Составляющие экономической безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:35, контрольная работа

Описание работы

Перебои в поставках энергоресурсов могут оказать значительное влияние на экономику любого государства, нарушить весь ход воспроизводственного процесса, остановить работу компьютеров, интернета, могут подорвать функционирование как отраслей традиционной, так и новой экономики высоких технологий. В США готовятся специальные доклады президенту «Энергетическая безопасность».
Безопасное состояние российской экономики во многом определяется состоянием топливно-энергетическим отраслей. В РФ они производят до 30% всей промышленной продукции и создают до 40% всех доходов федерального бюджета и более 40% всего экспорта. В последнее время для безопасного развития топливно-энергетических отраслей, безаварийного их функционирования первостепенное значение приобретает их модернизация, прежде всего применение ресурсосберегающих технологий.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

   • возможная технологическая блокада из-за отставания РФ в научно-технической сфере.

   В целом обобщение всех угроз экономической  безопасности показывает, что она  охватили важнейшие сферы экономики, затронули фундаментальные основы жизнедеятельности человека.

   Внутренние угрозы экономике РФ могут обернуться утратой передовых позиций страны в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

   Безопасность  при наличии угроз достигается  проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества, государства. Необходима разумная экономическая политика.

   Какой же должна быть стратегия экономической безопасности в переходный период и на перспективу?

   Считалось, что рынок сам может все урегулировать. Действительно, в рыночной системе хозяйствования заложены огромные потенциальные силы жизнестойкости, но ее возможности не могут реализовываться без экономической стратегии, вырабатываемой на более широкой, чем рыночная, информационной базе. Рынок и предпринимательство - это только, по выражению американского экономиста В. Леонтьева, «паруса» экономики, без рулевого управления, методом проб и ошибок рынок будет очень долго искать направление и траекторию развития.

   Основой государственной стратегии экономической  и в целом национальной безопасности должна быть парадигма социально-экономического развития, (система научных взглядов, включающая не только экономику, но и философию, социологию, информатику, право, политологию и геополитику и т.д.), которая учитывает стратегические приоритеты, национальные интересы, вследствие чего угрозы безопасности сводятся к минимуму. Поэтому главная цель экономической стратегии состоит в выходе страны на путь устойчивого социально – экономического роста.

   Для этого требуется:

   восстановление  платежеспособного спроса как в  потребительском, так и в инвестиционном спросе. Низкий платежеспособный спрос приводит в итоге к исчезновению многих производств, особенно в условиях монополизированной экономики. Чрезмерный же платежеспособный спрос, особенно при снижении производства и соответственно предложения товаров и услуг, ведет к росту цен, чем создает «нагрузку» на эмиссию денег и тем самым способствует усилению инфляции.

   Расширение  совокупного спроса требует активизации инвестиционной политики. Особую роль в решении этой задачи играет государство. В условиях бюджетного дефицита необходимо соблюдение жестких требований по срокам окупаемости и возвратности средств.

   Регулирование денежной массы как самый простой способ регулирования платежеспособного спроса и инфляции. Стабилизация цен невозможна без стабилизации издержек производства и обращения, а также повышения производительностей труда. Для решения этой задачи требуется целая система мер по созданию условий для развития конкуренции и изменение роли государства в переходной экономике.

   Сущность  и стратегия экономической безопасности не исчерпываются проблемами экономического роста.

   Стратегия не станет действенным инструментом политики, если не будут конкретизированы задачи безопасности в отдельных сферах экономики: в отраслях материального производства; в научно-технической, социальной и внешнеэкономической сферах; в регионах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. Экономическая политика государств и ее принципы.

   Цели  и средства государственного вмешательства  в экономику составляют содержание экономической политики.

   Задачей экономической политики является практическое регулирование отношений между людьми, складывающихся по поводу производства и распределения благ в обществе и государстве.

   Важнейшими  руководящими принципами экономической политики являются:

  1. Принцип эффективности производства.
  2. Принцип справедливости распределения благ.
  3. Принцип стабильности.

