал логическим продолжением Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров. Он сосредоточился на трех основных проблемах:

  – внутренних реформах ЕС (изменения  в основных принципах и процедурах принятия решений квалифицированным  большинством с возможностью блокирования их меньшинством, ограничение применение права вето в 35 законодательных областях);

  – принятии в ЕС стран Центральной  и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС, а значит – автоматического перераспределения мест между «старыми» членами ЕС;

  – формировании общей внешней и  оборонной политики Союза.

  Будущее Европейского Союза, включая проект Европейской конституции, обсуждается в работе Конвента, открывшего свою работу в конце 2001.

  Компетенция ЕС в соответствии с Ниццским договором 2000 распространяется на следующие направления политики: торговая, сельскохозяйственная, миграционная, транспортная, конкурентная, налоговая, экономическая, валютная, таможенная, промышленная, социальная, культурная политика, политика в области занятости и здравоохранения, экономического и социального сплочения, защиты прав потребителей, развития трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, исследований и технологического развития, окружающей среды, сотрудничество в целях содействия развитию, экономического, финансового и технического содействия с третьими странами, а также на общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество в области внутренних дел и правосудия.

  При анализе политики Европейского Союза  можно выделить три основополагающих направления («три опоры»):

  – «первая опора» – Экономический  и валютный союз (ЭВС);

  – «вторая опора» – Общая внешняя  политика и политика безопасности ЕС (ОВПБ), в которой все больший вес получает военная составляющая – Европейская политика безопасности и обороны (ЕПБО);

  – «третья опора» – сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и правосудия.

  . Договор о ЕС выделяет пять  разновидностей юридических документов, которые могут быть приняты его институтами:

  • Регламент ,
  • Директива ,
  • Решения ,
  • Рекомендации .

      Международные соглашения ЕС с третьим странами и международными организациями являются составной частью права Сообщества и обязательны как для институтов ЕС, так и для государств-членов. Наряду с основополагающими Договорами и вторичным законодательством, международные соглашения имеют приоритет над национальными законами и являются актами прямого применения и прямого действия, если только суть самих соглашений не предусматривает иного.

  При этом различают соглашения, заключаемые  между Сообществом и внешними странами, когда предмет договора полностью входит в компетенцию ЕС (например, торговые соглашения или соглашения об ассоциации) и так называемые «смешанные» договоры, заключаемые между, с одной стороны, действующими совместно Сообществом и государствами-членами, а с другой – с третьими странами. Для вступления в силу первого типа договоров достаточно их одобрения институтами ЕС, для второго – договоры должны быть не только одобрены институтами ЕС, но и ратифицированы государствами-членами в соответствии с их конституционными процедурами.

  Институты ЕС:

  1. Европейский Совет (European Council) образован в 1974, а с 1986 его статус был официально закреплен в Едином европейском акте. В его состав входят главы государств и правительств стран-членов ЕС, а также председатель Европейской комиссии.

  2.Совет  ЕС (Совет министров)  (Council) – высший законодательный орган ЕС. 

  – Организационная структура. Подготовка сессий Совета осуществляется в Брюсселе Комитетом постоянных представителей государств – КОРЕПЕР (COREPER) в составе глав национальных делегаций при Сообществе. КОРЕПЕР проводит предварительное обсуждение вопросов, выносимых на Совет, что обеспечивает непрерывность функционирования последнего. Генеральный секретариат, также работающий в Брюсселе, готовит решения Совета и следит за их выполнением.

  3.Европейская  комиссия  (European Commission) – исполнительный орган ЕС, обладающий одновременно правом законодательной инициативы.

  – Функции. Комиссии принадлежит право  законодательной инициативы: она разрабатывает законодательные предложения и направляет их в Совет, контролирует дальнейший процесс законотворчества; следит за применением законодательных актов, принятых Советом. В случаях нарушений может прибегнуть к санкциям, – например, передать дело в Суд.

  – Состав. Комиссия состоит из 20 членов (по два представителя от Франции, Германии, Италии, Испании и Великобритании, по одному – от остальных государств-членов). Они назначаются на пять лет национальными правительствами, но полностью независимы в выполнении своих обязанностей. Кандидатуры утверждаются Европейским парламентом. Срок полномочий действующей Комиссии истекает в 2004.

