Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:03, реферат
Региональный комплекс является формой территориальной организации производительных сил. Он возникает в том случае, когда территория перестает быть случайным фактором его формирования и представляет собой такое экономическое сочетание объектов материального производства и непроизводственной сферы, при которой достигается определенный экономический эффект за счет правильного использования его природного, демографического, экономического, социального и экологического потенциала, а также транспортного и рыночного положения.
Введение
1.Региональный комплекс и факторы его формирования в России
2.Экономический комплекс
3.Социальный комплекс
4.Состояние социального комплекса в России.
Заключение
Литература
Поскольку организационно-хозяйственная
функция — важнейшая для
3.Социальный комплекс России
Социальный комплекс (социальная сфера) включает в себя прежде всего отрасли, оказывающие различные услуги населению, а также — производящие товары народного потребления. Среди последних важное место занимает легкая промышленность, в состав которой входят текстильная, швейная, меховая и кожевенно-обувная. Товары народного потребления выпускаются также в машиностроительном комплексе (бытовые машины и приборы, легковые автомобили и многое другое) и в химико-лесном (изделия бытовой химии, мебель и др.).
Текстильная промышленность (хлопчатобумажная, льняная, шерстяная, шелковая) использует преимущественно сельскохозяйственное сырье, но большей частью — с добавлением химических волокон и нитей (особенно при производстве шерстяных и шелковых тканей). Для всех этих отраслей характерно сосредоточение первичной переработки сырья в сельскохозяйственных районах (хлопкоочистительные, шерстомоечные, шелкомотальные, льнозаводы), а выпуск тканей тяготеет в большей степени к местам их потребления.
Однако реальная география текстильной промышленности России складывалась исторически начиная со второй половины XVIII века, когда в Центральной России и на Северо-Западе стали возникать отделочные фабрики на привозной английской суровой ткани (Технологический цикл хлопчатобумажной промышленности включает: 1) производство пряжи из хлопка (на прядильных фабриках); 2) производство суровой (неотделанной, некрашеной) ткани (суровья) из пряжи (на ткацких фабриках); 3) отделка (окраска, нанесение рисунка) суровья (на отделочных фабриках). Бели все три фабрики находятся в одном месте и объединены технологическими связями, то перед нами — хлопчатобумажный комбинат), позже — ткачество из английской пряжи, а с 1840-х годов — прядение на американском хлопке (после строительства железных дорог в Среднюю Азию в конце XIX века хлопок стал поступать и оттуда).
Еще раньше возникло производство льняных тканей, вначале — кустарным способом, а с петровских времен — на полотняных мануфактурах. Тогда же (в основном, для обеспечения армии) возникает производство шерстяных тканей (в Центральном районе и в Поволжье). В Центре же возникли в XIX веке и шелкоткацкие фабрики, работавшие на сырье, получаемом из Закавказья. В дальнейшем большинство шелковых тканей стало производиться из химических волокон.
В итоге в настоящее время Центральный район дает более 80% всех хлопчатобумажных тканей, в том числе 55% производят 3 области: Ивановская (1/3 российского производства), Владимирская и Московская (по 1/6). По шерстяным тканям доля Центра около 60% (более 1/3 российского итога дают Москва и Московская область); другой центр — Поволжье (1/10 шерстяных тканей, в основном в Ульяновской области). Льняных тканей производится в Центре более 80% российского итога, в том числе около 40% — во Владимирской области. Наименее сконцентрировано производство шелковых тканей: доля Центра — 40% (в том числе Москва и Московская область — 1/4 российского производства); другие районы — Саратовская и Пермская области (по 11—2%), Кемеровская область (8%) — вспомним, что это все — регионы, выделяющиеся производством химических волокон.
Сфера обслуживания
Рассмотрим теперь такую часть социального комплекса как сфера обслуживания.
Обслуживание это
Сравним работу рабочих на
часовом заводе и в мастерской
по ремонту часов. В первом случае
в результате труда получаются материальные
блага — готовые часы. Во втором
случае не производится никаких новых
материальных благ, а оказывается
услуга владельцу часов. Поэтому
часовой завод — часть
Услуги бывают двух видов. Во-первых, услуги по доведению до потребителя материальных благ и обслуживанию их потребления. Чтобы часы попали к потребителю, он их должен сначала купить в магазине; а чтобы ими пользоваться, надо иметь возможность их время от времени ремонтировать. Во-вторых, это услуги, не существующие отдельно от исполнителя услуг: услуги врача, учителя, актера. Здесь услуга представляет собой полезный эффект труда, потребляемого в самом процессе труда.
Это различие имеет важные следствия для географии. Для того, чтобы отремонтировать часы (телевизор, туфли, автомобиль), нам не обязательно встречаться с мастером и присутствовать самому при ремонте. Даже в магазин, в принципе, не обязательно ходить самому: можно заказать товар с доставкой на дом; и обед из столовой тоже можно принести домой (не присутствуя при приготовлении его).
Поэтому здесь место выполнения услуги может быть удалено от потребителя: например, приемные пункты принимают заказы, выполнение их происходит на крупных предприятиях, а затем клиент снова в приемном пункте получает свой заказ. Но чтобы получить совет врача, мы должны с ним обязательно встретиться. Поэтому услуги 2-го рода должны быть размещены так, чтобы населению было удобно ими пользоваться.
