Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение социально-экономических последствий безработицы и методы ее преодоления. В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:
определить понятие и сущность безработицы, причины её возникновения, а так же экономические и социальные последствия;
рассмотреть классификацию видов безработицы, выявить их специфику;
определить пути и методы предотвращения безработицы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Сущность безработицы…………………………………………………6
Виды безработицы……………………………………………………...8
Факторы, способствующие безработице в России………………….12
Причины возникновения безработицы………………………………18
Социальные последствия……………………………………………..21
Экономические последствия…………………………………………25
Методы преодоления безработицы………………………………….31
Заключение……………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………...36

Работа содержит 1 файл

оэо.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

    3. Факторы, способствующие  безработице в  России 

   Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся. 
В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов:

   1. подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию мужчин в 58, женщин в 53);

   2. частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);

   3. условная безработица (непостоянная работа);

   4. временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);

   5. потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);

   6. безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;

   7. безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);

   8. вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия);

   9. безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;

   10. безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;

   11. безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа;

   12. безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;

   13. первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов); 
     14. безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;

   15. безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;

   16. безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;

   17. безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы) 
     18. безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;

   19. безработица возвращающихся из мест лишения свободы;

   20. безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу; 
     21. безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций 
(аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);

   22. безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.

   Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом государстве в 
России есть определенная часть населения не желающая работать, - люмпен- элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, несмотря на это будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными. Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему: окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является социальная либерализация наемного труда прежде всего через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде, без всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого является вольный от внеэкономического принуждения и административного диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта. Для обеспечения свободы труда нужно окончательно избавиться от рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административных ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов. 
Причем нужно отметить особенности наемного труда в аграрном секторе, малом предпринимательстве.

   Давно пора заменить архаичные и неэффективные формы законодательного регулирование труда, к примеру, единый для всех размер минимальной заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной защиты на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в государственные нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установить минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и заложить в основу тарифных систем.

   Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону над государственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении. 
Поэтому нужно ограничить роль государства в обеспечении занятости, включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от безработицы. Для этого нужно создать независимую от правительства и местной администрации систему активного содействия безработным на основе страховых взносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынка труда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство вынужденно безработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с использованием преимущественно экономических стимулов привлечение к труду.

   Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Необходимо очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям. 
Однако, в последнее время предпринимаются попытки «спрятать» официальную растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб занятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные в результате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем настает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на перерегистрацию. Далее следует черед остальных «нарушителей» новых правил, вводимых, кстати, «заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными. 
По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты за труд. Больше того, нужно форсировать структурную безработицу в соответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создавая на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для интенсивного развития экономики. Прежде всего следует стремиться к поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что является условием социально - экономической сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально - трудовой сферы. 
Больше всех ущемлены в материальном достатке безработные, имеющие начальное образование: среди них больше всего респондентов, которым денег не хватает даже на продукты питания. В то же время в этой группе оказалось самое большое число богатых безработных, что констатирует сильную поляризацию безработных с начальным образованием по их материальным возможностям. Отсутствие образования у безработных как бы обуславливает “равные возможности” безработного - быть нищим или богатым. Но первое 2-3,5 раза вероятнее, чем второе. Безработные со средним образованием больше равномерно распределились по группам с разным уровнем материального благополучия. Чаще всего их можно отнести к бедным. Общий удельный вес бедных и нищих респондентов среди них почти также высок, как у безработных с начальным образованием. 
У лиц, окончивших ПТУ, распределение доходов соответствует распределению доходов всей совокупности респондентов. Эта группа в материальном обеспечении занимает среднее положение. Безработные с высшим образованием имеют более благополучное внутригрупповое распределение доходов. Таким образом, высокий образовательный статус помогает лучше перетащить социальное падение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Причины возникновения безработицы 

     Осуществляемый  в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью и пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

     Переход к рыночной экономике неизбежно  привел к большим переменам в  использовании трудовых ресурсов. С  перестройкой хозяйственной жизни  страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. Эмиграция населения в страны дальнего зарубежья в основном охватывает высококвалифицированные кадры, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Для России она имеет двоякое последствие - с одной стороны, сокращается предложение рабочей силы, с другой - ухудшится ее качество.

     Наиболее  угрожающим фактором роста безработицы  и массового высвобождения людей  из производства является разгосударствление и свертывание производства на крупных и сверхкрупных предприятиях. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.

     Среди множества проблем, встающих перед  любой страной в условиях ее перехода к рыночной экономике, одной из самых острых является угроза массовой безработицы и смягчение ее социальных последствий.

     Среди конкретных причин, обусловливающих  сокращение занятости трудоспособного населения в России, можно отметить следующие:

     1.Характерной  чертой советской экономики являлась  чрезмерная численность производственного  персонала (в том числе вспомогательного  и управленческого) предприятий.  Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий, препятствовало росту производительности труда. Наличие чрезмерного количества рабочих мест означало искусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал дисциплину труда, способствовал подавлению у них стимула к лучшей работе.

     Директора государственных предприятий нередко, и по сей день, склонны мириться с наличием избыточного персонала. Иное дело - частные собственники, которые  берут под контроль предприятия  в результате их приватизации: они стремятся иметь оптимальное количество работников. Таким образом, эта причина безработицы состоит в том, что сам факт перехода к частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает выталкивание в ряды безработных значительных масс людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, как сейчас, а скрытой.

     2. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий показывает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия, возможно, продадут физическим или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить производственные инвестиции. Очевидно, что эти новые собственники рискнут стать таковыми, лишь имея полную свободу в управлении персоналом и освобождении от ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий безработицу.

     3.Многие  госпредприятия восприняли либерализацию  цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход. На первых порах это широко удавалось. Однако такое положение не может сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся многократным удорожанием сырья, энергоносителей, комплектующих, и в конечном счете - кризисом неплатежей по всем технологическим цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу.

     Рыночные  реформы ведут к успеху, только если сопровождаются глубокой структурной  перестройкой. Такая перестройка  охватывает не только микроэкономику, но и макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитие только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом.

     Наряду  с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших условиях действуют и специфические факторы: разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ныне независимыми государствами), а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение предприятий и по материально-техническому снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу.

 

    5. Социальные последствия 

     Безработица ставит людей в нестандартные  ситуации, она не только деформирует сложившийся экономический уклад, ухудшает финансовое положение, лишает возможности вести привычный образ жизни. Она качественно изменяет восприятие самих себя как личностей, разрушает необходимый уровень социальной стабильности. Безработица стала реальным фактором бедности. Причем именно такой бедности, которая охватывает группы трудоактивного населения, образованного и профессионально подготовленного.

Информация о работе Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления