Социальное партнерство

Автор: e*****************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время социально-трудовая сфера наполняется различными формами непосредственного взаимодействия предприятий, общественных организаций и движений с государством и его структурами. В социально-экономическом пространстве с участием государства формируется неординарная система трипартизма и социального партнерства. Возникшие в мировой истории идеи приоритета права, солидарности, договорного регулирования становятся актуальными в практической политике России.

Работа содержит 1 файл

Социальное партнерство в сфере труда.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

       Контроль  за выполнением соглашений осуществляется сторонами социального партнерства  и областными трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений. Итоги выполнения соглашений рассматриваются ежегодно.

       В 2005 г. особое внимание региональные трехсторонние  комиссии уделяли вопросам регулирования  социально-трудовых отношений, оплаты труда и уровня жизни населения, развития рынка труда и содействия занятости населения, а также охраны труда и экологической безопасности.

       Большое значение придавалось созданию территориальных  трехсторонних комиссий по регулированию  социально-трудовых отношений в  муниципальных образованиях, деятельность которых направлена на снижение социальной напряженности на соответствующих территориях. Результатом их работы явилось заключение территориальных трехсторонних соглашений между объединениями профсоюзов, работодателей и администрациями районов, которые определяют общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на территориальном уровне, способствуют дальнейшему развитию процесса заключения отраслевых территориальных соглашений, а также коллективных договоров в организациях всех форм собственности.

       В соответствии с заключенными в субъектах  Федерации соглашениями разрабатываются  прогнозы основных направлений социально-экономического развития регионов, территорий и муниципальных образований; совершенствуется законодательная база для развития социально-трудовых отношений и повышения инвестиционной активности; осуществляются мероприятия по привлечению внебюджетных источников финансирования инвестиционных проектов и социальных программ.

       Трудовой  кодекс Российской Федерации рассматривает  социальное партнерство как основной способ регулирования социально - трудовых отношений. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе правительства республики Хакасия, в республике Хакасия работа в рамках системы социального партнерства все уверенней набирает темпы как на региональном, так и на территориальном уровнях. Подтверждение тому - деятельность Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

       В течение 2002 года Республиканской трехсторонней  комиссией было рассмотрено более  двадцати вопросов, в том числе  о проекте закона РХ "О республиканской  трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений", об уровне заработной платы по Республике Хакасия в разрезе отраслей и территорий к прожиточному минимуму, о своевременной выплате заработной платы на предприятиях республики и принимаемых мерах по погашению задолженности, о массовом высвобождении работников.

       Большое внимание республиканской трехсторонней  комиссией уделялось формированию институтов социального партнерства  на территориальном уровне, важность развития которых обусловлена тем, что значительная часть проблем должна и может решаться на уровне муниципальных образований (городов, районов и поселков) республики в области экономической политики, развития рынка труда и содействия занятости населения, оплаты труда, социальных гарантий, экологической безопасности, охраны труда и здоровья населения.

       В 2002г в практику работы Республиканской  трехсторонней комиссии введено  проведение выездных заседаний в  городах и районах республики. Члены комиссии выезжали в Абазу  и Саяногорск, где состоялись заседания  по вопросу о массовом высвобождении работников. Такая форма работы позволяет изучить ситуацию на месте, принять оперативные меры, снять социальную напряженность.

       Следует отметить, что опыт работы республиканской  трехсторонней комиссии был отмечен  в информации Российской трехсторонней комиссии о развитии социального партнерства в субъектах Российской Федерации. Кроме того, предложения Республиканской трехсторонней комиссии вошли в перечень мер по активизации и совершенствованию процесса развития социального партнерства в Российской Федерации.

       Недавно Правительством Республики Хакасия  по инициативе республиканской трехсторонней  комиссии создана комиссия по обеспечению  своевременной выплаты заработной платы на предприятиях республики. Трехстороння комиссия периодически будет  рассматривать ее работу, анализировать, давать рекомендации, поскольку своевременность выплаты заработной платы - одна из важнейших проблем, находящихся в сфере интересов республиканской трехсторонней комиссии. В новое Соглашение проблемы по выплате заработной платы войдут отдельными обязательствами. В частности, это решение задач по ликвидации задолженности по заработной плате на предприятиях и в организациях республики независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности; повышению уровня заработной платы, снижению доли населения, живущего за чертой бедности (имеющего доходы ниже уровня прожиточного минимума).

       Очевидно, что для развития социального  партнерства на территориальном  уровне Республиканской комиссии в  перспективе предстоит решить задачи, связанные с необходимостью принятия Закона Республики Хакасия "О территориальных трехсторонних комиссиях". Следует разработать методические рекомендации по заключению территориальных трехсторонних соглашений и выработать критерии оценки их эффективности, оказать методическую и организационную помощь созданным муниципальным образованиям республики по организации трехсторонних комиссий и по разработке проектов соглашений о социальном партнерстве. Территориальным комиссиям необходимо утвердить планы мероприятий на очередной год по реализации соглашений о социальном партнерстве.

       Страховые взносы платить вовремя, а также  принять участие в софинансировании пенсионных накоплений своих сотрудников, — такие рекомендации дала республиканская  трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений работодателям Хакасии.

         В связи с изменившимся законодательством,  функции администрирования страховых  взносов на обязательное пенсионное  и медицинское страхования с  2010 года от налоговых органов  переданы в Пенсионный фонд. Страховые взносы необходимо уплачивать ежемесячно, ежеквартально работодатели обязаны отчитаться о перечисленных суммах. Об этом на заседании трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений напомнил управляющий Отделением ПФР по Республике Хакасия Виктор Филонов.

