Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:35, контрольная работа
Перебои в поставках энергоресурсов могут оказать значительное влияние на экономику любого государства, нарушить весь ход воспроизводственного процесса, остановить работу компьютеров, интернета, могут подорвать функционирование как отраслей традиционной, так и новой экономики высоких технологий. В США готовятся специальные доклады президенту «Энергетическая безопасность».
Безопасное состояние российской экономики во многом определяется состоянием топливно-энергетическим отраслей. В РФ они производят до 30% всей промышленной продукции и создают до 40% всех доходов федерального бюджета и более 40% всего экспорта. В последнее время для безопасного развития топливно-энергетических отраслей, безаварийного их функционирования первостепенное значение приобретает их модернизация, прежде всего применение ресурсосберегающих технологий.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПЕНЗЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. В.Г.БЕЛИНСКОГО
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ.
Пенза, 2007
1.Составляющие экономической безопасности.
Перебои в поставках энергоресурсов могут оказать значительное влияние на экономику любого государства, нарушить весь ход воспроизводственного процесса, остановить работу компьютеров, интернета, могут подорвать функционирование как отраслей традиционной, так и новой экономики высоких технологий. В США готовятся специальные доклады президенту «Энергетическая безопасность».
Безопасное состояние российской экономики во многом определяется состоянием топливно-энергетическим отраслей. В РФ они производят до 30% всей промышленной продукции и создают до 40% всех доходов федерального бюджета и более 40% всего экспорта. В последнее время для безопасного развития топливно-энергетических отраслей, безаварийного их функционирования первостепенное значение приобретает их модернизация, прежде всего применение ресурсосберегающих технологий.
3.Финансовая. Это такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов.
При построении модели финансовой системы с позиции национальной безопасности важно не встать на путь двух крайностей; 1) децентрализации, когда финансовой системе страны не остается необходимого минимума ресурсов для текущих платежей, выплат зарплаты государственным служащим, военным; 2) централизации средств в бюджете, при котором ни корпорациям, ни малому бизнесу, ни отдельным предпринимателям не остается средств для самостоятельного инновационного развития. Основными структурными звеньями финансовой безопасности для РФ являются: федеральный бюджет, бюджеты регионов, финансовый рынок, государственный долг, платежный баланс, финансы корпораций и финансы домашних хозяйств.
4. Технико-производственная. Под ней понимается способность индустрии страны в случае нарушения внешнеэкономических связей и внутренних социально-экономических потрясений оперативно компенсировать их негативные последствия, устойчиво осуществлять расширенное производство, удовлетворять общественные (в том числе оборонные) потребности.
5 Технологическая. Под ней понимается такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует в минимально короткие сроки самостоятельную разработку новейших технологических решений, обеспечивающих подрыв в ведущих гражданского и оборонного производства.
6. Продовольственная. Под ней понимается способность сельскохозяйственного сектора экономики обеспечивать население страны продовольствием, а промышленность – необходимым сельскохозяйственным сырьем.
7. Управленческая. Она включает целый набор разнообразных умений, навыков, необходимых менеджерам для реализации функций управления в масштабе макро- и микро- уровня.
8. Информационная. Предполагает такой порядок взаимного обмена экономическими, социальными, научно-техническими и военными сведениями внутри народнохозяйственного комплекса и с зарубежными партнерами, при котором будет гарантироваться надлежащая тайна ведения бизнеса в интересах государства, общества и хозяйствующего субъекта.
Угрозы в экономической сфере
Выявление возможных угроз ЭБ и выработка мер по их предотвращению имеют первостепенное значение в системе обеспечения экономической безопасности РФ. Угрозы ЭБ изменчивы. диверсифицированы, не всегда предсказуемы, поскольку огромное количество факторов влияет на социально-экономическую систему страны, сама среди и условия находятся в постоянном изменении.
Сопоставление внутренних и внутренних угроз в различных исследованиях показало, что наибольшую опасность для России представляют ее внутренние угрозы.
