Социальная защита на рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:24, контрольная работа

Описание работы

Тема работы в настоящее время очень актуальна, так как необходимость специализации форм, совершенствования методов социальной защиты, возникающие вопросы финансирования социальной сферы обусловили повышенный интерес к разрешению проблем многих специалистов.
Интерес к формированию и функционированию системы социальной защиты населения на современном этапе проявляют многие исследователи современного российского общества.

Содержание

Введение 3
1. Система социальной защиты населения в современных условиях.4
2. Формы и методы социальной поддержки безработных.7
3. Профессиональное образование незанятого населения. 11
Заключение 15
Список литературы17

Работа содержит 1 файл

рынок труда контрольная.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

 К объектам социальной защиты относят следующие категории граждан: работники бюджетных отраслей, пенсионеры, семьи, имеющие детей, дети сироты, беременные, инвалиды, безработные, военные и демобилизованные, беженцы, бомжи и заключенные.    

 

 3 Профессиональное образование незанятого населения

 В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает установленное государством право на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных граждан по направлению службы занятости. Профессиональное образование незанятого населения позволяет решить следующие задачи:

 1) изменить профессионально-квалификационный состав трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики;

 2) повысить конкурентоспособность конкретных работников на рынке труда; 
3) сократить масштабы безработицы, особенно ее структурных и технологических составляющих.

 Совершенствование профессионально-квалификационных характеик рабочей силы способствует преодолению одной из главных причин безработицы – несовпадения качественных характеик вакантных рабочих мест и безработных. В настоящее время усиление роли государства в профессиональной подготовке незанятого населения вызвано состоянием экономического кризиса, в котором находится большинство предприятий и отраслей. Однако пока не приходится говорить о целостной системе подготовки кадров по ряду профессий и специальностей, и прежде всего рабочих.

 Большинство отраслей народного хозяйства страны (и, соответственно, предприятий, их составляющих) не в состоянии самостоятельно готовить кадры на перспективу, которая для большинства предприятий вообще не ясна. Поэтому деятельность государственных структур (в том числе и службы занятости) в области профессиональной подготовки и переподготовки кадров из числа незанятых граждан направляется в большей мере на снижение безработицы, чем на совершенствование профессионально-квалификационного состава трудового потенциала страны. Это связано с тем, что безработица в современной России вызвана спадом производства, а не его технологическим перевооружением, и поэтому она не носит структурного характера.

 Экономическая ситуация такова, что в ближайшие годы нельзя ожидать массового создания новых рабочих мест и масштабной модернизации уже существующих. Процесс создания рыночных структур идет медленно и не требует большого количества рабочей силы качественно нового уровня. Все это не позволяет реально прогнозировать ожидаемую величину спроса на рабочую силу, в том числе и в профессионально-квалификационном разрезе. Поэтому сегодня важнее оказать помощь конкретным людям, оказавшимся безработными, если смена профессии или повышение квалификации дают им реальный шанс трудоустройства.

 Для правильной оценки масштабов необходимой подготовки кадров из числа незанятого населения органы службы занятости на местах должны учитывать следующие факторы:

  1. динамику развития экономики региона (города), в том числе и в отраслевом разрезе;
  2. движение кадров между предприятиями и организациями, сопровождающееся сохранением профессии или переменой ее;
  3. движение кадров между отраслями и внутри них;
  4. степень насыщенности экономики региона (города) квалифицированными специалистами по наиболее востребованным на рынке труда профессиям.

 Основной целью профессионального обучения незанятых граждан и безработных является повышение конкурентоспособности на рынке труда людей, потерявших работу или ующих ее потерять, путем развития профессиональных знаний и навыков, что расширяет возможности поиска нового рабочего места. При этом должны быть решены следующие задачи:

  1. предоставление гражданам широкого спектра услуг в области профессиональной ориентации, выбора форм и программ обучения;
  2. содействие трудовой активности населения, развитие предпринимательства и различных форм самозанятости;
  3. приоритетное предоставление возможностей профессионального обучения лицам с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (длительно безработным, молодежи, женщинам с малолетними детьми, инвалидам);
  4. формирование социального заказа на профессиональное обучение с учетом состояния экономики города, конъюнктуры рынка товаров и услуг.

 Цели, принципы системы профессионального образования должны быть тесно взаимосвязаны с экономическими и социальными целями развития регионов. Целевые региональные программы профессионального образования становятся основным инструментом активной политики занятости. Управление системой профессионального обучения незанятого населения осуществляется Федеральной службой занятости России через механизм финансирования целевых программ, прежде всего за счет Государственного фонда занятости, а также средств местного бюджета, работодателей и предпринимателей. Система профессионального обучения незанятого населения должна стать одним из важных звеньев системы непрерывного образования. Она должна дополнять, а не подменять собой существующие звенья системы профессионального образования, такие как вузы, ПТУ, другие средние специальные учебные заведения, различные формы подготовки кадров на предприятиях и в организациях. Реализация концепции профессионального образования незанятого населения требует: 
1) развития сети региональных учебных центров службы занятости как многофункциональных учреждений дополнительного образования, и прежде всего в регионах, не имеющих развитой сети учреждений профессионального образования для взрослых;

 2) расширение возможностей профессионального обучения незанятого населения для работы в негосударственном секторе экономики, включая занятие предпринимательской деятельностью и самозанятость;

 3) содействие предприятиям и фирмам в организации профессионального обучения кадров, в том числе и в период вынужденной остановки в связи с реконструкцией и перепрофилированием производства; 
4) оказание образовательных услуг предприятиям и фирмам по опережающему обучению высвобождаемых работников;

 5) участие в определении объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования региона с учетом состояния локального рынка труда.