         Заседание трехсторонней комиссии, объединяющей работодателей, профсоюзы  и руководство республики, прошло  в правительстве Хакасии. На  нем были рассмотрены вопросы  проведения детской оздоровительной  кампании в 2010 году, ситуация на рынке труда, а также реализация на территории республики закона о софинансировании пенсионных накоплений.

         Решением комиссии Федерации  профсоюзов Республики Хакасия  рекомендовано проводить широкую  разъяснительную работу среди  трудовых коллективов по вопросам участия застрахованных лиц в программе софинансирования пенсионных накоплений, а также добиваться включения в отраслевые соглашения, заключенные территориальными республиканскими комитетами профсоюзов с представителями работодателей, участия в программе софинансирования пенсионных накоплений в качестве третьей стороны.

         Работодателям рекомендовано рассмотреть  возможность уплаты взносов за  наемных работников за счет  средств работодателя. Координаторам  территориальных трехсторонних  комиссий муниципальных образований республики рекомендовано рассмотреть вопрос о своевременном перечислении страховых взносов работодателями, осуществляющими деятельность на территории Хакасии.

         Пресс-служба Пенсионного отделения  по Хакасии напоминает: программа софинансирования пенсионных накоплений предполагает участие граждан в формировании своих пенсионных накоплений путем перечисления дополнительных страховых взносов и софинансирование этих платежей государством. При этом, чтобы получить государственное софинансирование, участник Программы должен в течение года перечислить в фонд своей будущей пенсии от 2000 до 12000 рублей. В этом случае государство удвоит эти деньги. Платить можно помесячно или разовым платежом, причем как через бухгалтерию своего предприятия, так и через любой банк. Третьей стороной софинансирования может выступать работодатель.

         В сравнении с показателями  регионов РФ привлечение населения  республики Хакасия к участию  в Программе софинансирования  более чем скромное. По данным  на 09.04.2010 в РФ вступили в программу 2 367,8 тыс. человек или 1,7% от численности населения. В числе 10 передовых регионов находится и наш сосед — Республика Тыва, с охватом 2,4% населения участием в программе. В Хакасии, по состоянию на 31.12.2009 года, участниками программы софинансирования стали 2878 жителей республики или 0,54% от численности населения. За 2009 год прирост количества участников программы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       Несомненно, в современной России произошли  некоторые перемены в области  социального партнерства по сравнению моделью советского времени и эти изменения можно назвать трансформированием формы социально-трудовых отношений, а именно, изменились социальные субъекты, сложились новые институты, деятельность которых регулируется принятыми в постсоветский период законами и правовыми нормами. Однако между субъектами все равно сохраняются в большинстве случаев традиционные отношения, и неформальные личные связи по-прежнему остаются основным механизмом регулирования трудовых отношений, хотя существует перспектива большей их формализации в связи с «вымиранием» старых, отлаженных связей.

       В первую очередь необходимо улучшить механизмы исполнения законов для  совершенствования правовых аспектов социального партнерства. К сожалению, Государственная Дума принимает большое количество новых и новых законов, которые в своем большинстве не выполняются из-за нестабильной экономической ситуации в стране и ряда других немаловажных факторов. К ним относятся спад производства, кризис 1998 года и др. Институты социального партнерства как формы созданы, но в них отсутствует содержание, потому что из-за кризиса сторонам уже нечего делить.

       Государство и профсоюзы стараются создать  побольше объединений работодателей, а работодатели, используя эту  ситуацию, изменяют свои производственные и эконо-мические интересы в рамках институтов социального партнерства и каждая сторона старается выжить за счет других.

       Хотя  профсоюзы и работодатели готовы идти в отдельных случаях на компромиссы, государство не поддерживает это, потому что, уступив свое место соб-ственника на предприятиях, оно не создало необходимых гарантий осуще-ствления трудовых прав наемным работникам. При этом новые работодатели пользуются отсутствием законов и часто игнорируют профсоюзы в качестве партнера, ущемляя права трудящихся.

       Заявления работодателей о своем понимании  социального партнерства, предполагающем диалог не только с профсоюзами, но и с другими объединениями, представляющими  интересы трудящихся, снижают авторитет  профсоюзов как одной из сторон социального треугольника. От этого страдает система социального партнерства в целом, принципы которого Правительство декларирует, но мало что делает для их осуществления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Библиографический список

       1. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: Издательство «Омега-Л», 2010. - 188с.

       2. Федеральный закон от 27 ноября 2002 года № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» // Собрание законодательства РФ. 2002. №48. Ст.4741.

       3. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 1243.

       4. Абрамова О.В. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права // Трудовое право. 2004. №6.

       5. Васильев В.А. Представительство в трудовых отношениях // Трудовое право. 2006. №3.

       6. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп., - М.: Юристъ, 2001. - 496с.

       7. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации // Под ред. Романовой Е.В. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 992с.

       8. Киселев И.Я. Трудовое право России: историко-правовое исследование: Учеб. пособие. М.: Норма, 2001. - 211с.

       9. Кирилловых А.А. Проблемы правового статуса объединений работодателей в системе некоммерческих организаций // Законодательство и экономика. 2010. №2.

       10. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) (5-е издание, исправленное, переработанное и дополненное) / под ред. Ю.П. Орловского. - КОНТРАКТ, ИНФРА-М,- 2009. - 611с.

       11. Коршунова Т.Ю. О представителях работников и работодателей в социальном партнерстве // Трудовое право. 2006. №11.

Информация о работе Социальное партнерство