Социальный аудит

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 10:28, реферат

Описание работы

Социальный аудит – новое явление в современных общественных науках и социальной практике мирового рыночного хозяйства. По охвату объектов своего обследования социальный аудит является несравнимо более комплексным и широким в сравнении с другими видами аудита. Он призван дать оценку социального климата на разных уровнях. Несмотря на то, что социальный аудит очень молод, тем не менее, он быстро завоевывает все более широкие позиции и, прежде всего, в странах с развитыми рыночными отношениями. Развитие мировых отношений обусловил некоторые изменения между экономикой и социальной сферой.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ 3
Понятие социального аудита и значение его для Украины 5
Объект и предмет социального аудита. Его задачи и возможности 9
Механизм проведения социального аудита 14
Классификация социального аудита, его принципы. Модель социального аудита в Украине 18
ВЫВОД 21
Список использованной литературы…………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

соц аудит.docx

— 49.98 Кб (Скачать)

- Определить вклад кадровой  службы в достижение целей  организации;

- Принять меры по повышению  ответственности работников кадровой  службы за реализацию кадровых  решений;

- Оптимизировать расходы на  осуществление кадровых мероприятий  и содержание службы управления  человеческими ресурсами;

-Осуществить прогрессивные нововведения в области управления человеческими ресурсами;

-Оценить общий уровень функционирования системы управления персоналом;

-Оценить систему информационного обеспечения кадровой работы организации;

-Совершенствовать внутренние стандарты системы управления персоналом.

На большинстве предприятии  используется пять видов ресурсов: человеческие, природные, энергетические, финансовые и производственные. И  все они, кроме человеческих, исследуются и контролируются. Природные ресурсы, к примеру, контролируются государством, финансовые - самим предприятием. За рубежом исследования социальной сферы предприятий начались в 80-е годы прошлого века, и сейчас этот род деятельности стал обособленным социальным институтом. В частности, в Бельгии закон о социальном аудите носит название “Бельгийский лейбл”, а в Париже давно функционирует Международный институт социального аудита. Результаты аудита часто используются при формировании международных, национальных и корпоративных стандартов социальной ответственности. В целом характерные черты социального аудита выглядят так:

       - исследование носит добровольный (рекомендательный) характер, и заказывает его, как правило, руководство предприятия;

       - результаты конфиденциальны, у профсоюзов и работников нет к ним доступа;

      - анализ проводится на микроэкономическом уровне (в рамках отдельного хозяйствующего субъекта), и результаты используются в оперативном менеджменте для разрядки социальной напряженности на предприятии.

На уровне предприятия  исследуются следующие вопросы, касающиеся конкретных характеристик  качества трудовой жизни[2]:

1. Аудит трудового потенциала:

- профессионализм

- образование

- этнокультура

- психофизическое состояние

2. Аудит мотивационного  поля

- отношение к собственности

- содержание труда

- материальное стимулирование  труда

- моральное стимулирование  труда

- социальная защищенность  труженика

- эргономика

- участие труженика в  управлении

- корпоративная культура

Также изучается психологический фон, имеющийся в трудовом коллективе: положительный, который порождает энтузиазм, воодушевление, сплоченность, благожелательную атмосферу, желание к труду и т.д. и отрицательный, который приводит к безразличию, враждебности, намеренному замалчиванию проблем, неискренности и т.д.

Иными словами, анализируется влияние психологических особенностей людей на социальный климат и мотивацию к труду.

Следовательно, улучшение  социального климата следует  рассматривать как один из важнейших  факторов увеличения эффективности  деятельности предприятия.

Проведение социального  аудита дает следующий эффект:

- сокращает операционные  расходы;

- улучшает имидж и репутацию,  напомню вам, что сегодня только 30% рыночной стоимости предприятия  отражаются в балансе, остальное-имидж,  репутация, организация труда,  ноу-хау и т.д.;

- повышает продажи и  лояльность потребителей;

-снижает текучесть кадров (здесь хотелось бы добавить, что организация ведения бизнеса на предприятии влияет на конкурентоспособность управления кадрами. При наличии выбора большинство потенциальных сотрудников, в том числе лучшие выпускники вузов, не будут заинтересованы в работе компаний, которые не придерживаются передовых стандартов корпоративного управления. В процессе выбора работы, при условии интереса со стороны конкурентов и нехватки квалифицированных специалистов, они сделают выбор в пользу компании с более высокими стандартами в работе;

- повышает лояльность  персонала, повышает мотивацию  сотрудников (система мер по  мотивации персонала – это  мощное оружие, позволяющее повысить  прибыльность работы предприятия);

- сокращает давление со  стороны проверяющих органов;

- предоставляет доступ  к капиталу.

И в совокупности все это  приводит к увеличению финансовых показателей  предприятия [11].

  1. Механизм проведения социального аудита

 

 

Социальный аудит при  наличии государственной воли и  общественной поддержки позволяет  создать реальную систему диагностики  общественного прогресса и сформировать один из каналов адекватной информации для органов статистики.

Разработка, конструирование  любой социальной технологии,  в  том числе, и социального аудита, имеет несколько этапов [4]:

  1. теоретический: определение цели, объекта технологизации; расщепление социального объекта на составляющие и выявление социальных связей;
  2. методологический: выбор методов, средств получения информации, ее обработки, анализа, принципов ее трансформации в конкретные выводы и рекомендации;
  3. процедурный: организация практической деятельности по разработке социальных технологий.  

Суть социального аудита, в конечном итоге, сводится к следующему: на основе собранной информации и последующего сравнения, сопоставления социоэкономических показателей конкретных предприятий, отрасли или региона с определенными эталонами, провести анализ фактического состояния этих показателей, выявить их динамику (положительную или отрицательную), определить воздействие на результаты деятельности объекта социального аудита, сформулировать выводы и рекомендации. 