 Большой опыт в организации профессионального образования незанятого населения накоплен Комитетом труда и занятости Правительства Москвы. Эта деятельность во многом определяет эффективность политики занятости. Использование возможностей системы подготовки, переподготовки и профессиональной ориентации позволяет Правительству Москвы реально воздействовать на масштабы резервирования рабочей силы, сокращать безработицу. Спецификой Москвы является высокий образовательный уровень безработных граждан.

 Однако прослеживается четкая тенденция снижения образовательного уровня безработных в Москве, что вызвано сложностями в получении молодежью как профессионального, так и общего образования. Сокращение же доли безработных, имеющих высшее образование, может расцениваться как положительная тенденция, ведь именно данная группа людей наименее охотно идет на переподготовку, ожидая трудоустройства по имеющейся профессии. Сокращение в структуре безработных доли лиц, имеющих профессиональное образование (не только высшее, но и среднее специальное), свидетельствует о том, что структура подготовки специалистов уже лучше адаптирована к нуждам города, чем раньше. В начале 90-х годов вузы и ПТУ Москвы еще не скорректировали направления подготовки специалистов соответственно требованиям реформируемой экономики, однако в перспективе эта проблема будет преодолена. Наиболее неблагоприятным фактором формирования трудовых ресурсов Москвы является увеличение доли молодежи, не получившей общего среднего образования, – эта категория наиболее уязвима на рынке труда.

 

      Заключение. 

 Рынок несовершенен. Он не может обеспечить равные права для всех своих участников. Конкуренция между отельными объектами экономики не обещает нам ни права на труд, ни права на отдых, ни права на стабильный доход. Эти функции взяло на себя государство. Оно обязуется обеспечить защиту малоимущим слоям населения через проведение разумной экономической политики. В этом случае особое значение приобретает перераспределение доходов в пользу вышеуказанных групп населения, называемое социальной справедливостью. Однако данное поведение зачастую вступает в острое противоречие с экономической эффективностью, обеспечивающей наилучший результат от функционирования экономики. Универсальных методов его решения еще не придумано, и каждая страна вынуждена искать свои, уникальные пути.

 В России, которая совсем недавно вступила в систему капиталистических отношений, положения социальной политики реализуются своеобразно. Согласно Федеральным законам минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум являются абсолютно разными величинами. Стоимость потребительской корзины, которой и является прожиточный минимум, превышает минимальный размер оплаты труда, по крайней мере, в два – два с половиной раза. Однако в настоящее время наблюдается тенденция к сближению этих двух величин, и есть повод надеяться, что их полное совпадение случиться в ближайшем будущем.

 Таким образом, социальная защита населения выступает как одна из фундаментальных основ современного общества и государства. Для полной и адекватной оценки значения термина следует подчеркнуть двойственность данного понятия. Безусловно, для нашей страны в современных условиях предельно актуальным является непосредственная и прямая поддержка и социальная помощь тем категориям населения, которые оказались в критической жизненной ситуации, так называемый «узкий подход». Однако социальная защита населения не сводится только к этому, как динамичная устойчивая система она распространяется на все население и главной целью преследует создание максимально благоприятных условий для самоопределения и самореализации личности в обществе.

 Исходя  из данной двойственной трактовки термина, можно определить сущность социальной защиты населения как совокупность теоретико-методологических основ, конкретных механизмов реализации, в том числе и непосредственной деятельности государственных органов и учреждений, обеспечивающих удовлетворение базовых потребностей всех категорий населения, в том числе и тех, чьи возможности самореализации в какой-либо сфере ограничены.

 

 Список  литературы 

     
  1. Менеджмент  социальной работы: Учебное пособие / Комаров Е.И., Войтенко А.И., Ран Н.Г. и др. Под ред. Комарова Е.И., Войтенко А.И. -М.: «Владос», 2001.
  2. Основы социальной работы: Учебник /Отв. Ред. П.Д. Павленок - М.: ИНФРА-М., 2003.
  3. Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник - М: ИНФРА-М, 2003.
  4. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Ярской - Смирновой Е., Романова П. - М; ИНИОН-РАН, 2002.
  5. Социальная защита населения: опыт организационно - административной работы/ Под ред. В.В.Кукушина. – Изд. 4 – е, перераб. и доп. – Москва: ИКЦ «Март», Ростов – на – дону: Издательский центр «Март», 2004 – 400 с.
  6. Холостова Е.И. Социальная работа: Учеб. пособие. – 2 – е изд. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 668 с.
  7. Просветительский журнал по социальным вопросам № 1, 3, 5, 8, 10, 12, 2004 года. 

Информация о работе Социальная защита на рынке труда