Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:51, реферат
Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Содержание переходной экономики: общее и особенное………………………….5
1.1.Переходная экономика как объект экономической теории (основные черты переходной экономики)………………………………………………………………….5
1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития переходной экономики………………………………………………………………….9
1.3. Типы переходной экономики……………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………………...18
Список использованной литературы………………………………………………….20
Поскольку речь идет о теории, то научное отображение переходной экономики подчиняется общим требованиям теоретических построений. Кроме того теория переходной экономики должна иметь и определенную структуру. Элементами этой структуры можно было бы назвать следующее. Во-первых, общие черты всякой переходной экономики. Во-вторых, системное выражение этих черт, раскрывающее их субординацию, в том числе субординацию переходных форм. В-третьих, закономерности функционирования переходной экономики, т. е. характер связей нового и старого, механизм завершения перехода от одной системы к другой.
В-четвертых, характеристика форм единства
и общего и особенного, в чем прежде всего
должна проявляться тесная связь абстрактной
теории с практикой переходной экономики
в тех или иных условиях.
1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития
переходной экономики
Первая особенность связана с преемственностью (инерционностью) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно внесли бы хаос в производственный процесс. Именно инерционность воспроизводства предполагает такую особенность функционирования переходной экономики, как сохранение в течение достаточно длительного периода старых экономических форм и отношений. Другой особенностью функционирования переходной экономики является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной программы реформ. Резко возрастает роль субъективного фактора, от которого зависит правильность выбор0а направлений и путей развития, и его практическая реализация. Успех ускорения переходных процессов обеспечивается, если реформы намечены не произвольно, а на основе познания закономерностей эволюции, построения системы действий в соответствующих направлениях.
Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности. Три закономерности:
- утрата
государством функций
- бюджетный
кризис;
- трансформационный спад.
Как видим, эти закономерности носят в основном отрицательный характер и находят выражение в кризисах. Это связано с тем, что в переходный период экономика переживает чрезвычайно болезненные перемены. Но только осознание неизбежности этих кризисов и их быстрое преодоление дает возможность создать рыночную экономику. 9
Главная закономерность переходного периода - утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами. Как известно, в период командно-административной системы государство было единственным собственником и всесильным распорядителем всех материальных богатств общества. Теперь значительная часть имущества переходит в частную собственность, и государство теряет монопольную власть на принятие экономических решений. Это ведет к принципиальным изменениям положения государства в экономике. Оно имеет три основных аспекта:
Первый аспект состоит в следующем. Трансформация должна привести к такому положению, при котором государство, будучи источником экономического законодательства, действует согласно установленным им же законам. Это значит, что после принятия закона все государственные органы должны руководствоваться законом и в случае нарушения подвергаться санкциям - подобно частным компаниям и гражданам. Если иное не оговорено в законе, то государственные органы и государственные предприятия должны действовать по тем же правилам, что и остальные субъекты рынка. Например, при нарушении условий поставки товара потребителю государственные предприятия должны нести такие же санкции, как и частные компании.
Включенность государства наряду с гражданами и организациями в правовую систему, регулирующую жизнь всего общества - одно из величайших достижений западной цивилизации, обеспечившее независимость субъектов рынка, а тем самым - полноценное функционирование рыночного механизма.
Вторым аспектом изменения положения государства является формирование нового инструментария для воздействия государства на экономику. Конечно, в любой, даже самой либеральной экономике, государство не должно оставаться пассивным наблюдателем. Но если в плановой системе экономическое управление осуществлялось за счет принудительных и адресных распоряжений, то в рыночной системе государство располагает гораздо более мощным и гибким инструментарием финансового регулирования. Речь идет о том, чтобы воздействовать на поведение всей массы субъектов рынка с помощью денежных, налоговых, валютных и иных финансовых регуляторов. Сила этого типа регулирования состоит в том, что оно в принципе допускает гораздо меньше льгот и исключений, чем план.
Третьим аспектом является необходимость компенсации фиаско, или провалов, рынка. Раз есть общие для всех переходных экономик формы и проявления кризиса, то логично допустить и существование общих направлений в преобразовании экономических систем, которые можно было бы назвать закономерностями постсоциалистического реформирования. Действительно, такие закономерности есть. Их три: макроэкономическая (финансовая) стабилизация, приватизация и интеграция в мировое хозяйство.
В обстановке стремительной инфляции, без твердой денежной единицы экономика обречена на глубокий кризис. Например, производители избегают инвестировать средства в производство, потому что не могут рассчитывать на получение прибыли в условиях быстрого роста цен, хаоса и неопределенности в денежно-финансовой сфере.
Второй неотъемлемый элемент трансформации - приватизация. Возможен ли рынок без частной собственности? Некоторые ученые дают утвердительный ответ. Они ссылаются на размывание границ между формами собственности в современной рыночной экономике. Не приходится спорить, например, с тем, что ведущей организационно-правовой формой в развитых странах выступают акционерные общества, в которых объединены десятки, сотни, а то и тысячи владельцев. В их число могут входить и государственные компании, и партнерства, и кооперативы, и другие экономические организации. Не вдаваясь в тонкости этой научной дискуссии, отметим, что без частной собственности рынок всё же невозможен. Конечно, в последние десятилетия получили большое распространение компании со смешанным капиталом. Но в основе рыночных отношений лежит именно частная собственность. Ведь по своей природе рынок требует децентрализованного принятия решений. Для этого нужны независимые собственники, действующие в конкурентной среде и стремящиеся к максимизации прибыли.
