Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:59, курсовая работа
Обеспечение безопасности личности, общества и государства, всего мирового сообщества является ключевым цивилизационным аспектом современного этапа развития мирового хозяйства. Россия вошла в мировую экономику, что предопределяет идеологию наиболее полного соответствия ее локальных национальных интересов интересам современного мира.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ.
1. Безработица как социальный индикатор экономической безопасности страны.
2. Уровень жизни и дифференциация доходов населения.
3. Социальная напряжённость в обществе.
ГЛАВА 2. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
2.1. Депопуляция и ухудшение качества трудового потециала.
2.2. Болезни бедности и преждевременная смертность.
ГЛАВА 3. СРЕДНИЙ КЛАСС КАК ОСНОВА СТАБИЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА.
3.1. Развитие человеческого потенциала — стратегическая задача безопасного развития России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
нагрузки на его трудоспособную часть;
-произойдет ограничение доступа малообеспеченных людей к системе охраны здоровья, к образованию и культуре, ухудшится физическое и духовное здоровье;
-сохранится большая занятость женщин в общественном производстве;
-снизится качество трудового потенциала за счет распада единой сети государственных учебных заведений по подготовке, переподготовке, повышению квалификации кадров, в то время как коммерциализация образования не во всем отвечает реальным потребностям экономики.Сегодня выпуск специалистов почти в 2 раза превышает показатель 1990 года, но качество подготовки ухудшилось;
-будет
уничтожена трудовая мотивация
к производительному
-не только сохранится, но и усилится значительная имущественная дифференциация с высокой долей и возможным увеличением численности населения, проживающего ниже уровня бедности (прожиточного минимума), и безработных, ограничивающих платежеспособный спрос и экономический рост;
-будут сохранены существующие демографические изменения: рост естественной убыли населения, сокращение средней продолжительности жизни, рост заболеваемости с утратой трудоспособности, низкая экономическая активность населения, что не только не позволит поддерживать хотя бы простое воспроизводство, обороноспособность, достигнутое благосостояние, но исключит возможность обеспечения минимально необходимого уровня хозяйственного освоения территории;
-нерешенными
останутся проблемы
причиняют значительный урон экономике страны, жизни и здоровью ее граждан. Особую угрозу и риск вызывает присутствие на данном рынке фальсифицированной алкогольной и табачной продукции, лекарственных средств, продовольственных товаров, что уже стало угрозой национального масштаба;
-не
улучшатся показатели здоровья
населения - важнейшего социального
индикатора, характеризующего уровень
экономической безопасности
Социальные последствия безработицы:
Экономические последствия безработицы:
Безработные - единственная социально уязвимая категория, с которой сопряжены экономические и вмененные финансовые издержки. Специфика безработных как потенциально производительного населения обусловливает расширение масштабов социальных издержек безработицы. Индивидуальные экономические издержки безработицы, связанные с потерей дохода от занятости и ухудшением материального положения не только самих безработных, но и членов их семей, трансформируются на уровне общества в социальные издержки. Это также ведет к фактическому перераспределению дополнительной иждивенческой нагрузки на занятое население, что особенно актуально для России, пережившей затяжной экономический спад на фоне негативных социально-демографических тенденций.
Безработные - уязвимая категория населения не только по причине отсутствия постоянной работы, но и по характеристикам благосостояния. По данным независимых обследований, уровень бедности среди семей безработных значительно превосходит средний показатель бедности. В малых городах доля бедных семей среди семей безработных достигает 77%, а в отдельных регионах приближается к 100%.
Осознание полного спектра сопряженных с безработицей издержек неизбежно подводит к выводу о том, что грамотно построенная система социально-экономической защиты от безработицы, направленная на сохранение и развитие трудового потенциала и содействие занятости безработных, способна принести не только сугубо социальный, но и прямой экономический эффект. Создание системы, опирающейся на рациональную экономическую политику, направленную на повышение эффективной занятости населения, способно значительно сократить издержки безработицы, повысить уровень использования трудового потенциала не только безработных и занятых, но и части
экономически неактивного населения и тем самым расширить социальную базу экономического роста. Без развития и поддержания на достойном уровне человеческих ресурсов невозможно обеспечивать дальнейший экономический рост и повышение конкурентоспособности экономики. При таком подходе вложения в политику защиты от безработицы рассматриваются как инвестиции, способные приносить экономическую отдачу.
1.2. Уровень жизни и дифференциация доходов населения.
К числу социальных индикаторов, влияющих на экономическую и национальную безопасность страны, принято относить уровень бедности населения. Проблема бедности и малообеспеченности, всегда актуальная в России, приобрела особую значимость в условиях текущего экономического кризиса, способного быстро элиминировать все полученные за период экономического роста достижения страны в сфере повышения благосостояния населения.
Малообеспеченность
приобретает сегодня очертания,
свойственные ей в развитых странах, с
растущей ролью профессиональных статусов
для определения позиций в социальной
структуре, но при этом она в гораздо большей
степени, чем в этих странах зависит от
таких характеристик как тип населенного
пункта, возраст, особенности домохозяйства
и т.д. Уровень жизни — центральная проблема
экономики XXI в. Неуклонный рост благосостояния
и всестороннее развитие личности является
важнейшей целью экономики постиндустриального
общества. Формирование условий для наиболее
полного удовлетворения потребностей
индивидуума, включая потребности в творческом
саморазвитии и свободной самореализации,
становятся не просто идеологическим
ориентиром государственного развития,
но необходимым его условием, обязательным
элементом прогресса общества.
Таблица 1. Основные показатели,характеризующие уровень жизни населения.
|
Мировая практика подтверждает, что опасность социальных конфликтов сводится к минимуму, если доля населения, живущего ниже прожиточного минимума, составляет 8%, а разрыв между доходами богатых и бедных не превышает 10 раз. Превышение этих пороговых значений ведет к люмпенизации населения и антагонизации социальной структуры общества.
В общемировой практике проблема бедности известна очень давно. Она присуща любому обществу независимо от общественного устройства. В постсоциалистических странах, в том числе и в России, официально она признана сравнительно недавно. В России, как и в большинстве стран мира, уровень бедности определяется на базе бюджета прожиточного минимума. Бюджет прожиточного минимума, рекомендуемый как основа социальных гарантий
трудоспособному населению, представляет собой набор товаров и услуг, удовлетворяющих самые насущные текущие потребности работника на уровне таких нормативов, ниже которых нарушается физическая активность и здоровье. Сюда входят расходы на питание и непродовольственные товары краткосрочного пользования, включая оплату за жилье, транспорт, связь и ремонт предметов домашнего обихода, а также налоги и иные платежи. Динамика прожиточного минимума с 2004 по 2009г. представленна в таблице 2.
Дифференциация доходов населения - реально существующие различия в уровне доходов населения, в значительной степени, предопределяющие социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры. В странах с развитой рыночной экономикой уровень дохода является одним из важнейших конституирующих социальное положение признаков (наряду с собственностью, отношением к власти и т. д.).
Таблица 2. Величина прожиточного минимума(в среднем на душу населения; рублей в месяц)
|
Информация о работе Социальная составляющая экономической безопасности государства