Социальная защищенность населения и социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:47, контрольная работа

Описание работы

Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров . Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИ22.docx

— 38.67 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

     Социально ориентированная рыночная экономика  предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров . Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики.

     В современном российском обществе социальная защита населения является одной из самых актуальных проблем. Происшедшие в России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации привели к увеличению численности и расширению спектра социально незащищенных и уязвимых контингентов (малоимущие и безработные, учащаяся молодежь, неполные и многодетные семьи, семьи с хроническими больными и инвалидами, мигранты и беженцы и др.). Происходящие в обществе изменения затронули экономическую, политическую и социальную сферы, повлияли на деятельность многих производственных и общественных организаций и общественного сознания. Демократические преобразования и введение рыночных отношений в комплексе оказали огромное влияние на социум - причем как в позитивном, так и негативном плане. С одной стороны, произошло резкое сокращение социальной защищенности довольно большой части населения, и в первую очередь трудящихся, что может весьма негативно сказаться на дальнейшем развитии общества. А с другой стороны - произошло существенное изменение общественно- политического сознания, позволяющее не только сделать происходящие позитивные изменения необратимыми, но и скорректировать возможные негативные отклонения.

1 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.

     КАЧЕСТВО  ЖИЗНИ

     Социальная  политика государства1 - политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. С точки зрения функционирования экономической системы она играет двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Но она же является и фактором экономического роста: если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию, что требует дальнейшего развития социальной сферы.

     В социальной сфере господствующее положение  занимает государственный сектор, масштабы которого определяют и масштабы социальной политики. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной  деятельности государства. Ограничительная  социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.

     Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни  населения. Жизненный уровень населения - совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения, например потребление продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на одну семью или на 100 семей, структура потребления.

     Точкой  отсчета при определении жизненного уровня является "потребительская  корзина" - набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень  потребления. Изменения в стоимости "потребительской корзины" служат основанием для проведения политики формирования доходов населения. В  этой связи выделяют минимальный  и рациональный уровень потребления. Минимальный уровень потребления - такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань  обеспечения нормальных условий  его существования. Рациональный уровень  потребления * количество и структура  потребления, наиболее благоприятная  для индивида. Минимальный уровень  потребления определяет так называемую "черту бедности". Доля населения, живущего за "чертой бедности", является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни  в данной стране. Снижение этого  показателя, борьба с бедностью - одна из главных задач социальной политики.

     Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения. Это - совокупность преимущественно качественных характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное

     благополучие  населения. Он подразумевает условия  и безопасность труда, состояние  среды обитания, наличие и возможности  использования свободного времени,, культурный уровень, физическое развитие, физическую и имущественную безопасность граждан и т.п. Причем по мере развития общества эти характеристики изменяются.

     Суть  социальной политики заключается в  поддержании отношений как между  социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении  условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в  создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия  в общественном производстве.

     Важной  задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для  конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства  слабо защищенных слоев населения. Эта задача предполагает поддержание  оптимальных соотношений между  доходами активной (занятой) части населения  и нетрудоспособных граждан через  механизм налогов и социальных трансфертов.

     Возможности решения тех или иных задач  социальной политики определяются ресурсами, которые государство может направить  на их реализацию. В свою очередь  ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Конкретные цели социальной политики тесно связаны и с экономическим  развитием страны. В самом общем  плане основные направления социальной политики - регулирование доходов, занятости, социальная защита граждан, жилищная политика. Государство повышает доходы малоимущим слоям населения, выплачивает пенсии, выдает бедняком продовольственные талоны, выплачивает пособия безработным и многодетным семьям; создает систему обучения и переквалификации безработных; регулирует оплату труда; предоставляет бесплатные услуги образования и здравоохранения, более-менее сносное жилье, регулирует вопросы миграции рабочей силы, занимается решением молодежных проблем и развитием культуры. В результате ослабляется социальная напряженность и экономическое неравенство.

