Социально-экономическое состояние США

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ экономического развития США и ее место и роли в мировой экономической системе.
Задачи работы:
1. Проанализировать социально-экономическое развитие страны.
2. Выявить позиции США в мировой экономике.
3. Исследовать проблемы и перспективы развития страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Анализ социально-экономического развития США. 5
1.1.Географическое положение, краткая история, политическое и административное устройство 5
1.2. Природные ресурсы США 6
1.3. Динамика экономического развития: показатели и факторы 8
1. 4. Отраслевая структура экономики 20
Глава II. Место США в мировой экономике 29
2.1. Международные экономические позиции США 29
2. 2. Торговый баланс США 30
2. 3. Структура экспорта и импорта по отраслям. 32
2. 4. Партнёры по экспорту и импорту 35
2. 5. Торговые отношения России и США 37
2. 6. ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ 40
2. 7. Миграция рабочей силы 47
Глава III. Проблемы и перспективы развития страны 51
3.1.Социальные проблемы в США. 51
3. 2. Экологическая проблема 53
3. 3. Ближайшие перспективы 53
3.4. Влияние мирового финансового кризиса 55
Список литературы 58
Приложение 60

Работа содержит 1 файл

Курсовая по мировой экономике(США)).doc

— 727.50 Кб (Скачать)

    Значение  сферы услуг

    Еще одна важнейшая особенность экономического развития США — роль и масштабы сферы услуг, не имеющие аналогов в других развитых странах. Под сферой услуг понимается комплекс достаточно разнородных отраслей хозяйства, продукция которых носит невещественную форму и выступает как полезный эффект, неотделимый от производственной или хозяйственной деятельности по обслуживанию процесса общественного воспроизводства. О роли сферы услуг в экономике говорит уже то, что в 76% американцев занято в этой отрасли и составляет 79 % ВВП. Однако значение сферы услуг в экономике США отнюдь не исчерпывается ростом доли в производстве ВВП и концентрацией ресурсов и капитала. Многие отрасли по производству услуг приобрели ключевое значение для функционирования экономики в долговременном плане, стали «локомотивами» научно-технического и социально-экономического развития страны. Речь идет в первую очередь о развитии науки и научного обслуживания, образования, здравоохранения, разнообразных профессиональных услуг, связи, информационного обслуживания и т.д. Хотя по-прежнему важную роль в экономике играют и достаточно традиционные отрасли сферы услуг — финансы, торговля, личные услуги и т.п., специфика начала XXI в. заключается в том, что возрастающее значение как для экономики, так и для общества приобретает группа новых отраслей.

    Американская  статистика включает в сферу нематериального  производства и услуг транспорт, связь, оптовую и розничную торговлю, общественное питание, финансово-кредитную  деятельность и страхование, услуги производственного и бытового назначения, образование, здравоохранение, частично науку, государственный аппарат управления хозяйством, а также деятельность военно-полицейского, политического, идеологического и пропагандистского аппарата.

    Более 25% всей нематериальной сферы приходится на оказание финансовых услуг, страхование, операции с недвижимостью. Около 22% услуг создается в оптовой и розничной торговле. 26,3% — это деловые, юридические, социальные, личные услуги, здравоохранение, отдых и развлечения, автосервис и т.п. Доля транспорта и связи составляет 8,5%, а на государственное управление приходится 18,4%.

      Образование

    Система образования в США включает как  государственный, так и частный  сектор. Наибольшее развитие государственный  сектор получил в области начального и среднего образования. Роль частного сектора не менее значительна в области высшего образования.

    Система начального и среднего образования  в США - одна из наиболее развитых в  капиталистическом мире. Особенностью системы образования в США  является децентрализация ее управления и финансирования. Расходы на образование составляют 5,3% от ВВП (2007).

    Продолжительность обучения в общеобразовательной  школе составляет 12 лет, начиная  с 6-летнего возраста. Средняя школа  в большинстве округов подразделяется на младшую среднюю школу (седьмые-девятые классы) и старшую среднюю школу (десятые-двенадцатые классы).

    В систему высшего образования  в настоящее время входит около 3,3 тысяч институтов различных типов, в которых обучается более 12 миллионов  человек. К системе высшего образования  в США относят младшие, или местные, двухгодичные колледжи, технические институты и профессиональные школы, четырехгодичные учебные заведения - университеты и самостоятельные колледжи. Указанные учебные заведения могут быть как государственными, так и частными.

    В США насчитывается 156 университетов. К числу ведущих вузов США относятся Гарвардский, Стэндфордский, Принстонский, Колумбийский, Йельский университеты, Массачусетский технологический институт и др.  