Наконец, третья закономерность постсоциалистической трансформации – это интеграция в мировое хозяйство. Искусственная изоляция советской экономики от мирового рынка явилась одной из главных причин отставания нашей промышленности по качеству и технологическому уровню продукции.
Отечественные предприятия не могли воспользоваться преимуществами международного разделения труда. Закрытость экономики сопровождалась автаркией, т. е. формированием самодостаточной экономической системы, в которой производилась вся номенклатура промышленной продукции, хотя многие виды продукции было дешевле купить за рубежом. Советские предприятия не сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению качества и расширению ассортимента своей продукции. Закрытость экономики всегда ведет к упадку промышленности и экономической отсталости. В современном мире нет ни одной развитой страны, которая была бы изолирована от мировой экономики.
Мировой опыт развития XX века, включая опыт бывших социалистических стран, позволяет выявить ряд устойчивых закономерных тенденций, которые проявились в экономике различных и, прежде всего, развитых государств в настоящее время.
1. Рыночная экономика, рыночное распределение ресурсов и оценка их эффективности еще раз доказали свою ключевую роль в развитии общества. Тот факт, что все попытки отказаться от товарно-денежных отношений, принизить их роль, предпринятые в бывших социалистических странах и в некоторых других государствах, не увенчались успехом — яркое свидетельство уникальной роли рынка и рыночной системы хозяйства. Несмотря на то, что в XX веке произошли значительные изменения в рыночной системе, ее основные элементы и свойства сохранились и в современных условиях. Это, во-первых, независимое, обособленное положение субъектов рынка, которые осуществляют инициативную предпринимательскую деятельность и развитие на этой основе капиталистической тенденции. Во-вторых, рыночная система предполагает наличие целой системы рынков, которые взаимно дополняют друг друга. В-третьих, рыночная система не может функционировать без целостной системы институтов рынка, включая правовое обеспечение рыночной деятельности. Рыночная экономика, как единство микро- и макроуровней экономической системы, включает в себя все данные элементы в единстве. Недооценка любого из них может привести к тому, что потенциал рыночного хозяйства страны будет недоиспользован. Отсюда перед переходной экономикой стоит особая задача — создание рыночной системы как основы экономики.
2. Объективная потребность в сознательном регулировании всего народного хозяйства стала фактом экономической жизни всех развитых стран с рыночным хозяйством. Опыт государственного регулирования экономики, функции государства в обеспечении социальной и экономической стабильности в обществе, научно-технического прогресса и т.д. свидетельствует о том, что речь идет не просто о воздействии на ход воспроизводства, что имело место и ранее, а о новом явлении, когда сознательно и постоянно регулируется все общественное хозяйство.
Из сказанного можно сделать вывод, что объективная необходимость постоянного и сознательного регулирования всего общественного хозяйства фактически подтверждается экономической практикой и уже превратилась в повседневный факт экономической жизни. Эта тенденция должна быть реализована и в переходной экономике.
3. Экономика современных государств — это открытая экономика. Эта тенденция настойчиво проявляла себя на протяжении всей истории развития различных государств, однако лишь в XX веке она стала господствующей во
внешнеэкономической
деятельности. Причины открытости экономики
вытекают из ее рыночной основы, когда
в конкурентные отношения на мировых рынках
вступают не только отдельные государства,
но и все основные субъекты экономики.
Открытость экономики все более и более
обогащается интеграционными процессами,
что создает новые возможности для переплетения
внутренних рынков различных государств,
свободного движения ресурсов между ними.
Следовательно, перед переходными экономиками
возникает сложная проблема формирования
открытой экономики и одновременно поиска
модели национального воспроизводства.
1.3.
Типы переходной экономики
Истории известны различные типы переходной экономики, отличающиеся по масштабам и характеру процессов. В основе ее лежит особенность развития каждой экономики под воздействием определённых факторов, вытекающая отсюда неравномерность развития различных регионов и стран. Так, переход от отношений личной зависимости к рыночным отношениям в странах Западной Европы происходил в разное время, в каждой стране своеобразно, приводя в итоге к формированию и неодинаковых форм (моделей) рыночной экономики в Англии, Франции, Германии и др. В локальной переходной экономике как бы воплощается единство общего и особенного в переходных процессах. Локальная переходная экономика при классификации типов переходной экономики по масштабам является ее исходным типом. Другой тип переходной экономики по масштабам – глобальная, характеризующая единый процесс изменений или в масштабах всего мирового хозяйства, или в рамках цивилизации (восточной, западной). На развитие глобальных переходных процессов определяющее воздействие оказывают изменения на локальных уровнях, вследствие которых складываются и определенные глобальные тенденции. Но возникнув, они начинают оказывать активное обратное воздействие на процессы в регионах и странах, независимо от уровня, на котором последние находятся. Глобальные процессы развиваются и под действием самостоятельных факторов, в частности, углубления общественного разделения труда, ведущего к интернационализации обмена и производства. По характеру переходных процессов можно выделить также два типа процессов переходной экономики. Первый тип характеризует процессы, развившиеся под воздействием выше рассмотренных факторов. Он выражает естественный ход исторической эволюции и условно может быть определен как тип естественно-эволюционный. Естественно-эволюционный тип особенно характерен для глобальных переходных процессов, однако, и локальные переходные экономики в основе своей также имеют результаты, достигнутые в ходе объективного процесса эволюции. Поэтому данный тип переходной экономики является основным. Именно он лежит в основе переходов от ступени к ступени в рамках общественного прогресса в ходе исторической эволюции. Он является основным и потому, что составляет базу другого типа переходной экономики.