Социальная защищенность населения и социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:47, контрольная работа

Описание работы

Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров . Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИ22.docx

— 38.67 Кб (Скачать)

     Государственная система социальной помощи реализуется  через механизм государственных  программ социального обеспечения, государственные программы помощи и систему социальных услуг.

     Важнейшей частью государственной программы  социального обеспечения и основным механизмом социальной защиты работников в условиях рыночной экономики является социальное страхование. Оно распространяется на лиц, имевших в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших ее в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом.

     Выделяются  следующие обязательные формы страхования: общее социальное страхование, профессиональное социальное страхование, территориальное социальное страхование, а также обязательные виды социального страхования: страхование пенсий, от несчастных случаев на производстве, на случай безработицы, страхование по болезни, медицинское страхование.

     Программы государственной помощи, или общественного вспомоществования, - это программы выплат пособий лицам, неспособным зарабатывать себе на жизнь и не имеющим возможности вносить страховые взносы (инвалиды и дети на иждивении родителей); возможность (отчасти) получения образования и медицинской помощи. Финансируются из налоговых поступлений в государственный бюджет, а пособия рассматриваются как государственная благотворительность.

     Степень удовлетворения этих потребностей определяется сложившимся в данных условиях уровнем  экономического развития и ценностными  установками в обществе. Эти выплаты  призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в  труде, а причинами, стоящими вне  процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, доступного здравоохранения, пенсионного  обеспечения. Эта форма распределения  затрагивает интересы общества в  целом и каждого его члена в отдельности, поэтому государственная политика в этой области должна быть особенно активной.

     Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям: 1) поступления зависят от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей; 2) выплаты зависят от размера  потребностей (пособия на детей многодетным  работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации на содержание детей  в детских учреждениях зависят  от количества детей и уровня доходов  родителей): 3) часть льгот и услуг  поступает населению непосредственно  в натуральной форме через  учреждения непроизводственной сферы  без учета меры индивидуального  труда и целиком определяется возможностями общества (бесплатные обеды, продовольственные талоны, продажа  товаров по сниженным ценам); потребителями  их выступают не все трудящиеся, а те, которые имеют в этом нужду  и только в меру этой потребности (услуги школ - для семей с детьми школьного возраста, бесплатная медицина - для тех, кто часто болеет).

     Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профподготовка, служба занятости) опирается  на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в  каждой из них есть и частные предприятия. Государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность  населению. 
 
 

     4 Социальная защищенность различных категорий населения в России

     Как уже было сказано выше, в связи  с социальными и экономическими потрясениями в России численность  и спектр социально незащищенных групп людей значительно расширились, в этой главе будут рассмотрены  проблемы социальной защиты и обеспечения  детей, пожилых, работающих, женщин и  инвалидов.

     4.1. Социальная защищенность работающего населения.

На фоне усиливающейся  социально-имущественной дифференциации населения, проблемы социальной защиты трудящихся приобретают весьма актуальное звучание. Остро стоит вопрос о  социальной справедливости в сфере  труда, так в ней решаются не только экономические, но и социальные проблемы общества, сами они достаточно тесно  переплетены между собой, так  что без решения социальных, не решить и производственных. В этих условиях одним из насущных требований трудящихся становится требование о  социальной защищенности человека. Причем, «социальная защита включет в себя не столько выплату денежных сумм и компенсаций. Сколько создание правовых и экономических условий, которые стимулировали бы само стремление трудиться эффективно, обеспечивая тем самым и свое благосостояние, и благосостояние всего общества, обеспечение защиты трудовых прав граждан, основных социальных гарантий в области доходов населения, а также недопущения массовой безработицы. Согласно Декларации прав и свобод человека, принятой нашим государством, а значит и обязательным для претворения в жизнь, каждый человек имеет право на труд и его результаты, на благоприятные условия труда и защиту от безработицы (Ст. 23), на достаточный и достойный уровень жизни, улучшение условий жизни и социальную защищенность, на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и утраты кормильца, а также при рождении ребенка (Ст. 25), на охрану здоровья, включая бесплатное пользование широкой сетью здравоохранения (Ст. 26)»4
В связи с этим предполагается принятие ряда законодательных актов, направленных на защиту трудовых прав и гарантий работников наемного труда. 
Среди них могут быть названы: законы о разрешении трудовых споров и конфликтов, о регулировании оплаты труда, о государственном социальном страховании и др.

     4.2. Социальная защищенность женщин.

     На  территории России проживает 78,7 млн. женщин, что составляет 53% населения, из них 34 млн. занято в народном хозяйстве. В России правовые нормы, связанные  с регулированием положения женщин, совмещающих профессиональные и  семейные обязанности, содержатся в  кодексе законов о труде Российской Федерации и касаются как охраны здоровья женщин – матерей, так и  предоставления им определенных преимуществ, связанных с воспитанием детей. К нормам, обеспечивающим соответствие сферы применения труда женщин физическим и физиологическим особенностям их организма, охраняющим здоровье как  будущих, так и настоящих матерей  относятся: запрещение труда женщин на тяжелых работах и на работах  с вредными условиями труда, на подземных  работах; установление предельных норм переноски и передвижения тяжестей; установление облегченных условий  труда беременным женщинам (запрещение ночных, сверхурочных работ, направление в командировки и т.д.).

     В соответствии с указом осуществление  государственной политики по улучшению  положения женщин признано одним  из приоритетных направлений социально-экономической  политики государства.

