По периодичности проведения
социального аудита:
- перспективный социальный аудит, направленный на разработку прогнозов социального развития предприятия, отрасли, региона;
- оперативный социальный аудит, проводимый в определенные сроки;
- текущий социальный аудит, который проводится в период подведения итогов деятельности предприятия, отрасли, региона за тот или иной период.
По субъектам управления
социальными процессами социальный
аудит проводится [4]:
- руководством, профсоюзами, бизнес-сообществом совместно;
- руководством;
- профсоюзами;
- бизнес-сообществом, предпринимателями;
- агентствами социального аудита.
По содержанию и полноте
изучаемых вопросов социальный аудит
можно подразделить на:
- полный, в случае исследования всей социоэкономической деятельности предприятия, отрасли, региона;
- локальный, когда исследование проводится только в отдельных подразделениях предприятия, на отдельных предприятиях отрасли или региона;
- тематический, когда исследуются отдельные блоки социоэкономической системы.
Методы социального
аудита – это совокупность
приемов, подходов, способов изучения
социоэкономических процессов в их динамике
и статике. Характерными особенностями
методов социального аудита являются:
- использование системы социоэкономических показателей;
- изучение причин изменения этих социоэкономических показателей;
- выявление и измерение взаимосвязи между ними.
Принципы социального
аудита:
- универсальность – в итоговом отчете содержится информация по всем аспектам работы предприятия;
- разнонаправленность – заинтересованные стороны делятся между собой информацией по всем аспектам деятельности предприятия, таким образом, образуя всестороннюю связь;
- регулярность – социальные отчеты должны составляться на регулярной основе, т.к. практика проведения социального аудита должна стать частью культуры предприятия;
- сопоставимость – предприятие может сравнивать свои ежегодные данные с соответствующими нормами и критериями, обеспечивая получение объективных данных;
- открытость – социальные отчеты должны быть доступны для внешних и внутренних заинтересованных сторон.
Социальный аудит в
Украине является новым инструментом
в деятельности промышленных предприятий.
Поэтому, изучая опыт зарубежных стран
в области внедрения данного вида аудита,
необходимо учесть все возможные позитивные
и негативные последствия проведения
социального аудита и разработать модель
его проведения для отечественных промышленных
предприятий с учётом специфики производства
с целью сохранения и повышения экономической
эффективности и конкурентоспособности
их деятельности [10].
Разработана концепция формирования
национальной модели социального аудита
в Украине: в структуре Национальной
трёхсторонней социально-экономической
рады создаются Национальный комитет
по социальному аудиту, в котором
стороны социального партнёрства
представляют Министерство труда и
социальной политики Украины, Федерация
профсоюзов Украины, Федерация работодателей
Украины. На региональном уровне должны
функционировать региональные комитеты
по социальному аудиту на основе трёхстороннего
представительства.
ВЫВОД
Уточнено понятие "социальный
аудит" и рекомендован основные элементы
его методики способствовать получению
объективной и достоверной информации
о социального климата на предприятии.
Это позволит выявить существенные, потенциально
возможные социальные риски, способствуя
тем самым эффективному регулированию
социальных отношений и во многом влиять
на кадровую политику, деятельность и
перспективы развития исследуемого предприятия.
Социальный аудит предприятия оказывает
влияние не только на социальную сторону
деятельности предприятия, но также и
на социально-экономическую.
Так, социальный аудит
позволяет снизить производственные
затраты и увеличить экономический
эффект от деятельности: улучшить финансово-экономические
показатели, улучшить имидж и репутацию
предприятия, снизить текучесть кадров,
повысить уровень мотивации персонала,
повысить инвестиционную привлекательность
предприятия, привлечь новых потребителей.
Появлению социального аудита способствовали
существенные изменения и рыночного хозяйства,
и системы рыночных отношений. Человеческие
ресурсы стали решающим фактором в экономическом
развитии. Инвестиции в человеческий капитал
вошли в категорию «рентабельных». Социальная
функция предпринимательства теперь во
все большей степени обуславливает функцию
экономическую (получение прибыли), и бизнес
стал заинтересован в объективном обследовании
внешними аудиторами социальных отношений
на своих предприятиях. Но менеджеры не
всегда готовы рассказать всю правду о
социальных проблемах, которые существуют
на предприятии, а подчас им просто не
хватает профессионализма, чтобы объективно
разобраться во всех тонкостях социальных
отношений. Профсоюзы же, выполняя свою
основную функцию защиты интересов наемных
работников, по понятным причинам склонны
преувеличивать финансовые возможности
предприятия и его хозяина.
В современных условиях получить
экономическую выгоду возможно, только
если удается до предела минимизировать
социальные риски. Практика показала,
что расходы на социальный аудит
очень быстро окупаются, то есть не
угрожают экономической выгоде. Высокое
качество продукта, его инновационный
характер, положительный имидж предприятия
– сегодня это ключевые факторы
в конкурентной борьбе. И здесь
информация, которую дает социальный
аудит, необходима для рационального
управления потенциальными возможностями
персонала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- В.Р. Мешков, «Социальный аудит в системе социального управления» – 2008.
- В.Р. Мешков, «Социальный аудит: Российская практика» – 2009.
- Н.Н. Гриценко, Н.А. Волгин, Ю.Н. Попов, Ф.И. Шарков, А.А. Шулус «Основы социального государства». – М.: Издательский дом «АТИСО», 2009.
- «Социальный аудит: учебное пособие». – М.: Издательский дом «АТИСО», 2008.
- Ш.З. Санатулов, «Социальный аудит: проблема развития: сборник». – М.: Издательский дом «АТИСО», 2008.
- А.А. Шлихтер «Направления и механизмы взаимодействия социально-ответственного бизнеса с некоммерческим сектором США». – М.: ИМЭМО РАН, 2010.
- Закон України «Про аудиторську діяльність» від 22.04.1993 № 3125-XII. – зі змінами та доповненнями (13.06.2012) [Електронний ресурс]. – Режим доступу:
- http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/3125-12
- Попов Ю.Н. Социальный аудит: новая утопия или эффективный инструмент? / Ю.Н. Попов // Независимая газета. – 2008. – № от 17.11. – С. 6–7. Мешков В.Р. Особенности российской модели социального аудита / В.Р. Мешков. – Методологія, теорія та практика соціологічного аналізу сучасного суспільства [Зб. наук. праць]. – Випуск 15. – 2009. – С. 410-417.
- Кулаковська Л.П. Основи аудиту : навч. посіб. для студентів вищих закладів освіти / Л.П. Кулаковська, Ю.В. Піча. – К. : «Каравела». – 2002. – 504с.
- Антошина О.А. Аудит социально-трудовой сферы организаций / О.А. Антошина. – Аудиторские ведомости. – 2007. – №6. – С. 25-31.