    Роль  человеческого фактора

    Роль  человеческого фактора в экономике всегда была определяющей. Она обусловлена двойственным положением человека в общественном производстве, С одной стороны, человек — это важнейший элемент производительных сил, главный ресурс общественного производства. С другой (и это тоже ключевая характеристика роли человека в общественном производстве) — он активный субъект производственных отношений. Иначе говоря, производственное потребление его рабочей силы не является неким односторонним и пассивным процессом, как это происходит с другими производственными ресурсами. Оно реализуется через взаимоотношения наемных работников и предпринимателей. В американской экономике ведущая роль человека проявляется прежде всего в том, каково его реальное положение в процессе производства. Массовое внедрение программируемой автоматизации во многие отрасли американской экономики существенно меняет положение рабочей силы в процессе производства. Функции непосредственного управления орудиями труда переходят к ЭВМ. За работником все чаще остаются функции общего контроля и принятия стратегических решений. Опросы, проведенные в США, показали, что от 1/3 до 2/3 работников как умственного (60 % в совокупной рабочей силе), так и физического труда отмечают повышение степени контроля над своим трудом.

    Вывод: США обладают обширными природными ресурсами, достаточными для удовлетворения всех основных экономических нужд. В связи с ростом издержек по эксплуатации собственной ресурсной базы американские сырьевые и энергетические корпорации вынуждены переносить свою деятельность в развивающиеся страны, а также переходить на ресурсосберегающий тип производства.

    В изменениях, происходящих в отраслевой структуре рабочей силы в США, прослеживаются три важнейшие тенденции: дальнейшая урбанизация занятости; значительное увеличение занятости в сфере услуг и превращение ее в главную сферу приложения общественного труда; быстрый рост занятости в наукоемких отраслях экономики. В профессиональной структуре рабочей силы преобладающей категорией стали работники умственного труда. Численность работников физического труда сокращается как относительно, так и абсолютно.

      Научно-технический комплекс США  — это особая подсистема общества, развивающаяся по своим собственным  законам, обусловленным особенностями науки и техники. Основными результатами его функционирования являются новые идеи, знания и технологии, которые передаются в другие общественные подсистемы и трансформируются в новые товары и услуги, новые формы и методы производства, что ведет к росту экономики и процветанию науки.

    Социально-экономическая ситуация в США не свободна от целого ряда противоречий и проблем. Среди них — подверженность циклическим кризисам, последний из которых США испытали в нынешнем году, проблема бедности и социальной дифференциации населения, ухудшающаяся демографическая ситуация, выражающаяся в старении населения, отсутствие системы медицинского страхования для значительной части населения страны (более 16%), ограниченная финансовая доступность высшего образования для некоторых категорий населения, прежде всего представителей этнических меньшинств. Все большее влияние на экономику США, в том числе и негативное, оказывают процессы глобализации, в частности, высвобождение рабочей силы из производства, мировые финансовые кризисы. 
 

 

    

       Глава II. Место США в мировой экономике

    1. 1. Международные экономические позиции США

    На  американскую экономику все большее  влияние оказывают процессы глобализации и интернационализации. Увеличивается ее зависимость от мировой экономики. С 1991 г. по 1999 г. доля внешнеторгового оборота в ВВП США выросла на 4,8 п. п., достигнув 25 % ВВП, в то время как во время двух предыдущих подъемов 1960-х и 1980-х гг. — соответственно на 1,5 и 3,5 п. п. Иностранные активы в США составили в 2000 г. 8 трлн долл., а американские активы за рубежом — 6,2 трлн долл. В 2000 г. был достигнут пик прямых иностранных инвестиций в страну — 450 млрд долл. (В 2001 г. в связи с кризисом их величина снизилась до 355 млрд долл.)9

    США получают большую выгоду от значительного  отрицательного сальдо внешней торговли — 437 млрд долл. в 2001 г., ввозя в страну дешевые потребительские товары из многих стран мира.

    Развитие  финансового кризиса в Юго-Восточной  Азии в 1998 г. показало, что США, как  наиболее экономически мощная страна в мире, в наименьшей степени подвержены негативному влиянию финансовых потрясений в других странах, а по ряду позиций даже оказываются в выигрыше. Так, по оценкам, в самый разгар азиатского финансового кризиса (конец 1997 — первая половина 1998 гг.) с «развивающихся рынков» в США перетекло более 700 млрд долл.