     В целях осуществления общегосударственной  политики в отношении женщин, укрепления семьи, обеспечения выживания, защиты и развития детей образована общественная Комиссия по вопросам женщин, семьи  и детей при 
Президенте Российской Федерации.

     Но  при всем этом, в России широко распространены случаи насилия по отношению к  женщине. Но насилие в семье это  не только избиения в состоянии алкогольного опьянения, но и оскорбления, психологическое  подавление, унижение, изоляция, экономическая  зависимость.

     Все эти случаи насилия еще раз  подтверждают, что женщина все  же занимает подчиненное место и  чаще всего является жертвой в  обществе, что естественно сказывается  на ее физическом и психическом состоянии. Сложно говорить о каких-либо кардинальных мерах, способных оградить женщину  от насилия, сделать ее социально  более защищенной. Для этого должны измениться к лучшему социально-экономическая  ситуация в стране, стать более  эффективной законодательная защита, а также должен быть усилен контроль за соблюдением законов. 
 
 

     4.3. Социальная защищенность детей.

     Правовая  база системы защиты детства включает в себя международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики. Международное законодательство по защите детства представлено Хартией  детства и Декларацией прав ребенка.

     «Ведущим  аспектом социальной защиты детства  является всесторонний учет интересов  детей в условиях социально-экономических  трудностей, существующих в России уже десять лет. Особое значение приобретает  помощь социально незащищенным детям  и детям группы риска.

     Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. 
Правовое обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разработанных. На социальную защиту младенцев и детей дошкольного возраста мобилизованы учреждения здравоохранения, образования и социального обеспечения. Вместе с тем учреждения защиты семьи, матери и ребенка финансируются недостаточно, что заставляет искать средства для проведения социальной защиты детей.

     Современная материально-экономическая база социальной защиты детства значительно ослаблена. Прежде всего, надо отметить, что благополучие многих семей пошатнулось. Затраты  на воспитание детей в общем семейном бюджете возросли, но идут они в  основном на питание, одежду. Обувь, а  на книги, театр, экскурсии и другие воспитательные мероприятия средств  не остается»5.

     Уменьшилось число детских учреждений, уменьшается  с каждым годом число вводимых школ, детских садов, яслей, больниц. Год от года все меньше выпускается  детских и юношеских художественных фильмов, сокращаются тиражи детских изданий и учебников. Все это отнюдь не способствует укреплению социальной защищенности детей.

     4.4. Социальная защищенность пожилых людей, инвалидов.

     Социальная  защита пожилых людей включает в  себя выплату пенсий и различных  пособий; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в  специальных учреждениях органов  социального обслуживания населения; протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.

     Социальное  обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов трудящихся.

     Совершенствование пенсионного обеспечения является одним из важнейших направлений  социального обеспечения в современных  государствах. Но назвать пожилых  людей в России социально защищенной группой никак нельзя. В 90-е годы двадцатого века пенсионное обеспечение  в России является крайне недостаточным. Размер пенсии намного меньше прожиточного минимума, к тому же она выплачивается  не вовремя. Службы социальной помощи престарелым людям финансируются  в очень маленьком объеме.

       «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты»6.

     В зависимости от принадлежности к  той или иной группе инвалидности решаются вопросы трудоустройства  и организации быта инвалидов. Общие  права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов». По нему инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства, инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица, инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность и т. д. Но даже этот пункт не выполняется: городской транспорт не рассчитан на людей в инвалидных колясках, инвалидных колясок не хватает для всех, пенсии по инвалидности ниже прожиточного минимума, работа для людей с ограниченными возможностями предоставляется только учреждениями, где имеются специальные квотируемые государством вакантные места.

     Таким образом, мы можем говорить о том, что инвалиды в современных условиях Российской Федерации являются социально  незащищенной группой населения, существуют минимальные условия для их самостоятельной  жизни и самореализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В 90-е годы двадцатого века Россия находилась в полосе социальных и экономических  потрясений, что привело к появлению  большого количества различных групп  и слоев населения, которые можно  назвать социально незащищенными, то есть наиболее уязвимыми и нуждающимися в определенной материальной, правовой, психологической и социальной помощи категории людей. Это - малоимущие и  безработные, учащаяся молодежь, неполные и многодетные семьи, семьи с  хроническими больными и инвалидами, мигранты и беженцы и др.

     Помощь  этим людям может оказываться  со стороны государства в виде денежных выплат, предоставлении рабочих  мест, предоставлении различных социальных услуг и обеспечением доступа  к социальным службам. Но в связи  с тем, что государство не может  в полном объеме выполнить свои обязательства  по социальной защите своих граждан, то мы не можем говорить о реальной социальной защищенности всех слоев  населения Российской Федерации, хотя российское законодательство вполне соответствует  высоким требованиям международных  документов, касающихся прав человека.Кроме  того, при существующей системе государственной  помощи нуждающимся, есть тенденция  к появлению иждивенческих настроений, люди перестают сами решать свои проблемы и ждут помощи от государства и  общества. Система социальной защиты должна строиться таким образом, чтобы  стимулировать, а не расслаблять нуждающегося, способного к активной работе, чтобы внешняя помощь не заменяла необходимости рассчитывать на свои силы — за исключением случаев, когда необходимо обеспечить удовлетворение элементарных потребностей людей. Поэтому система социальной защиты в России должна быть изменена коренным образом.

Информация о работе Социальная защищенность населения и социальная политика государства