Социально-экономические последствия безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка теоретических подходов к исследованию последствий безработицы, позволяющих научно обоснованно осуществлять мероприятия по регулированию экономических и социальных последствий безработицы.
Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:
- дать определение безработицы как социально-экономического явления, ее видов;
- раскрыть содержание понятий «экономические последствия безработицы» и «социальные последствия безработицы»;

Содержание

Введение
1. Безработица как социально-экономическое явление
1.1 Причины возникновения и сущность безработицы
1.2 Виды безработицы
1.3 Экономический и правовой статус безработного
2. Экономические и социальные последствия безработицы
2.1 Экономические последствия безработицы
2.2 Социальные последствия безработицы
2.3 Социально-психологические последствия безработицы
2.4 Результаты исследования экономических и социальных последствий безработицы
3. Государственная политика в области регулирования безработицы и ее последствий
3.1 Механизм государственного регулирования безработицы
3.2 Государственная поддержка в области социальной политики по снижению последствий безработицы в РФ
Заключение
Список нормативных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

kr milshina.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

 

Для анализа возможных последствий безработицы большое значение имеет отношение респондентов к использованию времени, появившемуся в результате потери работы. Как показало исследование, подавляющее большинство безработных используют появившееся время для поиска новой работы (89,2%), находятся на переобучении 8,7%, повышают уровень образования 13,7%, отдыхают 18,2% респондентов. При этом активность в поиске работы с использованием всех возможностей проявляют 70,8% опрошенных безработных, надеются на помощь службы занятости — 25,3%, перестали искать работу 3,9% респондентов. Наблюдается интересная тенденция. С увеличением продолжительности безработицы уменьшается количество тех, кто надеется на помощь службы занятости (от 44,8% в первой группе, до 6,3% — в последней).

 

Наибольшее число граждан, переставших искать работу — 2,1% — это длительно безработные. Причем у респондентов с высшим и средним образованием активность поиска работы выше, чем у других. В целом большинство безработных считают, что с увеличением продолжительности безработицы их знания и навыки ухудшаются. При этом ответы распределены равномерно между представителями, имеющими различные уровни образования.

 

Таким образом, это подтверждает наши выводы о негативном характере длительной безработицы и ее отрицательном влиянии на профессиональный уровень безработных.

 

             

3. Государственная политика в области регулирования безработицы и ее последствий

 

3.1 Механизм государственного регулирования безработицы

             

Меры государственного регулирования безработицы различают:

 

1. По уровню воздействия:

 

–       федеральные (Правительство РФ, министерства и ведомства РФ);

 

–       региональные(субъектыРоссийской Федерации);

 

–       местные (города, районы, населенные пункты);

 

–       отраслевые (отраслевая структура экономики);

 

–       внутрифирменные (предприятия и организации всех форм собственности).

 

На федеральном уровне реализация государственной политики осуществляется федеральными органами государственной власти, региональном – органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местном – органами местного самоуправления, отраслевом – министерствами и ведомствами, внутрифирменном – работодателями всех форм собственности.

 

2. По характеру и содержанию мер это:

 

–       правовые – законодательные акты, защита трудовых прав, коллективные договора и другие;

 

–       финансово-экономические

 

– финансово-кредитная, инвестиционная и налоговая политика;

 

–       социальные – социальная, демографическая и миграционная политика, программы содействия занятости населения;

 

–       организационно-административные – формирование         рабочей среды, гибкая занятость и гибкая организация труда, предупреждение массового высвобождения и другие.

 

3. По использованию методов политики занятости:

 

- методы пассивной политики занятости населения;

 

- методы активной политики занятости населения.

 

Пассивная политика предусматривает предоставление государством определенных социальных гарантий: регистрация ищущих работу граждан, определение размера и выплата пособия по безработице, материальная помощь.

 

Активные методы способствуют скорейшему возвращению безработных к активному труду, повышают эффективность занятости и конкурентоспособность рабочей силы.

 

4. По формам активной политики:

 

-                   содействие трудоустройству и трудовой реабилитации слабозащищенных категорий граждан (трудоустройство на вакантные, вновь создаваемые и квотируемые рабочие места; организация общественных и временных работ, сельской самозанятости, индивидуально-предпринимательской деятельности; летний труд подростков);

 

-                   профессиональное обучение и переобучение безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работников (профобучение, повышение квалификации и опережающее обучение высвобожденных работников);

 

-                   профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных и незанятых граждан (индивидуальное консультирование, профинформация, превентивная профориентация).

