Социально-экономическое содержание плана Дж. Маршалла

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие сущности социально-экономического содержания плана Джорджа Маршалла.

Исходя из поставленной цели, в работе будут решены следующие задачи: 1)рассмотреть значение плана Маршалла для США и Западной Европы; 2) определить сущности социально-экономического содержания плана Маршалла.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 31.97 Кб (Скачать)

      Введение 

      Окончание 2-й мировой войны привело к  существенным изменениям всей международной  обстановки. Военный разгром блока  фашистских государств, антифашистский освободительный характер войны, решающая роль Советского Союза в победе изменили соотношения сил между двумя  системами - социалистической и капиталистической.

      Соединенные Штаты Америки закончили вторую мировую войну являясь бесспорным лидером капиталистического мира. За годы войны национальный доход США  удвоился, более чем в вдвое  возросло промышленное производство. В стране был создан хорошо отлаженный производственный механизм, опирающийся  на емкий внутренний и международный  рынки. Поставки сырья, продовольствия и военного снаряжения союзникам, финансируемые  государством, стимулировали обновление основного капитала. Усилился процесс  концентрации производства: количество крупных предприятий с числом рабочих более 10 тысяч увеличилось в 7 раз. Война ускорила процесс интенсификации сельского хозяйства: механизация и химизация производства стимулировались огромным спросом на американское продовольствие, что позволило фермерам резко увеличить свои доходы. Военные действия, а, следовательно, и разрушения не коснулись территории США и ресурсы страны в несколько раз превосходили ресурсы других капиталистических государств.

      Принимая  во внимание обострившуюся борьбу двух систем в результате развернутой  Соединенными Штатами политики «холодной  войны», в Вашингтоне считали, что  стабилизация и усиление позиций  капитализма в Западной Европе выгодны  для США экономически и необходимы политически. Между тем впервые  послевоенные годы частный капитал  США неохотно инвестировался за границу.

     Для этого необходимо было, прежде всего, подкрепить экономически и политически  позиции капитализма в Европе. И «план Маршалла» действительно  послужил экономической и политической основой для агрессивного военного союза. Спустя почти 20 лет в сенате США открыто признали: «План Маршалла положил основу Североатлантическому союзу».

      Таким образом «план Маршалла» наряду с экономическими задачами имел военно-политическое назначение. Но официально решили, как  рекомендовал Совет по планированию политики, преподнести этот план как  чисто экономическое, даже филантропическое, мероприятие.

      Целью данной работы является раскрытие сущности социально-экономического содержания плана Джорджа Маршалла.

      Исходя  из поставленной цели, в работе будут  решены следующие задачи: 1)рассмотреть значение плана Маршалла для США и Западной Европы;  2) определить сущности социально-экономического содержания плана Маршалла.

      1.Причины  выдвижения плана  Маршалла 

      Весной 1945 года Европа лежала в руинах: только в Германии масса битого камня, щебенки  и искореженного железа, от которых  следовало расчистить города, тянула на полмиллиарда тонн. Поля были изрыты воронками от снарядов и траншеями, большинство промышленных предприятий  стояло, десятки миллионов европейцев были без работы. Последствия второй мировой войны, затронувшие в  той или иной мере все страны мира, не обошли стороной и США, которые  находясь на отдалении от основных событий, приняли участие как  в самих военных действиях, так  и в последующем переделе зон  экономического и политического  влияния. В целях минимизации  отрицательных последствий США, связанных с потерей традиционных экономических партнеров, ослабленных  военной разрухой, за основу действий был принят план Маршалла – план поддержки экономики европейских  стран - участниц второй мировой войны, имеющий также своей целью  укрепление позиций США на европейском  континенте и установление мирового господства.

     План  Маршалла впервые был выдвинут государственным  секретарем США Джорджем Маршаллом  5 июня 1947. Маршалл произнес в Гарвардском  университете десятиминутную речь в  связи с присуждением ему почетной докторской степени. Однако протокольное мероприятие превратилось в событие  историческое, поскольку в своей  речи глава внешнеполитического  ведомства США впервые сформулировал  принципы новой американской политики по оказанию экономической помощи послевоенной Европе. Собственный опыт подсказывал Джорджу Маршаллу, что Америка готова наступить на те же грабли, что и по окончании первой мировой войны. Тогда охватившая страну победная эйфория привела нацию к самоизоляции, а нежелание американцев ввязываться в дела послевоенной Европы, как считал Маршалл, способствовало появлению нацизма и привело к новой мировой войне. Еще в 1943 году генерал разрабатывал детальный план поэтапной (он называл ее аккуратной) демобилизации и реорганизации вооруженных сил США. И в своих публичных выступлениях сразу по окончании войны будущий политик настаивал на том, что изоляционизм для Америки смертельно опасен и что страна должна ощутить историческую ответственность за развитие послевоенной Европы. Упомянутые выше события, а также явное ослабление роли Великобритании в Европе и, напротив, усиление роли СССР привели американского госсекретаря к мысли о том, что Старый Свет нуждается в срочной и массированной американской экономической помощи для восстановления разрушенной войной экономики. И что это вопрос не столько экономический, сколько политический, имеющий огромное значение для будущего и Европы, и Соединенных Штатов. Оставалось только убедить в этом европейцев и, что самое главное, соотечественников, привыкших любой вопрос рассматривать как раз под углом экономическим. Чтобы заставить американских налогоплательщиков раскошелиться на восстановление вновь ставшего далеким Старого Света, необходимо было проявить чудеса дипломатии. И Маршалл доказал правильность выбора президента: экс-генерал и госсекретарь не только по-военному четко сформулировал свой план, но и дипломатически безукоризненно провел его в жизнь.

     К тому времени идеи восстановления европейской  экономики носились в воздухе. Но первые попытки предоставления американской помощи (в форме долгосрочных низкопроцентных  кредитов) некоторым европейским  странам оказались малоэффективны, а кроме того, увязывались с  идеологическими требованиями. В  американской внешней политике тогда  царила недавно провозглашенная  доктрина Трумэна, согласно которой  США помогали только странам, активно  противостоящим наступлению коммунизма. Это не могло не вызвать противодействия  со стороны Франции, Италии и других государств, где после войны были сильны позиции коммунистов. И даже в стане верных союзников Америки  прозрачно заявленная ею претензия  на роль единственного арбитра в  европейской политике энтузиазма не вызывала.

     Чтобы избежать нежелательных сравнений  своего плана с президентской  доктриной, Маршалл поручил доверенным сотрудникам составить десятиминутную речь так, чтобы, во-первых, сделать  упор на экономику, а не на политику. А во-вторых — всячески акцентировать  идею европейской интеграции и кооперации для решения общих проблем. А  сам Маршалл включил в текст  речи еще один — взрывоопасный, но чрезвычайно тонкий — пункт: формально  американская помощь гарантировалась  всем без исключения европейским  странам, включая СССР и его сателлитов. Таким образом, с Америки снималось  подозрение в том, что предлагаемый план — это еще одна завуалированная  попытка протащить доктрину Трумэна. Страны советского блока, как правильно  рассчитал генерал-дипломат, вряд ли пойдут на создание Европы, открытой для  движения не только товаров и финансов, но и информации и людей. Черновой вариант речи для Маршалла написал  сотрудник госдепартамента, будущий  посол в СССР Чарльз Боллен. Все  основные положения плана были взяты  из памятной записки, составленной группой  коллег Боллена из управления политического  планирования, возглавляемой еще  одним специалистом по СССР — Джорджем Кеннаном. Сам госсекретарь впоследствии неоднократно возражал против того, чтобы  стратегическая программа послевоенного  восстановления Европы напрямую связывалась  с его именем. Своей заслугой Маршалл  считал лишь активную пропаганду плана  для облегчения его прохождения  в конгрессе.

     Маршалл расценивал план как альтернативу доктрине Трумэна, полагая, что экономический  подкуп — более тонкий инструмент, чем идеологическая дубина, но, разумеется, не говорил об этом публично. Выражая  волю американских монополистов, Маршалл предложил план «помощи» со стороны США странам Европы якобы для преодоления экономических трудностей, вызванных II Мировой войной. В действительности план Маршалла являлся выражением курса американских империалистов на закабаление стран Европы и превращение их в свой военно-стратегический плацдарм для подготовки агрессии против Советского Союза и других европейских социалистических государств. США стремились поддержать пошатнувшиеся в результате войны позиции капитализма в Западной Европе, воспрепятствовать прогрессивным социальным преобразованиям в европейских буржуазных странах, создать объединённый фронт империализма против Советского Союза и складывающейся мировой системы социализма. С помощью плана Маршалла США намеревались подорвать экономическое развитие СССР, возобновить капиталистические порядки в тех европейских странах, где был установлен народно-демократический строй.

     Реконверсия хозяйства в соответствии с нуждами  мирного времени явилась главной  причиной сокращения  производства в 1945-1946 гг. в США, вследствие чего занятость  в промышленности и на транспорте заметно снизилась. Ряды безработных  пополнили и тысячи демобилизованных из вооруженных сил США. В основе, последовавшего за периодом реконверсии  экономического подъема лежала накопленная  за годы войны потребность в обновлении основного капитала гражданских  отраслей. Росту объема производства способствовали также рекордное  увеличение товарного экспорта в  разоренные войной страны Европы, «отложенный» спрос населения США на потребительские  товары (включая жилье и автомобили) и расширение потребительского кредита. Тем не менее уже в 1948 г. экономика  США вступила в кризис перепроизводства, завершивший затянувшийся экономический  цикл 1937-1948 гг. План Маршалла способствовал  смягчению кризиса 1948-1949 гг., развитию последующего промышленного подъема  способствовал вывоз в течение  четырех лет (1948-1952 гг.) товаров и  капиталов на общую сумму 17 млрд. долл. (около 4% национального дохода этих стран) на основании плана Маршалла. Фактически план Маршалла с самого начала был призван оздоровить американскую экономику за счет массированного экспорта товаров и услуг в Европу, создания новых рабочих мест и избавления от “инфляционных” долларов. Американское бизнес-сообщество, финансовые круги, рабочие и фермеры были не менее заинтересованы в реализации этого плана, чем европейцы, поскольку он устранял угрозу финансового кризиса, спада производства и массовой безработицы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Содержание  плана Маршалла 

      По  предложению Англии и Франции  основные положения плана Маршалла обсуждались в 1947 на Парижском совещании  министров иностранных дел США, Англии и Франции. В противовес плану  Маршалла Советский Союз выдвинул предложения, направленные на обеспечение равноправного  экономического сотрудничества с учетом национального суверенитета государств, которые были поддержаны некоторыми странами. В итоге в плане Марашалла  приняли участие 16 европейских стран (Англия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Австрия, Ирландия, Исландия, Греция, Турция, Португалия, Швейцария), которые заключили конвенцию  о создании “Организации европейского экономического сотрудничества”, в  задачу которой входила выработка  совместной “программы восстановления Европы”. План Маршалла был распространен  также на Западную Германию. Начал  осуществляться с апреля 1948, когда  конгресс США принял “закон об экономическом  сотрудничестве”, предусматривавший 4-летнюю (до 30 июня 1952) программу “экономической помощи” Европе. Конгресс отказался  установить общую сумму ассигнований для всей программы и решил  выделять определенные суммы ежегодно. Для первого года программы было ассигновано 5,3 млрд. долл. (фактически израсходовано около 4 млрд.). Законом предусматривалось заключение двусторонних соглашений, по которым европейские страны участницы плана обязывались обеспечить рост производства и финансовую стабильность, сотрудничать с другими странами в снижении торговых барьеров, поставлять США дефицитные материалы, расходовать средства на закупку оборудования в США, ограничиваться в торговле  с социалистическими странами и предоставлять территории для американских военных баз, отказываться от национализации и предоставлять свободу частному предпринимательству, представлять регулярные отчеты об использовании американской “помощи”, сохранять и поощрять частные американские инвестиции. Страны-участницы плана Маршалла обязались создать специальные фонды в национальной валюте, распоряжение которыми контролировалось США. Все это давало возможность США оказывать давление на эти страны.

      Для осуществления плана Маршалла была создана Администрация экономического сотрудничества. Администратором был  назначен крупный американский промышленник П. Гофман, его специальным представителем в Европе стал А. Гарриман. В страны-участницы (кроме Исландии и Швейцарии) были направлены специальные американские миссии, наделенные широкими правами  контроля не только за использованием “помощи”, но и в отношении экономическом  развития этих стран в целом. Помощь предоставлялась из федерального бюджета  США в виде безвозмездных субсидий и займов. Закон предусматривал поставку в европейские страны в первую очередь излишков американских товаров, причем определялось, что 25%, всех поставок пшеницы должно быть в виде муки и что по крайней мере 50% всех перевозок должно осуществляться на американских судах. Основные виды поставок по плану Маршалла: продукты питания, топливо, одежда, сырье, сельскохозяйственные машины, запчасти, промышленные товары, промышленное оборудование. США использовали план Маршалла для облегчения положения своей экономики, для широкого проникновения не только на рынки ряда европейских стран, но и их колоний. Администрация плана Маршалла гарантировала американским монополиям их заграничные капиталовложения, а также прибыли в размере до 175%. В случае экспроприации или конфискации капиталовложений американских компании правительством страны-участницы предусматривалась соответствующая компенсация этим компаниям.

     Ежегодное рассмотрение в конгрессе вопроса о новых ассигнованиях явилось средством оказания нажима на страны-участницы, которые всегда находились под угрозой сокращения и даже прекращения им помощи. Конгресс принял в 1951 решение, согласно которому Национальный совет безопасности США получил право прекращать экономическую помощь государствам, осуществляющим поставки СССР и другим социалистическим странам, если эти поставки, по мнению Национального совета, “наносят ущерб американской безопасности”.

      Осуществление плана Маршалла способствовало проникновению  и закреплению американских монополий  на рынках стран-участниц, привело к  усилению милитаризации их экономики  и росту военных расходов. Военная  сторона плана Маршалла постепенно приобретала все более доминирующий характер, в особенности после  создания в 1949 североатлантического блока. В значительной мере благодаря средствам, предоставлявшимся по плану Маршалла, общий уровень военного производства в странах-участницах возрос с 700 млн. долл. в апреле 1949 до 1,5 млрд. долл. в  апреле 1951 года.

Информация о работе Социально-экономическое содержание плана Дж. Маршалла