   Первый  предполагает выпуск заданного количества продуктов при наименьшем объеме затрат, второй выражается в стремлении сгладить неравенство доходов граждан и в увеличении доходов каждого по его вкладу в рост эффективности производства, а третий означает низкие темпы экономического роста, инфляции в роста безработицы.

   Принцип эффективности производства выражается в выпуске заданного количества продуктов при наименьшем объеме затрат.

   Конечный  продукт для граждан государства, или конечный продукт непроизводственного назначения, складывается из продукта для:

  • потребительского рынка;
  • развития социальной инфраструктуры (науки, культуры, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, пассажирского транспорта и связи) и поддержания экологического

   равновесия;

   • содержания институциональной инфраструктуры (органов государственной власти и управлений денежной кредитной финансовой систем) и поддержания общественного порядка;

  • целей обороны;
  • резервов на случай возникновение чрезвычайных ситуаций;
  • внешнеэкономической деятельности.

   Распределение национальных ресурсов по каждому непроизводственному направлению конечного продукта осуществляется исходя из государственных приоритетов.

   Структуру конечного продукта по каждому непроизводственному направлению определяют эксперты. На потребительском рынке в роли эксперта вступает все население, "голосующее" за предложенный продукт в рамках своих денежных доходов. Итоги "голосования" выражаются в рыночных ценах, при которых спрос на продукты равен их предложению. Информация о ценах используется производителями для оптимизации для оптимизации уровня благосостояния граждан. Однако и здесь государство влияет на определение структуры продукта, чтобы ограничить спрос на него (например, вводит акцизы на продажу водки, табака и т.д.) и производство некоторых продуктов.

   В соответствии с принципом эффективности  желательно использовать национальные ресурсы таким образом, чтобы получить быстрый рост конечного продукта непроизводственного назначения в оптимальной структуре, заказанной потребителями. Однако при этом можно нарушить принцип справедливости распределения доходов и стабильность развития экономики.

   Принцип справедливости распределения благ выражается в стремлении сгладить неравенство доходов граждан и в увеличении доходов каждого по его вкладу в рост эффективности производства.

   На  первый взгляд стремление сгладить неравенство доходов граждан является утопичным. Однако страна, в которой одновременно увеличиваются темпы экономического роста, и неравенство доходов, неизбежно идет навстречу своей гибели. Усиление социального неравенства, способствуя росту криминализации государства, означает угрозу его внутренней безопасности. Поэтому координация роста доходов граждан в зависимости от их вклада в повышение эффективности производства и сглаживание неравенства доходов граждан становится даже не составной частью экономической безопасности государства, а ее основой.

   Принцип стабильности, понимаемый как низкие темпы экономического роста, инфляции и безработицы.

   Действительно, стабильность может быть нарушена, если после быстрых темпов экономического роста начнется резкое их замедление с последующим кризисом перепроизводства. Для гарантии сохранения стабильности нужен не быстрый рост, а устойчивое увеличение темпов экономического роста, что в свою очередь предполагает как развитие отраслей, определяющих технический прогресс, так и отраслей, обеспечивающих сбалансированное развитие экономики и достижение полной занятости, исходя из динамики структуры конечного продукта. Понятно, что при таком ходе событий будет обеспечиваться и стабильность национальной валюты.

   Итак, эффективная национальная стратегия - это такая стратегия, которая обеспечивает устойчивое увеличение темпов роста конечного продукта в оптимальной структуре для граждан, достижение полной занятости, отсутствие инфляции и справедливое распределение доходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Литература.

   1.Медушевская  И.Е. Экономическая безопасность. – Пенза, 2003.

   2.Сенчагов В.К. Экономическая безопасность. – М.,2000.

   3.Экономическая  безопасность России: Общий курс. /Под ред. В.К. Сенчагова. – М.,2005.

Информация о работе Составляющие экономической безопасности