  2005, согласно Ниццской редакции Договора  о ЕС, предусматривается упрощение принципа формирования Комиссии (вместо принципа представительства государств вводится система ротации). Предусматривается усиление ее ответственности перед Европейским парламентом.

  – Организационная структура. Комиссия состоит из 26 генеральных директоратов (Directorate-General), ведающих отдельными направлениями деятельности ЕС, включая отношения с третьими странами. Например, Генеральный директорат XVI занимается вопросами проведения политики сплочения, Генеральный директорат VIII – вопросами развития сотрудничества с государствами АКТ (Государства Африки, Карибского моря и Тихоокеанского региона, участники Ломейских конвенций). В штате Комиссии насчитывается 15 тыс. служащих – это самое большое учреждение ЕС.

  – Место и время проведения заседаний. Комиссия собирается один раз в неделю в Брюсселе.

  4.Европейский  парламент (European Parliament) – консультативно-законодательный орган ЕС, состоит из представителей государств-членов, избираемых прямым голосованием в этих странах.

  – Функции. Осуществляет функции консультаций и контроля; утверждает бюджет и заключает межгосударственные соглашения; одобряет или вносит поправки в принимаемые правовые акты и бюджет ЕС.

  – Полномочия в области контроля.

  Парламенту  отведена ведущая роль при назначении председателя и членов Комиссии. Парламент  контролирует деятельность Совета посредством рассмотрения программ и отчетов председательствующего в Совете государства-члена.

  – Законодательные полномочия. Римский  договор 1957 отводил Парламенту исключительно  консультативную роль.

  – Полномочия в области бюджета. Процедура  принятия бюджета, предусматривающая  два чтения в Парламенте, позволяет  ему вносить поправки в разработанный  Советом проект. В исключительных случаях Парламент, если его мнение не было принято в расчет, может отклонить бюджет в целом. Он дает заключение о деятельности Комиссии, связанные с выполнением бюджета (на основе выводов Палаты аудиторов).

  – Состав. После приема в Союз новых  стран-членов, он насчитывает 732 депутата. Число представителей, избираемых в каждом государстве-члене, должно соответствовать числу голосов каждой страны в органах ЕС (см. табл. 2).

  С 1979 парламент избирается прямым голосованием. Срок полномочий депутатов составляет пять лет. Последние выборы состоялись в июне 2004.

  – Место и время проведения сессий. Ежемесячные пленарные сессии проходят в Страсбурге, дополнительные сессии и заседания комиссий – в Брюсселе. Генеральный секретариат работает в Люксембурге.

  – Организационная структура. В Европарламенте представлены как европейские партии, так и парламентские фракции, представляющие собою политические альянсы менее крупных партий.

  5.Суд Европейских сообществ (Court of Justice of the European Communities). Обеспечивает единообразное применение и толкование права ЕС на всей его территории. Однако компетенция Суда не распространяется на новые сферы деятельности Европейского Союза, учрежденные Маастрихтским договором 1992 – общую внешнюю политику и политику безопасности, а также сотрудничество государств-членов в области правосудия и внутренних дел, относящихся к сфере межгосударственных отношений.

  – Функции. Суду ЕС подведомственны все  вопросы, связанные с исполнением  норм права Сообщества. Решения Суда не могут быть оспорены и подлежат безусловному исполнению.

  – Состав. Состоит из 15 судей (по одному от каждого государства) и девяти юридических советников (число последних  может быть увеличено единогласным решением Совета). Место пребывания – Люксембург.

  В 1989, в соответствии с Единым европейским  актом, в помощь Суду ЕС дополнительно учрежден Суд первой инстанции (Court of the First Instance). Ему передано рассмотрение некоторых исков, выдвигаемых против институтов и органов ЕС отдельными лицами и компаниями, споров, касающихся правил конкуренции, трудовых споров, применения антидемпинговых процедур, рассмотрение дел, связанных с функционированием Договора о ЕОУС. Правовое содержание этих решений может быть обжаловано в Суде ЕС. Суд первой инстанции состоит из 15 судей, назначаемых таким же образом, как и Суд ЕС.

Информация о работе Состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь со странами Европейского Союза