Социальная теория распределения Туган-Барановского

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:59, реферат

Описание работы

Материальное развитие и состояние общества, умонастроение и социальное «самочувствие» населения во всех странах в большой мере определяют ученые-экономисты, их система взглядов и, главное, влияние на реальную экономику. Именно культура, новаторство и профессионализм экономистов говорят нам о стране, в конечном счете, больше, чем текущие цифры. Ведь экономические показатели и статистические данные могут измениться (и меняются) в короткое время — вследствие рационального применения новаторской экономической теории.

Содержание

Введение 3
Туган-Барановский. Краткая биография. 5
Туган-Барановский о социализме. 7
Социальная теория заработной платы 11
Теория распределения 16
Заключение 17
Список используемой литературы 19

Работа содержит 1 файл

2)туган-баран.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

БАШКИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

Экономический факультет

Кафедра "Социологии труда и 

экономики предпринимательства" 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине: «Теория  распределения»

на  тему: «Социальная теория распределения Туган-Барановского» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка гр.5.3.ЭТр

Закирова  Т.И.

Проверила: Галимова А.Ш. 
 

      Уфа-2011

 

       Содержание

Введение

3

Туган-Барановский. Краткая биография.

5

    Туган-Барановский  о социализме.

7

Социальная  теория заработной платы

11

    Теория  распределения 

16

    Заключение

17

Список  используемой литературы

19

 

       Введение

      Материальное  развитие и состояние общества, умонастроение  и социальное «самочувствие» населения  во всех странах в большой мере определяют ученые-экономисты, их система взглядов и, главное, влияние на реальную экономику. Именно культура, новаторство и профессионализм экономистов говорят нам о стране, в конечном счете, больше, чем текущие цифры. Ведь экономические показатели и статистические данные могут измениться (и меняются) в короткое время — вследствие рационального применения новаторской экономической теории.

      Кроме того, экономический успех любой  страны зависит от отсутствия противоречий между национальными традициями страны и ее социальной и хозяйственной практикой, поскольку национальные традиции могут либо способствовать экономическому успеху нации, либо — если они не учитываются — вести к ее застою.

      Русская экономическая мысль — органическая составляющая часть всей истории  экономической науки, включающая рассмотрение как общей логики и методологии подхода к истории становления и развития отечественной экономической мысли, так и анализ конкретных исторических этапов в ее развитии, и трудов наиболее крупных отечественных ученых.

      Ведущим направлением конца девятнадцатого века были представители марксистского направления, получившего название "легального марксизма" (П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев). Своими работами они способствовали развитию марксизма, начиная от теории ценности и кончая теорией экономических конъюнктур. А Н.А.Бердяев (1874-1948) и С.Н.Булгаков (1871-1944) положили начало современным концепциям этического социализма, акцентируя внимание на проблеме духовных ценностей: человеческую личность они рассматривали как абсолютную ценность бытия.

      Что касается допустимости частной собственности, то большинство русских социалистов  стояли за установление общественной собственности как необходимого конституирующего принципа социализма. И в этом коренное отличие русского социализма от западноевропейского, который не выдвигал программы коренного изменения отношений собственности.

      Известный русский экономист Михаил Иванович Туган-Барановский (1865- 1919) также большое внимание уделяет проблемам экономического и социально-политического развития России.

      Политическая  экономия долгое время была по преимуществу английской наукой - не вследствие какой-либо прирожденной склонности британцев  к изучению хозяйственных явлений, а благодаря особенностям социального  строя Англии. Англия была и остается авангардом человечества в области социального прогресса. Политическая экономия - специфический продукт капиталистического строя.[7,с.25]

 

М.И.Туган-Барановский. Краткая биография.

      М.И.Туган-Барановский (1865-1919), русский экономист. Уроженец Харьковской области. В 23 года закончил курс Харьковского университета сразу по двум факультетам: естественному и юридическому.

      Однако  сферой своей деятельности М.И.Туган-Барановский  избрал политическую экономию. В 1894, опубликовав  работу «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь», он стал первым русским ученым с мировым именем (книга в 1901 году переведена на немецкий язык, а затем и на французский). За эту работу М.И.Туган-Барановский в 1894 году был удостоен степени магистра Московского университета. В 1895 году он становится приват-доцентом С-Петербургского университета и в том же году его принимают в члены Императорского Вольного Экономического Общества.

      Являсь  представителем «легального марксизма». М.И.Туган-Барановский участвует в редактировании журналов марксистского направления, таких как «Новое слово», «Начало», «Мир божий». В 1898 году М.И.Туган-Барановский издает книгу «Русская фабрика», где развивает идеи о развитии капитализма в России и защищает ее в том же году в качестве докторской диссертации.

      Новый, двадцатый век М.И.Туган-Барановский  встречает опальным ученым, высланным  из столицы за участие в студенческих волнениях. В Петербург, с разрешения властей, он вернулся в 1905 г. В последующие  годы М.И.Туган-Барановского интересуют проблемы развития кооперативного движения. С 1908 года он член руководства «Комитета сельских, ссудосберегательных и промышленных товариществ». В 1909 году М.И.Туган-Барановский стал издавать журнал «Вестник кооперации», а в 1916 году выходит его работа «Социальные основы кооперации». Тогда же выходит ряд его работ о социализме, а в 1918 году - одна из самых известных - «Социализм как положительное учение».[2,с.56]

      До  революции работы М.И.Туган-Барановского издавались неоднократно, и в частности его труд «Основы политической экономии», где он наиболее полно изложил свои экономические взгляды. 

      Если  в области теории стоимости господствующей была психологическая школа, то в  вопросах теории распределения –  социальная. Представители этого направления сводили социальные отношения к правовым , имущественным и этическим.

