Социальное неравенство: причины и пути преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 08:43, курсовая работа

Описание работы

С целью сглаживания социального неравенства правительство предпринимает различные меры:
1. Создание нормативных документов по поддержке социально слабых слоев населения;
2.Оказание материальной поддержки в виде различных выплат и субсидий;
3.Регулирует процессы ценообразования и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
Часть 1. Виды неравенств
Социальная стратификация и социальное неравенство………5
Экономическое неравенство……………………………………9
Часть 2. Социально-экономическая политика правительства России.
2.1 Минимизация социального неравенства с помощью правовых инструментов……………………………………………………….13
2.2 Социальная политика…………………………………………..16
Заключение………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………..................

Работа содержит 1 файл

Кризис. Проблемы и пути преодоления.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

    Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

    В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий занятого населения государство регулирует только размер минимальной заработной платы.

    Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

    Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи, используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни (при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия). Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).

    Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой социальный минимум средств, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России МПБ составлен на основе более 200 видов товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Затраты на непродовольственные товары в МПБ включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары. В МПБ включены также расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание – 46,1, непродовольственные товары – 39, услуги – 13,2, налоги и сборы – 2,7%. Он позволяет обеспечить на минимальном уровне воспроизводство семьи и характеризует границу малообеспеченности.

     Всероссийский центр уровня жизни выделяет 5 групп  населения с разным уровнем обеспеченности:

I группа  – бедные семьи, душевой доход  в которых ниже или соответствует  стоимостной оценке бюджета прожиточного минимума;

II группа  – малообеспеченные семьи, душевой  доход в которых находится  в интервале между стоимостной  оценкой бюджета прожиточного  минимума и стоимостной оценкой минимального потребительского бюджета;

III группа  – обеспеченные семьи, душевой доход в которых выше стоимостной оценки МПБ и колеблется вокруг уровня среднедушевого дохода и соответственно среднего бюджета.

IV группа  – состоятельные семьи, душевой  доход в которых находится  в интервале между уровнями  среднего душевого дохода, среднего бюджета и рационального потребительского бюджета;

V группа  – богатые семьи, уровень дохода  в которых выше рационального  бюджета.

    Таким образом, социальная политика – это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.

     Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:

1. Обеспечение  равных возможностей при реализации  права на образование и долю  в общественном благосостоянии  путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала ).

2. Уменьшение  нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.

3. Обеспечение  большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной  жизни и права на долю ответственности перед обществом.

4. Дальнейшее  совершенствование общественно-  политического инструментария и  положений, регулирующих существующее  устройство, в целях обеспечения  основных социальных прав и  расширения сети социального  обеспечения.

       К результатам социальной политики в России можно отнести выделение некоторого процента бюджетных средств на социальные нужды, на пособия, выплаты малоимущим. Эти выплаты минимальны. Разрыв между минимальным размером оплаты труда и средней заработной платы в России огромен. Этот разрыв не может сравниться с мировой нормой. По существу жить на минимальную зарплату или на пособие приблизительно равное ему не возможно.

       Правительство и государственная дума России постоянно принимают законы о повышении минимальной зарплаты, пенсий, вводят новые пособия. Но на практике эти законы не выполняются или выполняются не повсеместно и не в полном объеме. Это происходит из-за не хватки бюджетных средств в федеральном и местных бюджетах. Пенсии во многих регионах задерживаются на несколько месяцев, а зарплату на период до полугода. Что не может не сказаться на уровне жизни основной массы населения страны. Повальная остановка предприятий ведёт к увеличению армии безработных, большинство из которых идут в "теневую экономику". Отсюда и не собираемость налогов с населения и мелких предпринимателей. А из налогов в частности формируется бюджет. А отсюда и нехватка средств на социальные программы и другие аспекты деятельности общества. Таким образом, круг замыкается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Современное общество любой страны имеет многослойную структуру, выражающуюся в наличии  различных социальных страт. Отличия  в расположенности страт в  структуре общества,  выраженное  в неравных возможностях  доступа к материальным благам,  представителей разных слоев, называется экономическим неравенством. Для измерения социального неравенства используются четыре основные шкалы:

1.Образование;

2.Власть;

3.Престиж;

4.Доходы.

     В настоящее время именно шкала  доходов является основным показателем для выражения социального неравенства, т.к. именно доход становиться основным фактором, влияющим на возможность приобретения материальных благ населением. Таким образом, из определения социального неравенства, при использовании критерия шкалы доходов, вытекает понятие экономическое неравенство, определяющее неравные финансовые  возможности.

      Правительство любой страны, в том числе России, пытается минимизировать экономическое  неравенство, посредством  использования  определенных инструментов. Одним из таких инструментов являются нормативно-правовые акты: законы, указы, постановления, и т.д.

     В качестве основного закона, посредством  которого государство обеспечивает равноправие своих граждан, выраженное в возможности одинакового доступа  к образованию, самореализации, выбора профессии, выбора рабочего места и т.д.

     Таким образом, уже на уровне основополагающего  закона нашей страны предусмотрено  уменьшение неравенства в целом, по основным критериям. В качестве дополнительных правовых инструментов призванных уменьшить экономическое неравенство выступают федеральные законы, используя которые  правительство страны оказывает материальную поддержку экономически слабым слоям населения.

      Правительство любой страны проводит социальную политику призванную оказывать уравнивающие действия как на уровне всего общества в целом (например,  доступ к образованию), так и на уровне определенных социальных слоев (материальная  помощь малообеспеченным и нетрудоспособным).

      Социальная  политика, проводимая в стране, на прямую зависит от состояния экономики страны в целом от объема социальных слоев, нуждающихся в материальной помощи государства и т.д.

      Социальная  политика в России реализуется посредством государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Каждое государство, проводя социальную политику,  руководствуется определенными принципами: при повышении цен и уровня инфляции, проводится  индексация заработных плат (пенсий, пособий) и выплаты компенсаций; оказания материальной поддержки экономически слабым слоям населения; принцип оказания материальной поддержки в период поиска или смены места работы и т.д.

      Таким образом, социальная политика государства призвана решать следующие задачи: обеспечения одинакового доступа к образованию, самореализации, возможности выбора профессии и места работы; минимизации экономических различий между стратами; гарантирования свободы личности, справедливости и т.д.

      В настоящее время состояние социальной сферы государства все еще нельзя назвать удовлетворительным и не в ближайшее время произойдут перемены, ведущие к положительному результату. На данный момент Россия охвачена огромным количеством социальных проблем различного характера, и грамотная социальная политика может способствовать их скорейшему разрешению. 

       

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

1. Бондаренко Н.В. - Особенности адаптации бедных и состоятельных семей /.. вестник общественного мнения - 2006г

2. Конституция РФ – 1993г

3. Кувшинова Ольга. Экономика ниже нуля. // Ведомости от 11 января 2009

4. Маклярский Б. М. Мировая экономика. - 2004. – 424 с.

5..Римашевская Н.М. - О проблеме преодоления бедности и неравенства / Экономическая наука современной России - 2005г.

6. Тарасевич  Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И.  Макроэкономика: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высшее образование, 2006

7. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ/"О минимальном размере оплаты труда".

8. Федеральный закон Российская Федерации от 29 декабря 2006г. N 256-ФЗ/"О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

9. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ.

10.[Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://old. vedomosti.ru/newspaper/article. shtml? 2008/10/02/163334

11. .[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.expert.ru/economy/

12. Экономическая теория. / Под ред. Грязновой А.Г., Чечелевой Т.В.- М.: Экзамен, 2005, 592с. 
 
 

  

   
 

Информация о работе Социальное неравенство: причины и пути преодоления