    Участие в международных организациях:

АБР (нерегиональных членов), ANZUS, АТЭС, Арктический Совет, АРФ, АСЕАН (партнер по диалогу), Австралийской группы, БМР, ОЧЭС (наблюдатель), СГБМ (наблюдатель), CE (наблюдатель), ЦЕРН (Наблюдатель ), CP, СЕАП, ЕБРР и ФАО, G-5, G-7, G-8, G-10, МБР, МАГАТЭ, МБРР, ИКАО, МТП, ICCt (государство, подписавшее Конвенцию), ICRM, IDA, IEA, МФСР, МФК , IFRCS, МГО, МОТ, МВФ, ИМО, ИМСО, ИНТЕРПОЛ, МОК, IOM, ISO, ITSO, МСЭ, ITUC, МАГИ, МООНСГ, НАФТА, НАТО, NEA, ГЯП, ОАГ, ОЭСР, ОЗХО, ОБСЕ, Парижский клуб, PCA, PIF (партнер), СААРК (наблюдатель), ИСЮВЕ (наблюдатель), ЮТК, ООН, Совета Безопасности ООН, ЮНАМИД, ЮНКТАД, ЮНЕСКО, УВКБ, ЮНИТАР, МООНЭЭ, МООНЛ, МООННГ, БАПОР, ОНВУП, ВПС, ВКТ, ВТО , ВОЗ, ВОИС, ВМО, ВТО, ZC

    2. 2. Торговый баланс США

    Сальдо  торгового баланса составил- 57,19 млрд.долл. с – 53,5 млрд.долл. 

    График  дефицита торгового баланса США 
(по годам, 1960-2007)10

    Начиная с 1976 г. торговый баланс (англ. Balance of Payment, сокращенно BOP) США был дефицитным (объём импорта превышал объём экспорта в денежном выражении). В 2005-2007 США имели ежегодный дефицит в размере $700 млрд и более (В тоже время Япония имела профицит $168 млрд, Германия — 146, Россия — 165). Это на 300 млрд долл. хуже, чем в 2003 г.

    В 2001 Китай опередил Японию по разрыву в торговом балансе с США. Дефицит торгового баланса США с Китаем в 2006 г. достиг 95 % и составил $233 млрд (28 % от всего торгового дефицита США).

    Накопленный дефицит торгового баланса за 23 года (с 1985 по 2007 гг) составил 8 трлн долл. Можно сказать что каждый американец к сегодняшнему дню «купил» в кредит товаров на 30 тыс. долл. и рано или поздно должен будет вернуть деньги.

Доля  экспорта и импорта

    Глобализация  экономики проявляется в нескольких основных процессах (составных элементах): увеличении масштабов и значения внешней торговли, международного движения капиталов; расширении масштабов межстрановых перемещений трудовых ресурсов; усилении экономической интеграции и кооперации как на межгосударственном уровне, так и на уровне отдельных компаний, росте информационных обменов между странами. В США, в частности, доля внешней торговли по отношению к национальному ВВП к концу XX в. достигла рекордного уровня за всю историю страны — 25 %. Так, только за 1990-2000 гг. американский экспорт увеличился почти на 100 %, что дало экономический рост в размере 30% от его общего прироста. Кроме того, произошли отдельные важные изменения в динамике и структуре внешней торговли. Прежде всего подчеркнем, что рост экспорта в последние десятилетия неизменно опережает рост производства Особенно заметные изменения зафиксированы в экспорте услугами — транспортными, туристскими, финансовыми, связи, технического содействия, образования и т. д. В 2000 г. на долю услуг приходилось около 28 % всего американского экспорта (в 1950 г. — 17%.). Экспорт в 2007 г. составил $ 1148 млрд.11 

    Импорт  также способствует интеграции экономики  США в мировое хозяйство. Нередко  США импортируют те же категории  продукции, что и экспортируют. Например, компьютерная отрасль в конце 90-х гг. XX в. экспортировала 43 % своей продукции (компьютерные системы, периферийное оборудование и программное обеспечение). В то же время 58 % внутреннего промежуточного и конечного потребления в данной товарной группе было импортировано. Импорт в 2007 г. составил $ 1968 млрд. 

    2. 3. Структура экспорта и импорта по отраслям.

    Экспорт - товары:

    Сельскохозяйственной продукции (соя, фрукты, зелень) 9,2%, промышленного назначения (органические химические вещества) 26,8%, капитальных товаров (транзисторы, самолет, двигатель транспортного средства частей, компьютеры, телекоммуникационное оборудование) 49,0%, потребительских товаров (автомобили, медикаменты) 15,0% ( 2003)

    Электричество - экспорт: 19.8 млрд. кВт.ч (2005)

Информация о работе Социально-экономическое состояние США