Социальное партнерство

Автор: e*****************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время социально-трудовая сфера наполняется различными формами непосредственного взаимодействия предприятий, общественных организаций и движений с государством и его структурами. В социально-экономическом пространстве с участием государства формируется неординарная система трипартизма и социального партнерства. Возникшие в мировой истории идеи приоритета права, солидарности, договорного регулирования становятся актуальными в практической политике России.

Работа содержит 1 файл

Социальное партнерство в сфере труда.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

             Введение

       В настоящее время социально-трудовая сфера наполняется различными формами  непосредственного взаимодействия предприятий, общественных организаций  и движений с государством и его  структурами. В социально-экономическом  пространстве с участием государства формируется неординарная система трипартизма и социального партнерства. Возникшие в мировой истории идеи приоритета права, солидарности, договорного регулирования становятся актуальными в практической политике России.

       Сегодня социальное партнерство выступает как способ согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращении конфликтов в социально-трудовой сфере.

         Становление системы социального  партнерства - достаточно длительный  и сложный процесс. Это отчасти  объясняется тем, что в Российской Федерации законодательство о социальном партнерстве создавалось практически «с чистого листа».

         Реализация экономических и социальных  реформ привела к ослаблению  роли государства в социально-трудовой  сфере, снижению социальной защищенности граждан. Соответственно, и развитие законодательства о социальном партнерстве получило достаточно мощный стимул.

         Сейчас уже никто не оспаривает, что система социального партнерства  - это наиболее эффективный способ  достижения и поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников. 
 
 
 
 
 

       1. Основные понятия  социального партнерства  и его принципы 

       Социальное  партнерство - это "система взаимоотношений  между работниками (представителями  работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений" (ст. 23 ТК РФ).

         Федеральный закон "О коллективных  договорах и соглашениях" (с  изм. и доп.) впервые признал  социальное партнерство работников  и работодателей в сфере труда,  урегулировал социально-партнерские  соглашения, но не раскрыл понятия  социального партнерства. В юридической науке социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права (М.В. Лушникова, А.А. Крыжановская), как принцип трудового права (Н.И. Гонцов); как элемент отрасли (Э.Н. Бондаренко) и др. Действующий Трудовой кодекс РФ в ст. 2 называет социальное партнерство одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

         Концепция социального партнерства,  основанная на переговорах, посредничестве, сотрудничестве, должна сыграть решающую роль в становлении рыночной экономики. Многие субъекты Российской Федерации, в частности Саратовская, Вологодская, Свердловская области, Республика Мордовия, Ставропольский край, г. Москва, приняли собственные законы о социальном партнерстве.

         Сторонами социального партнерства  являются работники и работодатели  в лице уполномоченных в установленном  порядке представителей. Органы  государственной власти и органы  местного самоуправления могут  быть сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами.

         От сторон социального партнерства следует отличать органы социального партнерства. Статья 35 Трудового кодекса РФ закрепляет многоступенчатую систему комиссий, регулирующих социально-трудовые отношения.

         На федеральном уровне образуется  постоянно действующая Российская  трехсторонняя комиссия, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ. Законы субъектов РФ, положения, утверждаемые представительными органами местного самоуправления, регламентируют деятельность территориальных трехсторонних комиссий, действующих в рамках определенных территорий или муниципальных образований.

         На федеральном уровне или  на уровне субъекта Российской Федерации могут создаваться отраслевые (межотраслевые) комиссии в целях проведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. На локальном уровне, т.е. на уровне конкретной организации, - комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

         Статья 35 Трудового кодекса РФ  определяет и сферу деятельности  этих комиссий. К ней относятся:  обеспечение регулирования социально-трудовых отношений; ведение коллективных переговоров и подготовка проектов коллективного договора, соглашений, их заключение; организация контроля за выполнением коллективного договора и соглашений. Следует заметить, что социально-трудовые отношения - понятие более широкое, чем трудовые отношения, т.к. оно включает в себя отношения по социальному обеспечению, бытовому обслуживанию и другие отношения социальной сферы.

         Система социального партнерства  должна функционировать на всех  уровнях экономики - от общефедерального до уровня отдельно взятой организации. Система социального партнерства включает следующие уровни:

       - федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

       - региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;

       - отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

       - территориальный уровень, устанавливающих основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

       - уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

       Социальное  партнерство как самостоятельный  институт трудового права имеет  свои принципы, которые не противоречат основным принципам правового регулирования трудовых отношений, а развивают их применительно к данному институту.

