Социальная теория распределения Туган-Барановского

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:59, реферат

Описание работы

Материальное развитие и состояние общества, умонастроение и социальное «самочувствие» населения во всех странах в большой мере определяют ученые-экономисты, их система взглядов и, главное, влияние на реальную экономику. Именно культура, новаторство и профессионализм экономистов говорят нам о стране, в конечном счете, больше, чем текущие цифры. Ведь экономические показатели и статистические данные могут измениться (и меняются) в короткое время — вследствие рационального применения новаторской экономической теории.

Содержание

Введение 3
Туган-Барановский. Краткая биография. 5
Туган-Барановский о социализме. 7
Социальная теория заработной платы 11
Теория распределения 16
Заключение 17
Список используемой литературы 19

Работа содержит 1 файл

2)туган-баран.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

      Государственным социализмом, по мнению М.И.Туган-Барановского, может быть назван такой строй социализма, при котором хозяйственной единицей являлось бы все государство.

      Под синдикальным социализмом М.И.Туган-Барановский  понимает такую форму социалистического  строя, при которой средства производства принадлежат не всему государству, как целому, но отдельным группам рабочих, работающих при помощи этих средств производства. При этом каждая из этих групп рабочих является автономной и самоуправляющейся производственной единицей. Однако при этом типе социализма роль государства остается очень значительной, так как только государство может согласовывать, действия различных рабочих ассоциаций.

      При коммунальном же социализме государство  совершенно исчезает или его роль сводится к очень незначительным функциям. Самым замечательным представителем коммунального социализма М.И.Туган-Барановский считал Ш.Фурье.

      В работе «Социализм как положительное  учение» М.И.Туган-Барановский подчеркнул, что для построения хозяйственного плана социалистическое общество будет  вычерчивать кривые полезности по каждому продукту и кривые их трудовой стоимости, и в точке их пересечения будет отыскиваться оптимальная цена на все виды продуктов.

      Рассматривая  государственный социализм М.И.Туган-Барановский  отмечает, что хотя последний и  обеспечивает планомерность, пропорциональность развития и приоритет общественных потребностей, но он сохраняет элементы принуждения и противоречит идее полного и свободного развития человеческой личности. И потому, согласно убеждению М.И.Туган-Барановского, хотя создание общественного богатства и обладает «значительной положительной ценностью», но оно не может идти за счет принижения человеческой личности. Не может считаться общественным благом низведение трудящегося человека до простого винтика огромного государственного механизма, до «простого подчиненного орудия общественного целого». Поэтому М.И.Туган-Барановский предлагает дополнить систему государственного социализма элементами коммунального и синдикального социализма. Он считает, что в наибольшей степени соответствует Идеалу свободного развития человека такая форма организации труда как кооперация, поскольку она строится на взаимном согласии членов при свободе вступления и выхода из кооперативной организации. В тенденции, по мнению М.И.Туган-Барановского, общество должно до конца превратиться в добровольный союз свободных ладей - стать насквозь свободным кооперативом. Следует обратить внимание, что социальным идеалом М.И.Туган-Барановского является не социальное равенство, а социальная свобода. Общество совершенно свободных людей - вот, по его мнению, конечная цель общественного прогресса. В приближении к социалистическому идеалу и заключается весь исторический прогресс человечества. Это положение явно имеет много общего с идеей Маркса, рассматривающего будущее общество как союз свободных людей, работающих общими средствами производства и планомерно расходующих свои индивидуальные рабочие силы как одну общую силу.

      Социальная  теория заработной платы

      Туган-Барановский  в фундаментальном труде «Основы  политической экономии» собрал и  обобщил оригинальные экономические  теории. Книга вышла в свет в 1909 г., после чего неоднократно переиздавалась. В этом труде получили развитие и оригинальное осмысление теория ценности и теория трудовой стоимости. Концепция Туган-Барановского основывается на их синтезе.

      Обоснование своих идеи в области истории  политической экономии Туган-Барановский  сначала опубликовал в виде отдельных очерков. В 1901 — 1902 гг. им было напечатано 14 статей, позже объединенных в отдельную, очень солидную по объему книгу «Очерки из новейшей истории политической экономии». Во втором издании (1905) книга была существенно сокращена и в таком объеме выдержала еще пять публикаций (1906, 1907, 1916 и дваиздания 1919 г. в Москве и Харькове). Туган-Барановский считал, что эта книга не может быть учебником, ибо в ней нет систематической истории экономических и социалистических учений: «Я начинаю свои „Очерки" с А. Смита и останавливаюсь в них лишь на том, что мне казалось более важным и существенным. Но она может, как я надеюсь, оказаться небесполезной в качестве книги для чтения и руководства для самообразования».

      Учение  о распределении дохода Туган-Барановский назвал «социальным». По его мнению, оно призвано сменить используемую в интересах капитала и, в общем, ушедшую в прошлое теорию фонда заработной платы.

      Основной  чертой учения о распределении доходов  Туган-Барановский считал социальные факторы хозяйства. Он признавал роль классовой борьбы, но вместе с тем отмечал известную общность интересов классов — заинтересованность всех членов общества в росте производительности труда. Туган-Барановский вместе со своим в ту пору единомышленником и другом Струве был на стороне марксистов.  

      Туган-  Барановский произносил яростные монологи в защиту марксистском теории.

      В советской литературе была распространена точка зрения, что П.Б. Струве и  М.И. Туган-Барановский изначально не были марксистами. Думается, что истина где-то посередине. Струве и Туган-Барановский были искренне увлечены марксистской теорией, но не все в ней разделяли, причем в своих оценках марксизма даже расходились друг с другом. Туган-Барановский не прекращал поиски наиболее совершенной модели социалистической организации общества.

      К концу 90-х годов увереннее и  осознаннее Туган-Барановский отходил  от марксизма, хотя поиски своего пути в науке определились у него буквально  с первых работ. Уже его первая большая статья «Учение о предельной полезности...» не была ортодоксально марксистской.

      В ней он признавал достижения теории ценности австрийской школы. В дальнейшем, выступая против народников в защиту исторического материализма и по вопросу о роли личности  в истории, Туган-Барановский отказывается от использования марксистских терминов и употребляет свои. Он называл «производительные силы» «материальными условиями», «производственные отношения» заменил «хозяйственными», «надстройку» трактовал как «социальную среду». Позже в работе «Очерки из новейшей истории политической экономии и социализма» (1903) Туган-Барановский обосновывал преимущество своих терминов над терминами К. Маркса.

      Он  обвинил марксизм в абсолютизации  роли производительных сил в историческом процессе. По мнению Тутан-Барановского, сами производительные силы оказываются зависимыми от социальной среды. 
В 1903 г. отдельной книгой вышли его «Очерки из новейшей истории политической экономии и социализма», в которой он провозглашал свой разрыв с ортодоксальным марксизмом. «Я избегал называть себя марксистом, но общественное мнение признало меня таковым — и я не протестовал против этого», — писал он. Он создал свою, новую социальную систему, использующую все научное и ценное в материалистическом понимании истории, но по сути своей идеалистическую.

      В 1907 г. появился сокращенный курс лекций М.И. Туган-Барановского, а в 1909 г. полный курс «Основы политической экономии», представлявший собой самостоятельное  исследование; в то же время это  был учебник, которым пользовались студенты даже после Октября 1917 г. и в 20-е годы. Все крупные работы почти сразу же были переведены на иностранные языки и изданы сначала в Германии, а потом и в других странах. Тем не менее это не помешало Туган-Барановскому до конца своих дней оставаться социалистом. Уже с начала XX в. он, пытаясь отыскать совершенную модель общественного устройства, основательно изучал различные социальные теории, в том числе и социалистические.

      В начале XX в. русским буржуазным экономистом  М. И. Туган-Барановским была выдвинута  так называемая «социальная» теория заработной платы, направленная против марксистской теории заработной платы. Туган-Барановский отрицал, что в основе заработной платы лежит стоимость рабочей силы.

      «Будучи формально ценой,— писал он,—  рабочая плата оказывается несводимой к законам цены»

      Уровень заработной платы согласно теории Туган-Барановского зависит от распределения общественного  продукта между различными классами. Таким образом, категория заработной платы в его трактовке является категорией не производственной, а распределительной. Распределению подлежит «чистый общественный продукт», т. е. часть общественного продукта, остающаяся за вычетом израсходованных в процессе производства средств производства.

      С точки зрения социальной теории распределения  уровень заработной платы в данном обществе определяется двумя факторами: «производительностью общественного труда, определяющей, как велик общественный продукт, подлежащий разделу между общественными классами, и социальной силой рабочего класса, от которой зависит доля общественного продукта, поступающая в распоряжение рабочего». Таким образом, признавая зависимость величины заработной платы от роста производительности труда, что сближает его теорию с «теорией производительности», Туган-Барановский подчеркивал в то же время влияние на высоту заработной платы «социального фактора», а именно, экономической борьбы рабочих.