Можно выделить следующие группы отраслей, в совокупности образующие сферу услуг:
— жилищно-коммунальное хозяйство — представление жилья с его благоустройством (с оборудованием электро-, водо-, газоснабжением, канализацией, отоплением и горячей водой, телефоном, системой мусороудаления, лифтами — в многоэтажных зданиях);
— услуги по социальному
обеспечению населения —
— розничная торговля и общественное питание — сеть магазинов, киосков, палаток, передвижная торговля; столовые, кафе, рестораны и многое другое;
— «бытовое» обслуживание — обширная группа отраслей, в которой можно выделить прежде всего отрасли «производственные», производящие материальные ценности и относящиеся одновременно к сфере обслуживания и к сфере материального производства: ателье по индивидуальному пошиву одежды, обуви, головных уборов, изготовлению мебели; ремонт квартир. В другую, еще более разнообразную группу входят услуги, связанные с личной гигиеной (бани, прачечные, химчистки, парикмахерские, салоны косметики), уходом за домом (натирка полов, уборка, мытье окон), личным транспортом, пункты проката различных предметов, фотографии; также «похоронное дело» — крематории, кладбища;
— кредитно-финансовое обслуживание — представлено сетью сбербанков (и коммерческих банков, обслуживающих население), страховых компаний, инвестиционных фондов и других видов учреждений такого типа;
— рекреационное обслуживание
населения вне места его
— услуги связи — почта, телеграф, телефоны-автоматы и междугородние переговорные пункты;
— культурное обслуживание — сеть зрелищных предприятий (театров и кинотеатров, концертных и выставочных залов, цирков, музеев, также стадионов и бассейнов при их использовании как зрелищных предприятий), клубы и дома культуры, библиотеки; к этой сфере надо отнести ателье звукозаписи и, в значительной части, деятельность издательств (газетных, журнальных и книжных), работу радио- и телевидения, книготорговлю;
— медицинское обслуживание населения обеспечивается: 1) амбулаторно-поликлиническими учреждениями; 2) больницами и клиниками; 3) медпунктами на предприятиях и фельдшерско-акушерскими пунктами (ФАЛ) в небольших сельских поселках; 4) диспансерами различной специализации; 5) станциями скорой помощи; 6) системой учреждений охраны материнства и детства — родильные дома, женские консультации, молочные кухни; 7) санаторно-курортными учреждениями и профилакториями; 8) санитарной службой (санэпидемстанции, дезинфекционные пункты); 9) аптечными учреждениями;
— пассажирский транспорт — важность которого для жизни и труда людей не требует комментариев; он имеет особое место в сфере обслуживания: к помощи пассажирского транспорта широко прибегают и для поездок в различные учреждения сферы обслуживания, и для доставки некоторых услуг непосредственно на дом (почта, визит врача, мастера бытовых услуг и многое другое).
Все эти отрасли в совокупности
могут быть названы «социальной
инфраструктурой» общества. Можно добавить,
что современный человек
Важность географического изучения сферы обслуживания можно показать на примере переезда сельских жителей в город. Если сначала его все приветствовали (без этого невозможен был быстрый рост городов и индустриализации страны), то начиная с 1970-х годов в ряде районов России отток населения привел к тому, что в сельском хозяйстве стало не хватать рабочих рук. Значит, рассудили управленцы, надо сократить этот поток мигрантов или даже повернуть его «вспять» — чтобы городские жители возвращались в деревню. А это достигается лишь одним способом: создание в деревне условий жизни, в том числе условий обслуживания, не уступающих городским. Как это сделать?
Вначале предполагалось, что
самый простой путь — это превращение
сел в крупные поселки
Территориальная организация обслуживания — это размещение учреждений, связи между ними и передвижение населения к местам получения услуг. Размещение учреждений определяется прежде всего частотой спроса. Ежедневно нам необходимы услуги продуктовой торговли (покупка молока, хлеба), детских садов, школ, пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Другой полюс — «эпизодические» услуги, необходимые нерегулярно (несколько раз в год и реже): покупка и ремонт предметов длительного пользования, посещение театров и музеев, туристские поездки. Промежуточное положение занимают «периодические» услуги: покупка многих продуктов питания (несколько раз в месяц), посещение парикмахерских, прачечных, кинотеатров. Понятно, что чем выше частота спроса, тем ближе к населению должны быть места предоставления услуг. Причем «ближе» здесь вовсе не означает обязательно близость к месту жительства — это может быть близость и к месту работы, и к месту ежедневных передвижений населения (вблизи остановок общественного транспорта, в пересадочных узлах). А для услуг эпизодических главное — качество обслуживания: для выбора телевизора или консультации с врачом-специалистом каждый предпочтет обратиться в специализированное, наиболее оснащенное учреждение — хотя бы и расположенное довольно далеко.
Взаимосвязанные учреждения, находящиеся на одной территории, образуют территориальные системы обслуживания. Например, медицинское обслуживание часто имеет следующую «иерархию» учреждений: медицинский (фельдшерский) пункт — участковая больница (или врачебная амбулатория, поликлиника) — центральная районная (городская) больница — областная больница. В этой территориальной системе фельдшерский пункт оказывает лишь первую помощь; врачебная помощь оказывается уже на следующей «ступеньке», а специализированная — на более высоких ступенях. При атом каждое учреждение более высокого ранга имеет в своем «ведении» несколько учреждений рангом ниже: каждая районная больница — несколько фельдшерских пунктов, каждая районная больница — несколько участковых и так далее.
Изучение территориальных
систем в географии обслуживания
может идти двумя путями. Подобно
тому, как в географии промышленности
мы можем изучать и ее отдельные
отрасли и сочетания
Центр обслуживания — это населенный пункт или район города, притягивающий к себе потребителей услуг извне (из других районов и поселений), то есть — имеющий неместное значение. Эти центры также образуют своего рода ступенчатую пирамиду.