Социальное неравенство: причины и пути преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 08:43, курсовая работа

Описание работы

С целью сглаживания социального неравенства правительство предпринимает различные меры:
1. Создание нормативных документов по поддержке социально слабых слоев населения;
2.Оказание материальной поддержки в виде различных выплат и субсидий;
3.Регулирует процессы ценообразования и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
Часть 1. Виды неравенств
Социальная стратификация и социальное неравенство………5
Экономическое неравенство……………………………………9
Часть 2. Социально-экономическая политика правительства России.
2.1 Минимизация социального неравенства с помощью правовых инструментов……………………………………………………….13
2.2 Социальная политика…………………………………………..16
Заключение………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………..................

Работа содержит 1 файл

Кризис. Проблемы и пути преодоления.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

    Поляризация вносит определенный "вклад" в неравенство, но наличие значительной поляризации в обществе не связано с высокими значениями традиционных индексов. В отличие от концентрации доходов и иных экономических ресурсов нарастание поляризации не обязательно сопровождается ростом общего неравенства. Этот процесс выражается в одновременном росте как численности высокообеспеченных слоев населения, так и численности малообеспеченных слоев. Более того, поляризация может нарастать, когда общее неравенство снижается.

    Связи между неравенством и экономическим ростом выражаются именно в поведении этих структурных компонент, а именно: по мере экономического роста нормальное неравенство возрастает, а избыточное убывает. При этом, если убывание избыточного неравенства отстает от роста нормального, то общее неравенство растет. Именно такие структурные изменения неравенства оплаты труда происходили в отраслях российской экономики в условиях экономического роста после кризиса 1998 г.

    Поляризация российского общества нарастала во все годы реформ, но наибольшие масштабы приобрела после кризиса 1998 г. В последующие годы экономического роста она не только не нивелировалась, а, напротив, закрепилась. Фактически, кризис повлек за собой существенное структурное изменение социально-экономического расслоения. Оно выразилось, во-первых, в росте межрегионального неравенства доходов, во-вторых, в росте разрывов между доходами наиболее и наименее обеспеченных групп населения внутри регионов и, в-третьих, в росте разрывов между оплатой труда наиболее низко- и наиболее высокооплачиваемых работников в экономике в целом и в большинстве ее отраслей. Следует заметить, что увеличение таких разрывов вносит "вклад" одновременно и в рост поляризации, и в рост концентрации доходов. Однако второе связано главным образом с ростом высоких доходов от собственности и предпринимательской деятельности, а первое — с нарастанием поляризации оплаты труда.

     Кризис 1998 г. внес принципиальные изменения  в условия и механизмы экономического поведения. Основным последствием было снижение издержек и резкое повышение не только рентабельности продукции, но и рентабельности активов, затронувшее все отрасли экономики. В отраслях, производящих экспортную продукцию, такие эффекты проявились существенно сильнее, но они были однонаправленными с изменениями во всей экономике. Рост рентабельности вложений создал сильные стимулы для инвестирования, а рост рентабельности продукции расширил возможности инвестирования за счет собственных средств.

     Вместе  с тем кризис повлек за собой значительную социально-экономическую поляризацию  российского общества, которая в  последующие годы экономического роста  не только не нивелировалась, а, напротив, закрепилась. Сначала поляризация  создала предпосылки для экономического роста, но уже в 2001 г. избыточный рост доходов наиболее высоко-обеспеченных слоев населения, в котором помимо роста высоких зарплат очень существенную роль сыграл рост доходов от собственности, начал сужать возможности дальнейшего экономического роста. В 2002 г. в сочетании с увеличением тарифов естественных монополий он привел к снижению и рентабельности продукции, и рентабельности активов, что наиболее сильно отразилось на отраслях, работающих на внутреннее потребление.

     Рост  оплаты труда в 2000-2002 гг., значительно опережающий рост ВВП, воспринимается всеми как позитивное явление. Однако примерно 45% совокупного прироста оплаты труда были обусловлены ростом оплаты труда 10% наиболее высокооплачиваемых работников и более 60% — ростом оплаты труда 20% работников с самыми высокими зарплатами. Вклад прироста оплаты труда этой категории в общий прирост оплаты труда составил менее 3%. Более 40% всех наемных работников и около 25% работников промышленности продолжают получать зарплаты ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения. Такие соотношения образовались, во-первых, за счет избыточно высокого неравенства оплаты труда, а во-вторых, за счет того, что рост высоких заработных плат примерно в два раза опережал рост низких заработных плат.

     Во  всех отраслях экономики — и с  высокими, и с низкими средними зарплатами — приросты среднемесячных зарплат 10% наиболее высокооплачиваемых работников за период с 1999 по 2001 гг. составили  не менее 30% всего прироста оплаты труда. А в отраслях материально-технического снабжения и сбыта, торговли и общественного питания аналогичный показатель превысил 50%. Наибольшие абсолютные величины наблюдались в банковской сфере, в топливной и металлургической промышленности, в отрасли связи и в двух упомянутых отраслях.