      Социальная  теория Туган-Барановского является антинаучной  теорией, в которой буржуазная апологетика  более искусно замаскирована, чем  в рассмотренных ранее теориях. Не несостоятельность в научном отношении заключается в том, что, во-первых, она игнорирует объективную основу заработной платы — стоимость рабочей силы — и вследствие этого не дает возможности раскрыть подлинную сущность заработной платы; во-вторых, она отрывает распределение от производства, рассматривая заработную плату как категорию распределения, независимую от способа производства.

      Апологетическая сущность этой теории состоит прежде всего в том, что она признает сотрудничество капиталистов и рабочих, известную общность их интересов, так как и те и другие согласно этой теории заинтересованы в повышении производительности труда. Далее, эта теория направлена к тому, чтобы создать иллюзию у рабочего класса о возможности кардинального улучшения своего положения в условиях капитализма путем экономической борьбы и тем самым отвлечь его от революционной борьбы за свержение капитализма и уничтожение эксплуатации. Этим характером «социальной теории распределения» объясняется то, что она была принята на вооружение реформистами и ревизионистами и в несколько измененных вариантах имеет хождение и в настоящее время.

      Основным  нравственным критерием для общества М.И. Туган-Барановский считал принцип верховной ценности человеческой личности. Признание этого принципа всеми людьми позволит устранить классовые противоречия и сформировать объективную экономическую теорию. Трудовую теорию стоимости ученый объединил с теорией предельной полезности, считая, что обе теории «...находятся между собой в согласии, которое тем больше, чем в большей мере распределение народного труда подчинено хозяйственному принципу». Теория предельной полезности объясняет субъективные причины ценности, а теория стоимости – объективные причины. Основой стоимости являются затраты труда. Субъективная ценность блага – от имеющегося количества этого блага, а его количество – от объема затраченного труда. В статье «Учение о предельной полезности хозяйственных благ как причина их ценности», опубликованной в 1890 г., М.И. Туган-Барановский сформулировал следующий вывод: «Если производство руководствуется основным хозяйственным принципом – стремлением к достижению с наименьшей затратой наибольшей пользы, то отношения предельных полезностей свободно производимых продуктов и их трудовых стоимостей равны».

      В оценке перспектив развития общества М.И. Туган-Барановский не соглашался с выводом К. Маркса о неизбежности отмирания капиталистических отношений. Рассматривая экономические циклы  и кризисы, он сделал следующие выводы. Кризисные явления могут успешно преодолеваться капиталистической экономикой. С течением времени они повторяются, но нет предрасположенности к их углублению. Тенденция снижения нормы прибыли, выявленная К. Марксом, также не подтверждается. Напротив, развитие производительных сил вызывает повышение процента прибыли. Капитализм является вполне жизнеспособной системой, хотя и имеет недостатки в социально-нравственном плане. Капитализм превращает человека в раба вещей.

      Для умножения общественного богатства М.И. Туган-Барановский предлагал использовать централизованное планирование. Объемы производства товаров должны рассчитываться государством исходя из условия пропорциональности предельных полезностей товаров их трудовым затратам. Цены следует устанавливать государству. Это обеспечит эффективное распределение ресурсов между отраслями экономики. Социализм, построенный с учетом этих правил, тоже не лишен недостатков в сфере нравственности.

      Теория  распределения М. И. Тугана-Барановского

      Туган-Барановский  создает новую социальную теорию распределения. Выработанный общественным трудом общественный продукт только в некоторой части достается рабочему, а остальную часть захватывают нетрудовые классы (буржуазия и аристократия), которые опираются на свою экономическую мощь. Обладая средствами производства и средствами существования рабочего, эти классы управляют общественным процессом производства и являются хозяевами общего положения.[4] Борьба между этими классами происходит за общественный продукт - каждый из них пытается захватить себе наибольшую часть общественного продукта. Наемный работник - не рабочая скотина капиталиста. За пределами рынка он свободен и живет не для того, чтобы создавать рабочую силу для капиталиста, а живет для себя, для удовлетворения своих потребностей. Не личность, а класс выступает субъектом распределения общественного продукта. Именно класс наемных рабочих (пролетариат) должен освободить социализм от класса капиталистов и аристократов (земельных собственников, получающих нетрудовой доход). Это - социальная эксплуатация, это - социальная теория распределения, которой гордится ее автор. Относительно кардинального вопросы экономической теории - теории стоимости - он занимает тоже отличное от Маркса позицию. Для Маркса теория трудовой стоимости - основа главный закон капитализма - закон прибавочной стоимости, определяющей исторические судьбы капитализма. Цель капиталистического хозяйства - добавленная стоимость, по Марксу.

Информация о работе Социальная теория распределения Туган-Барановского