Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:35, контрольная работа
Перебои в поставках энергоресурсов могут оказать значительное влияние на экономику любого государства, нарушить весь ход воспроизводственного процесса, остановить работу компьютеров, интернета, могут подорвать функционирование как отраслей традиционной, так и новой экономики высоких технологий. В США готовятся специальные доклады президенту «Энергетическая безопасность».
Безопасное состояние российской экономики во многом определяется состоянием топливно-энергетическим отраслей. В РФ они производят до 30% всей промышленной продукции и создают до 40% всех доходов федерального бюджета и более 40% всего экспорта. В последнее время для безопасного развития топливно-энергетических отраслей, безаварийного их функционирования первостепенное значение приобретает их модернизация, прежде всего применение ресурсосберегающих технологий.
• возможная технологическая блокада из-за отставания РФ в научно-технической сфере.
В целом обобщение всех угроз экономической безопасности показывает, что она охватили важнейшие сферы экономики, затронули фундаментальные основы жизнедеятельности человека.
Внутренние угрозы экономике РФ могут обернуться утратой передовых позиций страны в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.
Безопасность при наличии угроз достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества, государства. Необходима разумная экономическая политика.
Какой же должна быть стратегия экономической безопасности в переходный период и на перспективу?
Считалось, что рынок сам может все урегулировать. Действительно, в рыночной системе хозяйствования заложены огромные потенциальные силы жизнестойкости, но ее возможности не могут реализовываться без экономической стратегии, вырабатываемой на более широкой, чем рыночная, информационной базе. Рынок и предпринимательство - это только, по выражению американского экономиста В. Леонтьева, «паруса» экономики, без рулевого управления, методом проб и ошибок рынок будет очень долго искать направление и траекторию развития.
Основой
государственной стратегии
Для этого требуется:
восстановление платежеспособного спроса как в потребительском, так и в инвестиционном спросе. Низкий платежеспособный спрос приводит в итоге к исчезновению многих производств, особенно в условиях монополизированной экономики. Чрезмерный же платежеспособный спрос, особенно при снижении производства и соответственно предложения товаров и услуг, ведет к росту цен, чем создает «нагрузку» на эмиссию денег и тем самым способствует усилению инфляции.
Расширение совокупного спроса требует активизации инвестиционной политики. Особую роль в решении этой задачи играет государство. В условиях бюджетного дефицита необходимо соблюдение жестких требований по срокам окупаемости и возвратности средств.
Регулирование денежной массы как самый простой способ регулирования платежеспособного спроса и инфляции. Стабилизация цен невозможна без стабилизации издержек производства и обращения, а также повышения производительностей труда. Для решения этой задачи требуется целая система мер по созданию условий для развития конкуренции и изменение роли государства в переходной экономике.
Сущность
и стратегия экономической
Стратегия
не станет действенным инструментом политики,
если не будут конкретизированы задачи
безопасности в отдельных сферах экономики:
в отраслях материального производства;
в научно-технической, социальной и внешнеэкономической
сферах; в регионах.
3. Экономическая политика государств и ее принципы.
Цели и средства государственного вмешательства в экономику составляют содержание экономической политики.
Задачей экономической политики является практическое регулирование отношений между людьми, складывающихся по поводу производства и распределения благ в обществе и государстве.
Важнейшими руководящими принципами экономической политики являются:
Первый предполагает выпуск заданного количества продуктов при наименьшем объеме затрат, второй выражается в стремлении сгладить неравенство доходов граждан и в увеличении доходов каждого по его вкладу в рост эффективности производства, а третий означает низкие темпы экономического роста, инфляции в роста безработицы.
Принцип эффективности производства выражается в выпуске заданного количества продуктов при наименьшем объеме затрат.
Конечный продукт для граждан государства, или конечный продукт непроизводственного назначения, складывается из продукта для:
равновесия;
• содержания институциональной инфраструктуры (органов государственной власти и управлений денежной кредитной финансовой систем) и поддержания общественного порядка;
Распределение национальных ресурсов по каждому непроизводственному направлению конечного продукта осуществляется исходя из государственных приоритетов.
Структуру конечного продукта по каждому непроизводственному направлению определяют эксперты. На потребительском рынке в роли эксперта вступает все население, "голосующее" за предложенный продукт в рамках своих денежных доходов. Итоги "голосования" выражаются в рыночных ценах, при которых спрос на продукты равен их предложению. Информация о ценах используется производителями для оптимизации для оптимизации уровня благосостояния граждан. Однако и здесь государство влияет на определение структуры продукта, чтобы ограничить спрос на него (например, вводит акцизы на продажу водки, табака и т.д.) и производство некоторых продуктов.
В соответствии с принципом эффективности желательно использовать национальные ресурсы таким образом, чтобы получить быстрый рост конечного продукта непроизводственного назначения в оптимальной структуре, заказанной потребителями. Однако при этом можно нарушить принцип справедливости распределения доходов и стабильность развития экономики.
Принцип справедливости распределения благ выражается в стремлении сгладить неравенство доходов граждан и в увеличении доходов каждого по его вкладу в рост эффективности производства.
На первый взгляд стремление сгладить неравенство доходов граждан является утопичным. Однако страна, в которой одновременно увеличиваются темпы экономического роста, и неравенство доходов, неизбежно идет навстречу своей гибели. Усиление социального неравенства, способствуя росту криминализации государства, означает угрозу его внутренней безопасности. Поэтому координация роста доходов граждан в зависимости от их вклада в повышение эффективности производства и сглаживание неравенства доходов граждан становится даже не составной частью экономической безопасности государства, а ее основой.
Принцип стабильности, понимаемый как низкие темпы экономического роста, инфляции и безработицы.
Действительно, стабильность может быть нарушена, если после быстрых темпов экономического роста начнется резкое их замедление с последующим кризисом перепроизводства. Для гарантии сохранения стабильности нужен не быстрый рост, а устойчивое увеличение темпов экономического роста, что в свою очередь предполагает как развитие отраслей, определяющих технический прогресс, так и отраслей, обеспечивающих сбалансированное развитие экономики и достижение полной занятости, исходя из динамики структуры конечного продукта. Понятно, что при таком ходе событий будет обеспечиваться и стабильность национальной валюты.
Итак,
эффективная национальная стратегия -
это такая стратегия, которая обеспечивает
устойчивое увеличение темпов роста конечного
продукта в оптимальной структуре для
граждан, достижение полной занятости,
отсутствие инфляции и справедливое распределение
доходов.
Литература.
1.Медушевская
И.Е. Экономическая
2.Сенчагов В.К. Экономическая безопасность. – М.,2000.
3.Экономическая безопасность России: Общий курс. /Под ред. В.К. Сенчагова. – М.,2005.