В качестве эталонов достижения социоэкономических показателей могут выступать[3]:

  • лучшие результаты, достигнутые самим объектом социального аудита в прошлые периоды времени;
  • плановые (рекомендуемые) уровни достижений, закрепленные в соответствующих документах (коллективном договоре, тарифном соглашении, плане социального развития предприятия или отрасли и пр.);
  • нормативные уровни показателей;
  • средние или лучшие результаты: для предприятия – у аналогичных предприятий в отрасли, регионе, стране; для отрасли в других отраслях и в стране; для региона – в других регионах и в стране;
  • оптимальные величины достижений у других объектов, аналогичных объекту социального аудита, т.е. те пределы, при достижении которых на этих объектах была получена наибольшая эффективность;
  • соответствующие нормы Международной организации труда;

Проведение подобного  сравнения с определенным эталоном имеет цель проследить динамику того или иного социоэкономического показателя, выявить и охарактеризовать его взаимосвязь со всей системой показателей, определить влияние на те или иные социоэкономические процессы,  происходящие на объекте социального аудита,  а в конечном итоге,  оценить его с точки зрения влияния на всю деятельность объекта социального аудита[4].

Эта оценка является базовой  в системе и последовательности дальнейших возможных аналитических процедур социального аудита:

  1. рассмотрение каждого социоэкономического показателя, полученного в результате анализа с точки зрения соответствия его уровня параметрам, нормальным для данного предприятия, отрасли, региона;
  2. выявление факторов, повлиявших на величину конкретных социоэкономических показателей, и расчеты возможных изменений этих показателей при модификации того или иного фактора;
  3. прогнозирование необходимых величин социоэкономических показателей на перспективу и установление способов достижения этих величин;
  4. выявление взаимозависимости показателей социоэкономического состояния и обеспечения целенаправленного воздействия на повышение эффективности деятельности в целом предприятия, отрасли, региона;
  5. обоснование гипотез развития социоэкономических показателей и состояния предприятия, отрасли, региона при соответствующем изменении условий их деятельности.

Технология проведения социального  аудита вне зависимости от используемых методов, имеет логическую систему  последовательности действий и состоит  из следующих шагов.

Как правило, на предприятиях, в отраслях и регионах должен использоваться внешний аудит. Руководство обращается к агентству социального аудита с приглашением провести экспертизу социального характера, например, при необходимости кардинального решения социальных вопросов при внедрении новой технологии,  перепрофилировании производства, структурной реорганизации, создании временных или оперативных творческих групп, разрешении конфликтных ситуаций между работниками и работодателем, выявления причин недовольства сотрудников и пр.

Социальный аудитор, осуществляющий такую работу, должен хорошо ориентироваться  не только в социальной политике, но и в финансовых вопросах, управленческой этике, социально-психологических аспектах управления, знать трудовое и административное право[7].

При непосредственном проведении социального аудита основными этапами  деятельности социального аудитора являются [4]: 

  1. знакомство с поставленной задачей (задачами);
  2. определение границ своих действий; 
  3. изучение социального баланса и другой документации самого объекта социального аудита (предприятие, отрасль, регион) и нормативных документов; 
  4. составление вопросников и анкет; 
  5. подготовка детализированной рабочей программы; 
  6. реализация работы; 
  7. составление отчета. 

Такая экспертиза одного или  нескольких однопрофильных предприятий может потребовать, например, от одного до нескольких месяцев при работе команды социальных аудиторов из нескольких человек с привлечением по отдельным проблемам необходимых специалистов. 

Социальный аудитор должен начать проверку с изучения и исследования результатов деятельности предприятия,  отрасли или региона,  чтобы с помощью справочных материалов и нормативных документов обнаружить все отклонения от норм и стандартов,  если таковые имеются. Сравнение, как уже отмечалось, может быть проведено с лучшими достижениями, имеющимися у других предприятий, регионов, в целом по стране. Особое внимание при этом уделяется нефинансовой и социальной отчетности, финансовым и бухгалтерским документам, данным аналитического и синтетического учета, результатам анкетирования, опроса, а также расходам на содержание персонала, на решение экологических проблем, на развитие социальных программ и т.п. Для описания социальной политики нужно вычленить несколько наиболее значимых индикаторов в зависимости от целей социального аудита в каждом конкретном случае[5,6].

После анализа социальной политики на изучаемом объекте социального аудита формулируются его сильные и слабые стороны, ставится общий диагноз. Диагностика позволяет выявить принципиальные источники социальных рисков,  связи и случайные нестыковки между различными сторонами социальной политики; зоны социальных издержек. 

 

 

 

 

 

  1. Классификация социального  аудита, его принципы. Модель социального аудита в Украине

 

 

В зависимости от сроков, характера, целей и др. параметров социальный аудит можно классифицировать следующим образом.

В зависимости от характера  объектов управления социальный аудит  проводится[5]:

  1. в целом по стране;
  2. в отраслях;
  3. в регионах;
  4. на предприятии, в организации.

По роли социального аудита в управлении социоэкономическими процессами:

  1. внутренний социальный аудит,  который является составной частью управленческого учета и обеспечивает аналитической информацией руководство предприятия, отрасли, региона;
  2. внешний социальный аудит, который проводится агентствами социального аудита, является составной частью нефинансовой отчетности и обеспечивает соответствующей не только руководство предприятия,  отрасли,  региона, но и внешних пользователей,  в первую очередь, социальных партнеров.

Информация о работе Социальный аудит