      В России представителем социального  направления был М.И. Туган - Барановский (1865-1919). С точки зрения сторонников  социального направления, распределение  представляет собой социальный феномен, предполагающей совместное действие многочисленных социальных групп.

      Распределение изображалось М.И. Туган-Барановским  в виде борьбы различных социальных групп за свою долю в общественном продукте. Размер доли, приходящейся тому или иному классу, определяется общим количеством произведённых благ и "социальной силой" данного общественного класса. Отношения производства не оказывают определяющего влияния на характер распределения. Роль производства сводится к приращению массы подлежащей разделу продукции, а потому все классы, участвующие в производстве, оказываются одинаково заинтересованными в увеличении производительности труда.

      Важнейшая распределительная категория –  заработная плата. Величина её регулируется, с одной стороны, производительностью труда, а с другой – социальной силой рабочего класса. Рост социальной силы рабочих Туган-Барановский усматривал в росте профсоюзов, улучшении фабричного законодательства. Социальная теория распределения в своих основных чертах служит отправным пунктом анализа у многих современных исследователей, занимающихся вопросами заработной платы, прибыли, ренты и других форм доходов.

      В книге "Промышленные кризисы в  современной Англии, их причины и  влияние на народную жизнь" М.И. Туган-Барановский  подверг критике различные теории кризисов, объяснявшие кризисы нарушениями либо в области потребления, либо производства и распределения. Он обратил внимание на связь всех этих процессов. Туган-Барановский использовал идею Маркса о связи промышленных колебаний с периодическими обновлениями основного капитала.

      М.И.Туган-Барановский  о социализме.

      Гуманистические принципы раннего марксизма были в центре философии русского народничества. Социализм, согласно народнической  концепции - это необходимая стадия общественного прогресса, потому что он реализует внутренне присущие человечеству черты коллективизма, солидарности. Типы народных форм производства должны были включать не только самоуправление конкретных экономических единиц, но и уравнительное начало. Более того, уравнительное начало рассматривалось «народниками» как движущий элемент перехода к социализму. Представляют интерес взгляды П.Л.Лаврова. Большое внимание последний уделял критике капиталистических отношений, показывая отрицательную роль конкуренции, концентрации и централизации капитала, пагубные последствия капиталистических условий труда, превращающие рабочих в придатки машин. Подробно Лавров рассматривал экономические проблемы будущего общества. Значительное место в его трудах занимают обоснование необходимости общественной собственности, анализ характера труда при социализме, вопрос об экономической роли государства.

      Ведущим направлением конца девятнадцатою  века были представители марксистского  направления, получившего название «легального марксизма» (П.Б.Струве, Тюган-Барановский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев). Своими работами они способствовали развитию марксизма, начиная от теории ценности и кончая теорией экономических конъюнктур. Н.А.Бердяев (1874-1948) и С.Н.Булгаков (1871-1944) положили начало современным концепциям этического социализма, акцентируя внимание на проблеме духовных ценностей: человеческую личность они рассматривали как абсолютную ценность бытия.

      Среди русских экономистов начала века размежевание проходило не только по методологическим вопросам, но и в первую очередь по поводу понимания будущего пути развития России. Что касается допустимости частной собственности, то большинство русских социалистов стояли за установление общественной собственности как необходимого конституирующего принципа социализма. И в этом коренное отличие русского социализма от западноевропейского, который не выдвигал программы коренного изменения отношений собственности.

      Известный русский экономист М.И.Туган-Барановский  также большое внимание уделяет  проблемам экономического и социально-политического развития России. В 1906 г. он выпустил специальную работу "Современный социализм в своем историческом развитии", а в 1918 г. - "Социализм как положительное учение". В этих работах социализм рассматривался в узком и широком смысле слова. Социализм в узком смысле слова представал как специфическая форма товарного хозяйства, в которой сочетаются элементы капитализма и индекализма. Под последним понималась система, в которой рабочие данного предприятия непосредственно принимают участие в его управлении и распределении полученного продукта.

      Конечный  продукт развития - социализм - в  широком смысле слова представал как некий анархический коммунизм, где новый уровень производительных сил сочетается с появлением нового типа человека. Происходит органичное сочетание централизованного государственного управления с использованием средств производства кооперативами трудовых коллективов.

      В отличие от представителей народничества  М.И.Туган-Барановский считает, что  Россия уже встала на путь развития капитализма и весь вопрос заключается в том, что несет капитализм - гибель или «с ним загорается заря надежды».В традициях русской социально-экономической мысли он критикует капиталистическую систему хозяйства, отмечая что при данном строе огромное большинство населения обречены постоянно служить средством для увеличения 6лагосостояния других общественных классов, несравненно менее многочисленных. Поэтому неизбежен переход к социалистическому обществу. Цель социализма, как отмечает М.И.Туган-Барановский, устроить жизнь на началах свободы, правды и справедливости. Он считал, что в основе социализма как учения о справедливом обществе должна лежать этическая идея, сформулированная И.Кантом - Идея о равноценности человеческой личности, о человеческой личности как цели в себе. М.И.Туган-Барановский пишет, «...что люди равны по своим правам на жизнь и счастье, равны по тому уважению, к каким мы должны относиться к интересам их всех, они равны по бесконечной ценности, которой обладает личность каждого из них».4 При социализме, по его мнению, развитие каждой отдельной личности становится главной общественной целью.

      Большое внимание М.И.Туган-Барановский уделяет  анализу типов социализма, выделяя  государственный, коммунальный и синдикальный социализм, считая при этом, что именно государственный социализм придает общественному производству пропорциональность и планомерность и дает возможность быстрого роста общественного богатства.

Информация о работе Социальная теория распределения Туган-Барановского