Социально-экономическое развитие России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:03, реферат

Описание работы

Региональный комплекс является формой территориальной организации производительных сил. Он возникает в том случае, когда территория перестает быть случайным фактором его формирования и представляет собой такое экономическое сочетание объектов материального производства и непроизводственной сферы, при которой достигается определенный экономический эффект за счет правильного использования его природного, демографического, экономического, социального и экологического потенциала, а также транспортного и рыночного положения.

Содержание

Введение
1.Региональный комплекс и факторы его формирования в России
2.Экономический комплекс
3.Социальный комплекс
4.Состояние социального комплекса в России.
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

реферат по рег эк.docx

— 46.73 Кб (Скачать)

Поскольку организационно-хозяйственная  функция — важнейшая для государства  не только в плановой, но и в регулируемой рыночной экономике, то основу новой формы государственно-территориального деления положены не национальный или формально административный фактор, а прежде всего принципы экономического районирования. Так как государственное управление широко функционально, то надо использовать и элементы специального районирования, которое всегда применялось в России (военные округа). Поэтому верхним, межрегиональным звеном территориального деления страны сделаны 7 федеральных административно-хозяйственных образований в составе групп и отдельных экономических районов с некоторыми изменениями границ. При этом сохраняется среднее региональное звено со всеми ветвями власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Социальный комплекс России

Социальный комплекс (социальная сфера) включает в себя прежде всего отрасли, оказывающие различные услуги населению, а также — производящие товары народного потребления. Среди последних важное место занимает легкая промышленность, в состав которой входят текстильная, швейная, меховая и кожевенно-обувная. Товары народного потребления выпускаются также в машиностроительном комплексе (бытовые машины и приборы, легковые автомобили и многое другое) и в химико-лесном (изделия бытовой химии, мебель и др.).

Текстильная промышленность (хлопчатобумажная, льняная, шерстяная, шелковая) использует преимущественно  сельскохозяйственное сырье, но большей  частью — с добавлением химических волокон и нитей (особенно при  производстве шерстяных и шелковых тканей). Для всех этих отраслей характерно сосредоточение первичной переработки  сырья в сельскохозяйственных районах (хлопкоочистительные, шерстомоечные, шелкомотальные, льнозаводы), а выпуск тканей тяготеет в большей степени  к местам их потребления.

Однако реальная география  текстильной промышленности России складывалась исторически начиная со второй половины XVIII века, когда в Центральной России и на Северо-Западе стали возникать отделочные фабрики на привозной английской суровой ткани (Технологический цикл хлопчатобумажной промышленности включает: 1) производство пряжи из хлопка (на прядильных фабриках); 2) производство суровой (неотделанной, некрашеной) ткани (суровья) из пряжи (на ткацких фабриках); 3) отделка (окраска, нанесение рисунка) суровья (на отделочных фабриках). Бели все три фабрики находятся в одном месте и объединены технологическими связями, то перед нами — хлопчатобумажный комбинат), позже — ткачество из английской пряжи, а с 1840-х годов — прядение на американском хлопке (после строительства железных дорог в Среднюю Азию в конце XIX века хлопок стал поступать и оттуда).

Еще раньше возникло производство льняных тканей, вначале — кустарным  способом, а с петровских времен — на полотняных мануфактурах. Тогда  же (в основном, для обеспечения  армии) возникает производство шерстяных  тканей (в Центральном районе и  в Поволжье). В Центре же возникли в XIX веке и шелкоткацкие фабрики, работавшие на сырье, получаемом из Закавказья. В  дальнейшем большинство шелковых тканей стало производиться из химических волокон.

В итоге в настоящее  время Центральный район дает более 80% всех хлопчатобумажных тканей, в том числе 55% производят 3 области: Ивановская (1/3 российского производства), Владимирская и Московская (по 1/6). По шерстяным тканям доля Центра около 60% (более 1/3 российского итога дают Москва и Московская область); другой центр — Поволжье (1/10 шерстяных тканей, в основном в Ульяновской области). Льняных тканей производится в Центре более 80% российского итога, в том числе около 40% — во Владимирской области. Наименее сконцентрировано производство шелковых тканей: доля Центра — 40% (в том числе Москва и Московская область — 1/4 российского производства); другие районы — Саратовская и Пермская области (по 11—2%), Кемеровская область (8%) — вспомним, что это все — регионы, выделяющиеся производством химических волокон.

Сфера обслуживания

Рассмотрим теперь такую  часть социального комплекса  как сфера обслуживания.