Внутренние угрозы - неспособность страны к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного фактора, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение устанавливать оптимальный баланс интересов и использовать опыт разрешения социальных противоречий и конфликтов.
Длительное сохранение внутренних угроз без проведения эффективной экономической политики делает страну более уязвимой перед внешними угрозами, так как:
во-первых, внутренние угрозы экономическому и финансовому положению государства мешают ему поддерживать свой статус на мировой политической арене;
во-вторых, экономическая слабость государства превращает всю нацию в заложницу международных финансовых организаций, поскольку бюджетных ресурсов страны недостаточно;
в-третьих, неспособность отечественных товаропроизводителей удовлетворять внутренний спрос ведет к усилению зависимости экономики от импорта, конъюнктуры внешнего рынка;
в-четвёртых, государство лишается возможности проводить активную внешнюю политику, защищать интересы отечественных товаропроизводителей, влиять на политику международных финансовых организаций.
В сфере экономики РФ угрозы имеют комплексный характер.
Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как 1) низкий конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; 2) завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; приобретение российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка; 3) тенденция к преобладанию в экспортных поставках топлива и сырья, а в импортных - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.
Рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение, сокращающиеся инвестиционные возможности страны.
«Бегство» капитала за рубеж, слабость и незащищенность рубля.
Снижение инновационной активности, деградация научно-технического потенциала России, т.е. сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно - технического развития. Происходит отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности, распад сложившихся научных коллективов; свертывание государственной поддержки науки. Сокращается потенциал фундаментальной науки, снижается результативность, разрушение технологического единства научных исследований и разработок.
Утеря производственного потенциала из-за высокого физического и морального износа основных фондов.
Снижение ресурсного потенциала страны. Объемы производства сократились практически во всех сырьевых отраслях, сокращение объемов геолого-разведывательных работ, отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи. В топливно-энергетическом комплексе на 35%, в черной и цветной металлургии на 50%, в лесной и деревообрабатывающей промышленности до 60%.
Высокий уровень бедности населения. Существенное сокращение внутреннего валового продукта, и, что особенно важно, сокращение ВВП на душу населения, который ниже уровня всех индустриально развитых стран и равен уровню Алжира, Бразилии. Резкая дифференциация доходов и потребления населения, ухудшение структуры питания из-за сокращения средних норм потребления наиболее ценных видов продовольствия и в конечном счете белка, рост бедности в результате увеличения числа людей, доходы которых ниже прожитого минимума, причем в число бедных попали не только безработные, но и те, кто работает и получает просто низкие доходы, а это – показатель низкой эффективности нового распределительного механизма.
Расстройство механизма воспроизводства населения, рост смертности и падение рождаемости.
Затяжной кризис в аграрном секторе, который приводит к проблемам продовольственной безопасности страны.
Чрезмерная открытость российской экономики.
Разбалансированность банковской системы.
Проблема конвертируемости рубля.
Возрастание неравномерности социально – экономического развития регионов. Важнейшими факторами этой угрозы являются: объективно существующие различия в уровне социально - экономического развития регионов; нарушение производственно – технологических связей между предприятиями отдельных регионов России; увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на. душу населения между отдельными субъектам Российской Федерации.
Криминализация общества и хозяйственной деятельности; высокая доля теневой экономики, вызванные в основном такими факторами, как:
Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются нёустойчивость. социально-экономической системы страны, отсутствие стабильных факторов и условий для экономического роста, неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, сохранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.
Внешние угрозы. Рассмотрим реальные (краткосрочные) угрозы и потенциальные (долгосрочные).
Реальные (краткосрочные) угрозы:
• дезинтеграция экономического пространства РФ, разрушение
хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, автономизация хозяйственной деятельности регионов;
• дестабилизация денежно-финансовой системы и отсутствие достаточных валютных ресурсов для погашения внешней задолженности, снижение курса рубля, утечка валюты из страны, большая внешняя задолженность;
отсутствие средств на структурную перестройку и модернизацию экономики, негативное влияние мировых финансовых рынков на РФ;
Потенциальные (долгосрочные) угрозы: