Социально-экономическое развитие России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:03, реферат

Описание работы

Региональный комплекс является формой территориальной организации производительных сил. Он возникает в том случае, когда территория перестает быть случайным фактором его формирования и представляет собой такое экономическое сочетание объектов материального производства и непроизводственной сферы, при которой достигается определенный экономический эффект за счет правильного использования его природного, демографического, экономического, социального и экологического потенциала, а также транспортного и рыночного положения.

Содержание

Введение
1.Региональный комплекс и факторы его формирования в России
2.Экономический комплекс
3.Социальный комплекс
4.Состояние социального комплекса в России.
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

реферат по рег эк.docx

— 46.73 Кб (Скачать)

Обычно в России выделяют следующие ранги центров обслуживания: 1) столица — Москва; 2) города, выполняющие  некоторые центральные функции  в своих экономических районах  или их частях (например, Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск); 3) областные, краевые и  республиканские центры; 4) межрайонные («окружные») центры, обслуживающие  население ряда сельских районов; 5) райцентры; 6) «кустовые» (межхозяйственные) центры, обслуживающие население  ряда сельсоветов; 7) центры сельсоветов — чаще всего это центральные усадьбы бывших колхозов и совхозов; 8) малые сельские поселения, имеющие какие-либо учреждения обслуживания. Еще «ниже» находятся населенные пункты, в которых не оказывается никаких услуг и жители которых пользуются учреждениями обслуживания в ближайших поселениях.

Вся сеть сферы обслуживания строится по-разному в крупных  городах и малых; в агломерациях и их пригородных зонах; в плотно заселенных сельских районах с крупными населенными пунктами на юге и  в мелко населенных районах лесной зоны; в наиболее редко заселенных северных районах с особенно слабо  развитой дорожной сетью и так  далее.

В крупном городе выделяются учреждения и предприятия обслуживания, размещенные в каждом микрорайоне (школы, детсады-ясли, продуктовые магазины, отделения связи и сбербанки, парикмахерские, приемные пункты прачечных, ремонтных служб). Более крупные  и специальные учреждения создаются  для группы микрорайонов, на магистралях, в узлах транспорта. Центр города (и вспомогательные центры, необходимые в крупнейших и занимающих большую территорию городах) обычно имеет набор учреждений «высшего» ранга и наиболее крупных; нужны специфические «центры услуг» и вблизи вокзалов, портов, у основных въездов в крупные города; многим учреждениям отдыха, больничным комплексам требуется размещение на периферии застройки, в зеленых зонах.

Для пригородных зон одной  из проблем является создание необходимой  сети учреждений для «повседневных» услуг непосредственно в сельских поселениях и рабочих поселках при  хорошей транспортной доступности  города (или «ядра» агломерации) для пользования его учреждениями «высшего» уровня, наиболее крупными и специализированными.

В сельской местности наибольшее значение приобретает организация  «межселейного» обслуживания, так как только в населенных пунктах, имеющих не менее 2-3 тысяч жителей, может быть на месте создан более или менее полный комплекс услуг. В остальных же случаях некоторые селения, сравнительно крупные и выгодно расположенные в транспортном отношении, берут на себя функции «местных центров» разного уровня — от центральных поселков, совхозов и центров сельсоветов до районных центров; удаленность от них других поселков, а также состояние дорожной сети и наличие автобусного сообщения определяют уровень обслуживания населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Состояние социального комплекса в России.

Современное состояние социального комплекса  характеризуется как критическое. Со вступлением страны в глубочайший  экономический кризис 1990-х годов  для него характерны спад производства, инфляция, падение жизненного уровня большинства населения. Попытка  реформирования сферы финансирования жилищно-коммунального хозяйства, расширение границ платности в образовании, здравоохранении, культуре идет без  адекватного реформирования структуры  оплаты труда занятых в общественном производстве и увеличения пенсий и  пособий. Объективно 
 
необходимое расширение участия населения в покрытии затрат на социальные блага не учитывает отсутствия необходимой для этого материальной базы и, что также важно, моральной неподготовленности населения. Уровень современного развития социального комплекса страны 
характеризует «индекс человеческого развития», который был введен ЮНЕСКО для сравнения стран, различных по общественному строю. Он рассчитывается на базе трех основных показателей: 
 
(1) уровня жизни, измеряемого доходом на душу населения, с учетом внутренних цен на товары и услуги; (2) средней предстоящей продолжительности жизни — это комплексный показатель здоровья населения; (3) уровня образования населения.  
 
В сложившихся экономических условиях в стране предпринимаются меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и на частичную компенсацию  потерь наиболее нуждающимся группам населения. Создаются механизмы защиты доходов работников бюджетной сферы, социальной поддержки семей с детьми, ветеранов, инвалидов, граждан, потерявших работу. В основном удается сохранить общедоступность образования, здравоохранения и культурного обслуживания населения. В то же время эта работа проводится недостаточно эффективно. Например, индексация заработной платы, в первую очередь 
 