Обслуживание это предоставление услуг. Услуга — это всякий труд, направленный на удовлетворение потребностей определенной личности — индивидуального  потребителя («заказчика», «клиента»).

Сравним работу рабочих на часовом заводе и в мастерской по ремонту часов. В первом случае в результате труда получаются материальные блага — готовые часы. Во втором случае не производится никаких новых  материальных благ, а оказывается  услуга владельцу часов. Поэтому  часовой завод — часть промышленности, а ремонт — часть сферы обслуживания.

Услуги бывают двух видов. Во-первых, услуги по доведению до потребителя  материальных благ и обслуживанию их потребления. Чтобы часы попали к  потребителю, он их должен сначала купить в магазине; а чтобы ими пользоваться, надо иметь возможность их время  от времени ремонтировать. Во-вторых, это услуги, не существующие отдельно от исполнителя услуг: услуги врача, учителя, актера. Здесь услуга представляет собой полезный эффект труда, потребляемого  в самом процессе труда.

Это различие имеет важные следствия для географии. Для  того, чтобы отремонтировать часы (телевизор, туфли, автомобиль), нам не обязательно встречаться с мастером и присутствовать самому при ремонте. Даже в магазин, в принципе, не обязательно ходить самому: можно заказать товар с доставкой на дом; и обед из столовой тоже можно принести домой (не присутствуя при приготовлении его).

Поэтому здесь место выполнения услуги может быть удалено от потребителя: например, приемные пункты принимают  заказы, выполнение их происходит на крупных  предприятиях, а затем клиент снова  в приемном пункте получает свой заказ. Но чтобы получить совет врача, мы должны с ним обязательно встретиться. Поэтому услуги 2-го рода должны быть размещены так, чтобы населению было удобно ими пользоваться.

Можно выделить следующие  группы отраслей, в совокупности образующие сферу услуг:

— жилищно-коммунальное хозяйство  — представление жилья с его  благоустройством (с оборудованием  электро-, водо-, газоснабжением, канализацией, отоплением и горячей водой, телефоном, системой мусороудаления, лифтами — в многоэтажных зданиях);

— услуги по социальному  обеспечению населения — содержание домов для престарелых и инвалидов, детских домов и интернатов, организация  пенсионного обеспечения и социального  страхования;

— розничная торговля и  общественное питание — сеть магазинов, киосков, палаток, передвижная торговля; столовые, кафе, рестораны и многое другое;

— «бытовое» обслуживание — обширная группа отраслей, в которой  можно выделить прежде всего отрасли «производственные», производящие материальные ценности и относящиеся одновременно к сфере обслуживания и к сфере материального производства: ателье по индивидуальному пошиву одежды, обуви, головных уборов, изготовлению мебели; ремонт квартир. В другую, еще более разнообразную группу входят услуги, связанные с личной гигиеной (бани, прачечные, химчистки, парикмахерские, салоны косметики), уходом за домом (натирка полов, уборка, мытье окон), личным транспортом, пункты проката различных предметов, фотографии; также «похоронное дело» — крематории, кладбища;

— кредитно-финансовое обслуживание — представлено сетью сбербанков (и коммерческих банков, обслуживающих  население), страховых компаний, инвестиционных фондов и других видов учреждений такого типа;

— рекреационное обслуживание населения вне места его жительства — главным образом организация  туризма и экскурсий, а также  дома отдыха, пансионаты и так далее.

— услуги связи — почта, телеграф, телефоны-автоматы и междугородние  переговорные пункты;

— культурное обслуживание — сеть зрелищных предприятий (театров  и кинотеатров, концертных и выставочных  залов, цирков, музеев, также стадионов  и бассейнов при их использовании  как зрелищных предприятий), клубы  и дома культуры, библиотеки; к этой сфере надо отнести ателье звукозаписи и, в значительной части, деятельность издательств (газетных, журнальных и книжных), работу радио- и телевидения, книготорговлю;  

       — медицинское обслуживание населения обеспечивается: 1) амбулаторно-поликлиническими учреждениями; 2) больницами и клиниками; 3) медпунктами на предприятиях и фельдшерско-акушерскими пунктами (ФАЛ) в небольших сельских поселках; 4) диспансерами различной специализации; 5) станциями скорой помощи; 6) системой учреждений охраны материнства и детства — родильные дома, женские консультации, молочные кухни; 7) санаторно-курортными учреждениями и профилакториями; 8) санитарной службой (санэпидемстанции, дезинфекционные пункты); 9) аптечными учреждениями;

— пассажирский транспорт — важность которого для жизни и труда людей не требует комментариев; он имеет особое место в сфере обслуживания: к помощи пассажирского транспорта широко прибегают и для поездок в различные учреждения сферы обслуживания, и для доставки некоторых услуг непосредственно на дом (почта, визит врача, мастера бытовых услуг и многое другое).

