Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 15:20, курсовая работа
Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды.
Введение
Глава 1 Содержание отношений собственности. Экономическая и юридическая трактовка собственности.
1. Понятие собственности
1.1 Юридический смысл
1.2 Экономический смысл
Глава 2 Предпринимательство как специфическая форма экономической реализации собственности. Психологические аспекты личности предпринимателя как субъекта рыночных отношений.
2.1.Экономическая природа предпринимательства.
2.2 Понятие личности в психологии
2.3 Структура личности препринимателя
2.4 Личностные качества препринимателя
2.4.1 Личностные качества, способствующие успеху в бизнесе
2.4.2 Личностные качества, препятствующие успеху в бизнесе
Задача
Заключение
Список литературы
Делая вывод из всего
выше перечисленного, можно сказать,
что система экономических
2.Предпринимательство.
2.1.Экономическая природа предпринимательства.
Предпринимательство
служит предметом изучения многих дисциплин.
Отсюда и множественность его трактовок
и определений. Сущность же предпринимательства,
как экономической категории, обусловлена
его природой и признаками как специфического
вида хозяйственного поведения, способностью
хозяйствующих субъектов реагировать
на потенциальный источник выгоды.
Предпринимательство — это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.
По своей экономической
природе предпринимательство
Экономическая природа
предпринимательства
Предпринимательство — инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску нового, будь то производство новых товаров или освоение новых рынков, одним словом, поиск новых возможностей извлечения выгоды — отличительная черта предпринимателя. Предпринимательская инициатива — это стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгоде участников этого процесса. Предпринимательство следует ассоциировать не с обманом и насилием, а с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественных потребностей — с "духом ненасильственного приобретательства".
Хотя инициатива является свойством человеческой натуры, проявление ее в качестве функционального признака предпринимательской деятельности обусловлено самой природой рыночного хозяйства. Инициируя свои начинания, любой предприниматель, несомненно, опирается на обладание некими преимуществами, дающими ему уверенность в успехе. Такие преимущества могут быть извлечены из самой рыночной среды, к примеру, из-за асимметрии информации. Лица, обладающие большей информацией, получают известные преимущества, что и порождает инициативу как стремление использовать их к собственной выгоде.
Инициатива требует известной хозяйственной свободы. Когда уровень регламентации предпринимательской деятельности слишком высок, инициативная активность снижается, оборачиваясь деловой стагнацией. В этом смысле создание условий для активизации инициативы у субъектов хозяйствования- ключевая задача перехода к предпринимательству.
Однако асимметрия
информации создает и известную
неопределенность в деятельности предпринимателя.
Неопределенность возникает как
в связи с чисто рыночными
свойствами — изменение конъюнктуры,
цен и предпочтений потребителей,
так и в силу специфики предпринимательства,
выраженной, прежде всего, в непредсказуемой
реакции рынка на предлагаемые решения.
Таким образом, вся окружающая предпринимателя
действительность представляется в виде
неподвластной ему неопределенности,
что и порождает коммерческий риск.
Хотя риск и является
органической компонентой
Нацеленность предпринимателя на обращение
рыночной неопределенности и свою пользу
выступает решающим фактором при принятии
им решений. Не человеческие качества
в виде склонности к безрассудному риску,
а предполагаемое вознаграждение заставляет
предпринимателя идти на риск. Поэтому
величина принимаемого им на себя риска
напрямую зависит от вероятного увеличения
дохода.
Коммерческий риск
отличается от риска вообще тем, что
основывается на трезвом расчете
и учете возможных
Сопровождающая риск хозяйственная ответственность
ставит перед предпринимателем задачу
овладения риском и управления им. И если
упразднить рыночную неопределенность
не в силах предпринимателя, то снизить
риск ему вполне мод силу. Наиболее известным
механизмом снижения риска является страхование,
позволяющее трансформировать риск в
незначительные дополнительные издержки.
Проблема, однако, состоит в том, что новаторский
характер предпринимательской деятельности
чрезвычайно затрудняет достоверную оценку
вероятного риска, сужая, тем самым, возможности
применения страхования именно в сфере
предпринимательства.
Предпринимательская же инициатива, наоборот,
предполагает создание новых, ранее не
встречавшихся ситуаций, вероятный исход
которых оценить очень трудно, а порой
невозможно. Следовательно, возможности
для страхования именно предпринимательской
деятельности снижаются. Другой способ
снизить риск — это разделить его с другими
заинтересованными лицами. Между тем,
способствуя снижению риска (возможные
потери для отдельного участника), этот
способ подрывает предпринимательскую
мотивацию, так как предпринимательский
доход будет разделен среди участников
предприятия.