в бюджетной сфере, не компенсирует потерь; многие льготы, социальные пособия выплачиваются без учета материального положения семей и объективной оценки возможностей конкретных людей обеспечить собственное благополучие своими руками, в результате происходит распыление тех немногих средств, которые необходимы наиболее слабообеспеченным. Очень актуальна проблема финансирования социального комплекса. Попытка расширения границ платности, ускорение внедрения обязательного медицинского страхования не решили проблемы дефицита финансов. Требуются развитие законодательной базы, рациональная организация управления, реформирование на эффективной основе крупнейших систем социального комплекса: занятости, пенсионного обеспечения, социальной защиты наиболее малообеспеченных, оказавшихся в экстремальных ситуациях, таких жизненно важных отраслей социальной 
 
инфраструктуры, как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство. Реформы социальной сферы должны разрабатываться на комплексной основе, не только учитывать стесненные возможности государственного бюджета по финансированию, но и быть направленными на укрепление материального благополучия населения как основы повышения налоговой базы и перенесения платы за социальные услуги с плеч государства на плечи самих граждан. Государственное регулирование играет огромную роль в развитии и поддержании стабильности социальной сферы в любой стране, что подтверждается мировой практикой и отмечается в Докладе Всемирного банка, где говорится, что государство должно оказывать определяющее влияние на развитие сферы социальных услуг и инфраструктуры, на защиту наиболее уязвимых категорий населения, на охрану окружающей природной среды. 
 
 Законодательные основы социальной политики государства закреплены 
 
в Конституции Российской Федерации, где записано, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Законодательные основы социального комплекса разрабатываются  Государственной  Думой, законодательными собраниями в регионах и органами местного самоуправления, которые также имеют право на законодательное нормотворчество в пределах своих муниципалитетов. 
 
Федеральное законодательство представлено такими законами, как Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде, «О повышении социальных гарантий для трудящихся», «О занятости населения в РФ», «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации », «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», «О государственной поддержке кинематографии», «Об образовании», «Об основах социального обслуживания в РФ» и многими другими, регулирующими развитие социальной сферы государства. Руководство социальной сферой осуществляется непосредственно исполнительными органами: Министерством здравоохранения РФ, Министерством образования РФ, Министерством культуры РФ, Министерством труда и социального развития РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, Министерством промышленности, науки и технологий РФ, Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ, Министерством природных ресурсов РФ, Министерством внутренних дел РФ, Государственным комитетом РФ по физической культуре, спорту и туризму, Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и др. На региональном и местном уровнях они имеют свои подразделения. На уровне городов и районов в составе администраций работают их отделы, управления, комитеты, например отделы культуры, здравоохранения, отделы труда и занятости, развития и эксплуатации жилищно-коммунального комплекса, проведения жилищной реформы, отделы по защите прав потребителей и др. Органы исполнительной власти всех уровней создают основную часть регламентации по всем направлениям и отраслям. Они выпускают постановления, распоряжения, инструкции, утверждают социальные программы, определяют региональные и местные стандарты, содержание и организацию деятельности конкретной 
 
отрасли социальной сферы, полномочия, лицензирование, финансирование, 
 
порядок предоставления услуг и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Федеральные округа имеют особое государственное  значение, предназначены для решения  общенациональных задач, цементируя единое политическое и экономическое пространство России и на них, как на базовую  структуру опирается федеральный  центр в своих взаимоотношениях с территориями.

В таких многоресурсных административно-хозяйственных образованиях могут сложиться наилучшие условия для территориально-экономической интеграции производительных сил, формирования корпоративных производственно-коммерческих структур, региональных рынков с большими товарными ресурсами и мощной рыночной инфраструктурой. Создаются предпосылки для эффективного регулирования научно-технического прогресса, инвестиционной деятельности, для обоснованного экономического стимулирования, налаживания, самофинансирования и товарного самообеспечения, организации системы государственной поддержки слаборазвитых территорий, разработки комплексных территориальных прогнозов и планов. Можно будет лучше преодолевать вызванные рынком тенденции к резкой неравномерности экономического и социального развития, осуществлять регулярный мониторинг его региональных уровней.

В соответствии с Конституцией Россия — федеративное государство  с развитой системой местного самоуправления. Три уровня власти имеют собственную  компетенцию:

  • власть федеральная, обеспечивающая единство конституционного строя, суверенитет и территориальную целостность России, гарантию прав человека и гражданина;
  • государственная власть субъектов РФ, обладающих вне пределов ведения полномочий РФ всей полнотой государственной власти;
  • власть местного самоуправления, задачей которого является реализация совместных интересов жителей в компактных территориальных образованиях.

Нынешнее местное самоуправление — власть организационно обособленная, мало влияющая на процессы микрорегиональной стабилизации. Общие принципы ее организации основываются на подходах, изложенных в Европейской Хартии местного самоуправления, где провозглашается, что местная власть подчинена исключительно закону.

 

 

Литература

 

1.       Корчагин Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. М.: Изд. - во: Феникс, 2006.  
2.       Ларина Н.И. Региональная политика в странах рыночной экономики. Учебное пособие. М.: Изд-во: «Экономика», 2000.  
3.       Поздняков А., Лавровский Б., Масаков В. Политика регионального выравнивания в России// Вопросы экономики, 2000 
4.       Региональная экономика/ Под ред. М.В.Степановой. М.:«Инфра-М», 2001.  
5.       Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. М.: ИНФРА-М, 2006.  
6.       Штульберг Б., Введенский В. Региональная политика России. М.: «Инфра-М», 2000.

7.www.grandars.ru


Информация о работе Социально-экономическое развитие России