Все эти отрасли в совокупности могут быть названы «социальной  инфраструктурой» общества. Можно добавить, что современный человек нуждается  и привык пользоваться сферой услуг  с момента своего появления на свет и до самой смерти (ведь и  родильный дом, и кладбище — тоже звенья этой сферы!).

Важность географического  изучения сферы обслуживания можно  показать на примере переезда сельских жителей в город. Если сначала  его все приветствовали (без этого  невозможен был быстрый рост городов  и индустриализации страны), то начиная с 1970-х годов в ряде районов России отток населения привел к тому, что в сельском хозяйстве стало не хватать рабочих рук. Значит, рассудили управленцы, надо сократить этот поток мигрантов или даже повернуть его «вспять» — чтобы городские жители возвращались в деревню. А это достигается лишь одним способом: создание в деревне условий жизни, в том числе условий обслуживания, не уступающих городским. Как это сделать?

Вначале предполагалось, что  самый простой путь — это превращение  сел в крупные поселки городского типа: с многоэтажными домами со всеми удобствами и полным набором  учреждений обслуживания. Но опыт строительства  таких поселков показал, что они  не подходят для сложившегося сельского  образа жизни, частью которого является обязательный участок земли при  доме для ведения подсобного хозяйства. Для этого необходим, как правило, одноэтажный дом на 1 семью. Но этот одноэтажный дом должен иметь, по возможности, полный набор коммунальных удобств (водопровод, канализацию, отопление, газ, водоснабжение). Укрупнять поселки, ускоренно заселять мелкие населенные пункты для этого не обязательно и даже нежелательно (это часто приводило к забрасыванию земель и даже к ускорению миграции в города). Поэтому и на ближайшую перспективу сохранятся мелкие сельские поселения, в каждом из которых не создашь полного комплекса услуг, следовательно, нужны другие формы территориальной организации обслуживания.

Территориальная организация  обслуживания — это размещение учреждений, связи между ними и передвижение населения к местам получения  услуг. Размещение учреждений определяется прежде всего частотой спроса. Ежедневно нам необходимы услуги продуктовой торговли (покупка молока, хлеба), детских садов, школ, пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Другой полюс — «эпизодические» услуги, необходимые нерегулярно (несколько раз в год и реже): покупка и ремонт предметов длительного пользования, посещение театров и музеев, туристские поездки. Промежуточное положение занимают «периодические» услуги: покупка многих продуктов питания (несколько раз в месяц), посещение парикмахерских, прачечных, кинотеатров. Понятно, что чем выше частота спроса, тем ближе к населению должны быть места предоставления услуг. Причем «ближе» здесь вовсе не означает обязательно близость к месту жительства — это может быть близость и к месту работы, и к месту ежедневных передвижений населения (вблизи остановок общественного транспорта, в пересадочных узлах). А для услуг эпизодических главное — качество обслуживания: для выбора телевизора или консультации с врачом-специалистом каждый предпочтет обратиться в специализированное, наиболее оснащенное учреждение — хотя бы и расположенное довольно далеко.

Взаимосвязанные учреждения, находящиеся на одной территории, образуют территориальные системы  обслуживания. Например, медицинское обслуживание часто имеет следующую «иерархию» учреждений: медицинский (фельдшерский) пункт — участковая больница (или врачебная амбулатория, поликлиника) — центральная районная (городская) больница — областная больница. В этой территориальной системе фельдшерский пункт оказывает лишь первую помощь; врачебная помощь оказывается уже на следующей «ступеньке», а специализированная — на более высоких ступенях. При атом каждое учреждение более высокого ранга имеет в своем «ведении» несколько учреждений рангом ниже: каждая районная больница — несколько фельдшерских пунктов, каждая районная больница — несколько участковых и так далее.

Изучение территориальных  систем в географии обслуживания может идти двумя путями. Подобно  тому, как в географии промышленности мы можем изучать и ее отдельные  отрасли и сочетания предприятий  различных отраслей (промышленные узлы, районы), в географии обслуживания изучаются как отраслевые территориальные системы, так и их сочетания — системы центров обслуживания.

Центр обслуживания — это  населенный пункт или район города, притягивающий к себе потребителей услуг извне (из других районов и  поселений), то есть — имеющий неместное  значение. Эти центры также образуют своего рода ступенчатую пирамиду.

Информация о работе Социально-экономическое развитие России