Противоречие, возникающее между мотивированным стремлением к риску и желанием снизить степень риска, может быть разрешено путем создания системы управления риском. В самом общем виде такая система должна включать:
-выявление источников
риска и последствий
-адаптивные мероприятия
по преодолению возможных
Риск как свойство
предпринимательской
Стремясь к повышению
доходности ресурсов, предприниматель
прибегает к наиболее рациональным
способам их применения. Наиболее очевидной
формой повышения эффективности
располагаемых ресурсов является их
перемещение на рынки, где их альтернативная
ценность больше и они принесут больший
доход.
Такая деятельность называется арбитражированием.
Арбитражирование легко обнаружить в
сфере торговли и биржевой деятельности.
При всем различии форм проявления для
него характерны: а) использование неравновесных
рыночных ситуаций как источника новых
возможностей; б) стремление к рационированию
распределения ресурсов как источнику
дополнительного дохода; в) содействие
установлению рыночного равновесия через
перераспределение благ. Перемещение
ресурсов в целях их более эффективного
применения — лишь общая формула более
сложного по содержанию процесса повышения
эффективности использования ресурсов.
Другой, более сложной по содержанию формой
повышения эффективности применения ресурсов
является комбинирование факторов производства.
Суть его состоит в поиске наиболее рационального
варианта сочетания факторов путем замещения
одного фактора другим. Варьируя факторами
производства, предприниматель не просто
обеспечивает переход к более эффективному
применению ресурса, но и, проявляясь в
новых технологиях, обеспечивает поступательный
ход общественных производительных сил.
В процессе индустриализации экономики
комбинирование на основе "принципа
замещения" становится определяющим
фактором извлечения дохода, а "дух
рационализма" пронизывает все содержание
предпринимательства и отождествляется
с ним.
В то же время было
бы непростительным упущением
Предприниматель комбинирует и в сфере
более сложных параметров, обеспечивающих
устойчивость самой предпринимательской
структуры. Когда рыночный механизм по
каким-либо причинам: дефицитность ресурсов,
нестабильности поставок, трудности контроля
по выполнению обязательств не обеспечивает
должного уровня, предприниматель начинает
комбинировать с элементами самого механизма.
Он изымает отдельные элементы из рыночной
сферы и включает их в структуру собственной
организации, изменяя характер механизма
перераспределения ресурсов. Поэтому
содержание функции комбинирования шире
"принципа замещения", а само оно
может выступать фактором преобразования
механизма распределения ресурсов.
2.2 ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
Понятие «личность» относится к наиболее сложным и дискуссионным категориям психологии. В русском языке слово «личность» близко понятиям «лицо» и «личина» (маска), т. е. относится скорее к внешним проявлениям психики, чем к внутренним психическим процессам.
В английском языке слово personality происходит от лат. persona, обозначавшего маску, которую надевали актеры в античных представлениях.
Таким образом, понятие «личность» отражает внешний социальный образ, который принимает человек, играющий определенные жизненные роли. Однако каждая психологическая школа по-своему трактовала это понятие. Одни психологи (Г. Оллпорт) больше подчеркивали поведенческий аспект личности, определяя личность как динамическую организацию всех психофизических систем человека, обусловливающую его поведение и мышление. Другие (3. Фрейд) понимали личность как сложную систему непрерывно взаимодействующих сознательных и бессознательных структур психики. Третьи (К. Г. Юнг) подчеркивали связь конкретной личности с коллективным бессознательным, четвертые (Э. Эриксон) рассматривали личность в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов, и т. д.
Таким образом, можно сказать, что личность есть объединение всех характеристик индивида в единую структуру, которая, сохраняя определенное постоянство, все же изменяется в результате адаптации к меняющейся среде обитания. Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется в процессе обучения и воспитания. При всем разнообразии трактовок в подавляющем большинстве определений личности можно выявить следующие общие положения.
1. Личность любого
человека представляет собой
совокупность индивидуальных и
специфичных характеристик
2. В то же время в каждом конкретном обществе личности людей несут общие черты, которые определяются историческими, национальными, политическими или религиозными особенностями.
3. Личность имеет
относительно устойчивую
4. Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, а развивается и меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на нее внешних обстоятельств.
2.3 СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
В качестве модели иерархической структуры личности можно взять концепцию советского психолога К. К. Платонова, который выделял в личности четыре подструктуры.
Этот психолог представлял структуру личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой являлись генетические, физиологические и биохимические особенности человеческого организма, а высший уровень определялся социальными и духовными особенностями личности. Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим. При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой -- активно влияли на них Платонов К. К. Структура и развитие личности. -- М.: Наука, 1986. С. 24.
.
Например, социальная
направленность предпринимателя зависит
от его половой принадлежности: у
мужчин-бизнесменов она
Наиболее важную роль в структуре личности играет ее направленность, понимаемая как совокупность устойчивых мотивов, убеждений и устремлений, ориентирующих человека на достижение относительно его жизненных целей.
Эта характеристика личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием обучения и воспитания. Она проявляется в целях, которые ставит перед собой человек, в его интересах, социальных потребностях, пристрастиях и установках, а также в его влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и т. д.