     По оценкам, рассчитанным по данным обследований Госкомстата за октябрь 1999 г., апрель 2000 г. и апрель 2001 г., дифференциация оплаты труда постоянно росла. По экономике в целом средняя заработная плата, 10% наиболее высокооплачиваемых работников превышала среднюю зарплату, 10% наиболее низкооплачиваемых работников, в 31,9 раза в 1999 г., в 33,5 раза в 2000 г. и в 38,9 раза в 2001 г. В промышленности ситуация была заметно лучше: здесь соответствующие разрывы в оплате труда были в 1999 г. — в 21,5 раза, в 2000 г. — в 20,4 раза и в 2001 г. — в 25,1 раза.

    Таким образом, видно, что в ходе проводимых реформ в России возникли острые социально-экономические диспропорции. Они выражаются в избыточном экономическом неравенстве, наблюдаемом во всех срезах национальной экономики — по территориям и отраслям промышленности, по доходам, потреблению и сбережениям населения, распределению собственности, по располагаемому человеческому и социальному капиталу.

Часть 2. Социально-экономическая  политика правительства  России.

2.1.Минимизация  социального неравенства  с помощью правовых  инструментов.

    Несмотря на то, что неравенство является неизбежным элементом любого общества, государство пытается уменьшить его, посредством использования правовых инструментов. Каждый гражданин государства с рождения наделяется равными правами. Эти права закреплены в основном документе страны, конституции страны.

     Среди основных причин неравенства выделяют:

1. Различия  в способностях.

2. Образование  и обучение.

3. Профессиональные вкусы и .

4. Владение  собственностью.

5. Господство  на рынке.

6. Удача,  связи, несчастья и дискриминация.

  Конституция РФ гарантирует  основные права и свободы человека, позволяющие каждому гражданину государства ощущать себя равным по отношению к своим соотечественникам, в том числе это касается и экономического положения.

    Примером тому служат некоторые статьи Конституции РФ, а именно:

- ст.34 п.1 «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

    Данная статья помещает в равные условия всех граждан РФ в выборе  способов использования своих способностей (интеллектуальных, физических и т.д.), а так же предоставляет свободу выбора распоряжения своим имуществом. Таким образом,  все граждане уравнены в этих правах.

- ст.35 п.2 «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами».

     Наличие этой статьи дает право любому гражданину страны владеть частной собственностью и распоряжаться ею по своему усмотрению, в том числе и в экономических  целях, если это не противоречит законодательству.

- ст.37 п.1 «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

Данной  статьей государство гарантирует  каждому гражданину свободу при  выборе рода деятельности.

- ст.39 п.1 «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

     Указанная статья гарантирует  материальное обеспечение  гражданам государства в случаях, установленных законом, тем самым  оказывая одинаковую поддержку всем, оказался в данной ситуации.

- ст.43 п.1 «Каждый имеет право на образование».

     Этой  статьей обеспечен одинаковый доступ каждого гражданина к образованию.

     Кроме того, что государство пытается уровнять граждан по средствам статей конституции, существуют и другие нормативно-правовые акты, осуществляющие уравнивающий эффект в определенных слоях населения. Примером тому служат  некоторые Федеральные Законы:

1.N82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

     Данный  закон уравнивает всех граждан в  минимальном размере оплаты труда. Таким образом, любой гражданин, принятый на работу, независимо от его образования и опыта работы, должен будет получать зарплату не менее минимального размера оплаты труда, установленного законом.

2.N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

     Согласно  статьям данного закона, государство оказывает материальную поддержку семьям, имеющим детей, принимая меры обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования и т.д. Учитывая, что семьи имеющие детей имеют дополнительные статьи расходов, данным законопроектом государство уравнивает их с семьями, в которых детей нет.

3.N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

     Люди, достигшие пенсионного возраста, потерявшие кормильца или в других условиях, также получают материальную поддержку государства в виде пенсии. 
 

    
 
 
 
 
 

2.2.Социальная политика

   Замечено, в рамках социально-экономической школы анализа социальной политики, что чем больше в социальной структуре общества представителей наемного труда, чем выше разделение труда, тем больше доля отчислений, производимых государством на социальные нужды населения страны. В силу ограниченных возможностей производства удовлетворять потребности индивидов между производством и потреблением возникает противоречие, на основе которого разворачивается социальный конфликт. Ограниченный и конфликтный характер отношений между индивидами, как результат ограниченного производства, порождает такие группы людей, которые могут воспроизводится при условии помощи последним со стороны общества в лице государства. К этим группам людей относятся те социальные группы, которые либо по малолетству, либо по болезни, либо старости, либо в результате отсутствия работы не в состоянии самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей и потребностей своей семьи. Данные группы людей имелись во все времена, однако потребности этих групп людей не требовали всеобщей защиты со стороны государства и осуществлялись в основном на местном уровне. То есть социальная защита есть особая политическая форма включения индивидов в социальную жизнь с целью снятия экономических препятствий, не позволяющих без посторонней помощи их преодолеть. Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране. Итак, говоря о социальной политике государства, подразумевается, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны.

     Функции и методы социальной политики:

- Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

- Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.

     Основными принципами проведения социальной политики являются: 

1) защита  уровня жизни путем введения  разных форм компенсации при  повышении цен и проведение  индексации; 

2) обеспечение  помощи самым бедным семьям; 

3) выдача  помощи на случай безработицы; 

4) обеспечение  политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих; 

5) развитие  образования, охрана здоровья, окружающей  среды в основном за счет  государства; 

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

    Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

    Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является - гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса. Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.

    Данный размер МРОТ применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей (ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ).

Информация о работе Социальное неравенство: причины и пути преодоления