         Основными принципами социального  партнерства, закрепленными в  ст. 24 Трудового кодекса РФ, являются:

       - равноправие сторон;

       - уважение и учет интересов сторон;

       - заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

       - содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

       - соблюдение сторонами и их представителями правовых актов;

       - полномочность представителей сторон;

       - свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

       - добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

       - реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

       - обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

       - контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

       - ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. 

       2. Система и формы социального партнерства

       Система социального партнерства включает следующие уровни:

       1) федеральный уровень, устанавливающий  основы регулирования отношений  в сфере труда в Российской  Федерации. На федеральном уровне  могут заключаться: генеральные  и отраслевые соглашения;

       2) региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации. На региональном уровне (субъект РФ) заключаются региональные и отраслевые соглашения;

       3) отраслевой уровень, устанавливающий  основы регулирования отношений  в сфере труда в отрасли (отраслях);

       4) территориальный уровень, устанавливающий  основы регулирования отношений  в сфере труда в муниципальном  образовании. На территориальном  уровне (муниципальное образование)  заключается территориальное соглашение;

       5) уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

       Следует отметить, что экономическое и  правовое положение социальных партнеров  различно.

       Социальное  партнерство осуществляется в следующих  формах:

       1) коллективных переговоров по  подготовке проектов коллективных  договоров, соглашений и их  заключению. Коллективные переговоры  и заключение коллективных договоров  и соглашений являются главной  формой социального партнерства.  Это реализация работниками (в лице их представителей) и работодателями права на коллективно-договорное регулирование;

        2) взаимных консультаций (переговоров)  по вопросам регулирования трудовых  отношений и иных, непосредственно  связанных с ними отношений,  обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства. Взаимные консультации осуществляются, как правило, на федеральном, региональном, территориальном, отраслевом уровнях в соответствующих комиссиях (ст. 35 ТК).

       Консультации  на уровне организации проводятся в рамках участия работников в управлении организацией (ст. 53 ТК);

       3) участие работников, их представителей  в управлении организацией (ст. 53 ТК);

       4) участия представителей работников  и работодателей в досудебном  разрешении трудовых споров. Сотрудничество работников и работодателя (работодателей) осуществляется при разрешении как индивидуальных, так и коллективных трудовых споров. При разрешении индивидуальных трудовых споров на паритетных началах создается комиссия по трудовым спорам, которая рассматривает большинство индивидуальных трудовых споров (ст. ст. 384-389 ТК). При разрешении коллективных трудовых споров используется внесудебная примирительная процедура: по соглашению сторон из их представителей создается комиссия, стороны участвуют в выборе посредника, в создании трудового арбитража и др. (ст. ст. 401-404 ТК).

       Изложенные  формы социального партнерства  относятся к основным формам, но не содержат исчерпывающий перечень. Помимо них в соответствии с действующим  законодательством и сложившейся практикой используются и другие формы, например, создание на паритетных началах постоянно действующих совещательных, координационных органов, рассмотрение и учет работодателями и органами государственной власти предложений профессиональных союзов и др. 

       3. О работе «трехсторонних  комиссий» социального  партнерства на  уровне региона.

       Регулирование социально-трудовых отношений, ведение  коллективных переговоров, организацию  контроля за их исполнением в субъектах  Федерации обеспечивают областные  трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, районные (городские) трехсторонние комиссии.

       Одним из основных направлений деятельности трехсторонних комиссий по регулированию  социально-трудовых отношений является заключение трехсторонних региональных, отраслевых тарифных соглашений на областном и районных уровнях, а также территориальных соглашений и коллективных договоров в организациях всех форм собственности и осуществление контроля за их выполнением.

       Трехсторонними  региональными соглашениями устанавливаются главные цели и показатели социально-экономического развития региона, задачи и приоритетные направления социально-экономической политики, а также механизмы ее реализации, предусматриваются взаимные обязательства сторон в сфере экономических и производственных отношений, в вопросах занятости, социальной защиты населения, оплаты и охраны труда и др.  

Информация о работе Социальное партнерство