 

5. По формам воздействия:

 

- прямые (непосредственные): государственное субсидирование, изменение годового фонда рабочего времени, регулирование совместительства, стимулирование гибких форм;

 

- косвенные (опосредованные): регулирование демографии, увеличение госзаказов, смягчение налогового пресса, поощрение инвестиционной деятельности, стимулирование мобильности.

 

6. По источникам финансирования государственной политики занятости:

 

-                   федеральный бюджет (субвенции);

 

-                   республиканский бюджет;

 

-                   местный бюджет;

 

-                   средства предприятий и организаций;

 

-                   внебюджетные средства.

 

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

 

- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

 

- обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольных труд и свободный выбор занятости;

 

- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

 

- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

 

- осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста(за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости);беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);

 

- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

 

- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

 

- объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

 

- координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

 

- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

 

C 1 января 2010года в Закон РФ «О занятости населения в РФ» (далее Закон) были внесены изменения, наиболее значимые, рассмотрим их более подробно.

 

1. Установлен единый порядок определения размера и срока выплаты пособия по безработице (стипендии) гражданам, уволенным от работодателей, независимо от их правового статуса (организация, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем)

 

Таким образом, гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и обратившимся в службу занятости после 1 января 2010 года, признанным в установленном порядке безработными пособие по безработице назначается в процентном отношении к среднему заработку гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не более максимальной величины пособия по безработице:

 

- пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (кроме уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:

 

- в первом (12-месячном) периоде выплаты:

 

- в первые три месяца - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

 

- в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов;

 

- в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице;

 

- во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице.

 

- пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия; вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, начисляется:

 

- в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице;

 

- во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице.

 

2. Также следует обратить внимание на то, что в соответствии с внесенными изменениями сведения о принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить в службу занятости населения.

3.2 Государственная поддержка в области социальной политики по снижению последствий безработицы в РФ

Для проведения активной политики на рынке труда в федеральном бюджете на 2009 год были зарезервированы дополнительные средства в объеме 50 млрд. рублей. Глава правительства Владимир Путин на подчеркнул, что средства выделены под софинансирование конкретных программ по созданию рабочих мест, организации общественных работ.

 

Кроме того, планом предусмотрено «увеличение объема финансирования мероприятий активной политики занятости населения с учетом ситуации на региональных рынках труда». План предусматривает также «проведение еженедельного мониторинга по субъектам РФ увольнений работников в связи с ликвидацией организаций, либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников в организации». Кроме того, планом также ставится задача организация работы консультационных пунктов «горячих линий» и предувольнительных консультаций для работников организаций, изданий информационных буклетов и брошюр. Выполнять эти положения поручено Минздравсоцразвития России.

 

Еще в декабре 2008 Госдума в третьем чтении приняла законопроект, направленный на поддержку российского рынка труда. Проект, в частности, предполагает ряд правительственных мер по переподготовке служащих, а также по переезду россиян на другое местожительство для получения работы. Кроме того, согласно новому документу, работодатель должен будет не позднее чем за 10 календарных дней до остановки производства сообщать об этом в службу занятости. Граждане, решившие уволиться по собственному желанию, будут получать пособие по безработице на сумму в 4900 рублей в течение 12 месяцев.

 

16 января 2009 года, начал свою работу официальный информационный портал Федеральной службы по труду и занятости "Работа в России" www.trudvsem.ru.

 

Основное назначение портала - способствовать снижению напряженности на рынке труда за счет повышения информированности широких масс населения и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы.

 

Правительство РФ сделало возможным для безработных граждан найти работу в любой точке России через официальный информационный портал Федеральной службы по труду и занятости, где собрано более 760 тыс. вакансий из всех регионов РФ. «В банке данных более 760 тысяч вакансий», - сообщила Татьяна Голикова на презентации информационного ресурса. «С 1 января 2009 года все центры занятости страны начали работать по четырем новым, точнее, модернизированным направлениям. Раньше многие услуги центров оказывались только официально зарегистрированным безработным. Теперь число их клиентов может значительно увеличиться за счет тех, кто попадает под угрозу сокращения. На реализацию новых программ федеральный бюджет выделяет в этом году регионам 43,7 миллиарда рублей».

Информация о работе Социально-экономические последствия безработицы