     Существует  несколько положений, определяющих возможности государства в социальной сфере:

     1 ) размеры социальных выплат должны  быть согласованы с финансовыми  возможностями государства, его  бюджетом:

     2) размеры налогов не должны  подрывать экономические стимулы  производства;

     3) при определении объемов и  сроков социальных пособий необходимо  учитывать негативные эффекты,  которые могут деформировать  рынок рабочей силы и рыночный  механизм в целом (например, пенсионная  система, пособия по безработице,  когда и сколько платить). 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ

     Другим  важнейшим направлением социальной политики является политика занятости, так как высокий уровень занятости  обеспечивает и соответствующие  доходы основной части населения. Под уровнем занятости понимается процент численности рабочей силы, имеющей работу на данный момент.

     Государство в своей политике стремится к  достижению полной занятости. Причем в данном контексте под этим понятием подразумевается не использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг, а такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная безработица, но отсутствует циклическая (и когда реальный ЧНП равен потенциальному ЧНП). Фрикционная безработица2 - безработица, связанная с добровольной сменой рабочими места работы и периодами временного увольнения; временная незанятость в периоды перехода рабочих с одной работы на другую. Структурная безработица - безработица, возникающая в результате несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. Структурная и фрикционная безработица образуют естественную норму безработицы. Циклическая безработица -безработица, порождаемая недостаточным объемом совокупных расходов, спадом экономического производства. Кроме того, выделяют также застойную, скрытую, технологическую безработицу. Безработица - одна из основных проблем рыночной экономики, решать которую должно государство.

     В странах Запада за последние 30 с  лишним лет сложилась система  социальных амортизаторов, которые  государство применяет для обеспечения  экономической безопасности трудящихся. Сюда входят специальные меры по защите наемных работников от безработицы  и обеспечению их права на труд. В целях регулирования занятости  государство предпринимает следующие  действия: сокращает продолжительность  рабочей недели в периоды массовой безработицы; рекомендует проводить  на предприятиях "разделение рабочих  мест" между сотрудниками (для  увеличения занятости); досрочно увольняет  на пенсию госслужащих, предпенсионного возраста; создает новые рабочие места и организует общественные работы в области инфраструктуры, особенно для хронически безработных и молодежи; ограничивает иммиграцию, стимулирует репатриацию иностранных рабочих для снижения предложения рабочей силы на рынке труда.

     Все более важное значение приобретает  государственное содействие найму: создаются биржи труда, занимающиеся изучением рынка труда, учетом и  трудоустройством безработных, содействием  желающим поменять работу, тестированием  желающих получить работу, профессиональной ориентацией молодежи. Кроме того, государство реализует программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы. Для лиц, направленных государственными службами занятости, это является бесплатным.

     Следующим элементом системы экономической  безопасности являются фонды страхования  по безработице. Они образуются за счет вычетов из заработной платы самих  работающих, а также отчислений предпринимателей с фонда заработной платы. При  законодательном определении размеров пособий по безработице возникают  серьезные проблемы: на каком уровне установить пособие, чтобы не устранить  стимула к поиску нового места  работы и избавить людей от жестокой экономической нужды: на какой срок устанавливать выплату пособий по безработице, чтобы человек успел найти новую работу или сменить профессию. Очевидно, что государство должно больше заботиться о тех, кто лишился рабочих мест не по своей воле.

     Наряду  с прямыми существует комплекс мер  косвенного регулирования рынка  рабочей силы: налоговая, кредитно-денежная и амортизационная политика правительства, законодательство в области социального  обеспечения, трудовых отношений, гражданских  прав и т.п. Одновременно эти меры являются мерами общеэкономического воздействия  на динамику занятости и безработицы  через конъюнктуру в стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ. ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ

     Социальная  защита 3 поддержка малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работников. Эта сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем общественного самосознания. Система социальной защиты включает обязательные виды социального страхования, его добровольные виды; государственную систему социальной помощи и программы социальной помощи предприятий.

     Принципы  социальной защиты - социальная ответственность  общества и государства; социальная справедливость в области трудовых отношений; всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков; минимизация  этих рисков; государственные гарантии социальной защиты; экономическая и  социальная свобода работников в  области труда и их личная ответственность: заинтересованность и солидарность субъектов защиты в формировании и совершенствовании систем защиты, многоуровневость и разноадресность  способов социальной защиты; разнонаправленность  мер социальной защиты.

Информация о работе Социальная защищенность населения и социальная политика государства