Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 06:53, курсовая работа
Социальная политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов.
В определение “социальная политика” нужно включать ту группу проблем, которая позволяет выяснить следующее: связь социальной политики и общей политики; ее специфику как направление политического руководства обществом; характеристику тех общественных явлений и процессов, которые выступают объектом воздействия социальной политики; функции, типы социальной политики и тенденции их развития в современном мире.
Введение
Глава I. Рыночная экономика и социальная справедливость.
§1. Доходы в обществе и социальная обеспеченность.
§2. Социальная дифференциация: причины, показатели.
§3. Направления социальной политики в развитой рыночной экономике.
Глава II.Основные задачи и цели социальной политики.
§4. Понятие социального блага.
§5. Социальное страхование.
§6. Социальная защита в сфере занятости населения.
§7. Социальная политика в области заработной платы.
§8. Социальная политика на рынке труда.
§9. Социальная политика в сфере образования.
§10. Социальная политика в сфере здравоохранения.
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава I. Рыночная экономика и социальная справедливость.
§1. Доходы в обществе и социальная обеспеченность.
§2. Социальная дифференциация: причины, показатели.
§3. Направления социальной политики в развитой рыночной экономике.
Глава II.Основные задачи и цели социальной политики.
§4. Понятие социального блага.
§5. Социальное страхование.
§6. Социальная защита в сфере занятости населения.
§7. Социальная политика в области заработной платы.
§8. Социальная политика на рынке труда.
§9. Социальная политика в сфере образования.
§10. Социальная политика в сфере здравоохранения.
Заключение
Список
литературы
Введение
Социальная политика
- система мер, направленных на осуществление
социальных программ, поддержания доходов,
уровня жизни населения, обеспечения
занятости, поддержки отраслей социальной
сферы, предотвращения социальных конфликтов.
В определение “социальная политика”
нужно включать ту группу проблем, которая
позволяет выяснить следующее: связь социальной
политики и общей политики; ее специфику
как направление политического руководства
обществом; характеристику тех общественных
явлений и процессов, которые выступают
объектом воздействия социальной политики;
функции, типы социальной политики и тенденции
их развития в современном мире.
В более широкой трактовке понятие “социальная
политика” используется давно и охватывает
все отношения общественной жизни. Вся
политическая деятельность в этом случае
рассматривается как социальная. В этом
значении социальная политика тождественна
политике в целом.
В узком смысле понятие “социальная политика”
рассматривается как разновидность общей
политики, имеющая свою специфику, а значит,
свой объект воздействия.
Объектом социальной политики является
социальная сфера жизни общества, которую
можно рассматривать как процесс функционирования
и развития человека и общества. Все составляющие
элементы общества, будь то социальная
группа или индивид, по-своему включены
в социальную сферу, занимают в обществе
свое особое положение. Члены общества,
социальные группы и общности постоянно
в различных формах взаимодействуют друг
с другом, т.е. находятся в отношениях по
поводу их положения, роли в обществе,
условий жизнедеятельности, образа и уклада
жизни. Эти общественные отношения и составляют
содержание социальной сферы. Следовательно,
если объектом социальной политики является
социальная сфера, то субъектом ее выступают,
прежде всего, институты политической
системы – государство, партии, профсоюзы
и другие общественно-политические объединения.
Разумеется, политические институты оказывают
неодинаковое воздействие на развитие
социальной сферы. Пределы этого воздействия
зависят от многих обстоятельств: от функций
политических институтов в политической
системе общества, масштабов их применения,
от объективных потребностей развития
социальной сферы и т.д.
С анализом сущности социальной политики
тесно связан вопрос о ее социальной функции,
споры о которой продолжаются до сих пор.
Первоначально считалось, что социальная
политика выполняет функцию “регулятора
труда и потребления”. Впоследствии к
указанной функции были добавлены “функция
повышения благосостояния народа” и “функция
оказания социальных услуг населению”.
В последние десятилетия тенденции таковы,
что объем и содержание функции социальной
политики во всем мире расширяются.
Глава I. Рыночная экономика и социальная справедливость.
История экономического развития общества показывает сложную комбинацию между понятиями «экономика» и «социальное равенство». На начальных этапах эволюции хозяйственный прогресс в обществе в значительной мере был связан с резко выраженным неравенством, несправедливостью, давлением одних слоев населения на другие.
Исторически первые крупные шаги в социальной области были предприняты в Западной Европе лишь в конце XIX в. Пионером выступила Германия. По указанию рейхсканцлера О. Бисмарка в 1883, 1884, 1889 гг. введены страхование работников от несчастных случаев, выплаты по болезни, пенсии по старости и инвалидности.
Проявлением тенденции к определенному социальному выравниванию в наиболее развитых странах следует считать формирование во второй половине XX в. Так называемого среднего класса. К данному социальному слою относят ту часть населения, которая имеет стабильный и относительно высокий уровень доходов. Средний класс в Казахстане составляет примерно 70% всего населения.
Таким образом, рыночная экономика по своей природе олицетворяет две противоположные тенденции: формирование имущественного неравенства, с одной стороны, и определенное социальное выравнивание – с другой. По отношению ко второму феномену имеется два объяснения:
В то же время следует учитывать: рынок никогда не дает полного равенства. Обусловлено это следующим:
- персональные
участники рынка всегда
- на продвинутой
фазе своего развития рынок,
как мы отметили, достигает условий
определенного социального
Итак, рынок обеспечивает предпосылки для определенного социального равенства.
Методы социальной коррекции рынка. Пробелам рынка, связанным с социальной сферой, общество стремится противопоставить целенаправленные действия. Они заключаются в первую очередь в разработке определенных принципов
(схема 1).
Стремление общества
к выработке обстоятельных
Социальная
коррекция рынка
Исходные принципы | |
| |
|
Контрасты социальной
политики, осуществляемой эволюционным
и радикальными методами, содержали
в основе глубинные теоретические
расхождения. Если радикализм строился
на концепциях марксизма и национал-
Исходной задачей
в данных теоретических построениях
было не столько выявление целевых
задач правительства, сколько –
определение условий, при которых
рыночный процесс распределения (благ,
ресурсов, доходов) осуществляется наиболее
рациональным образом. Другими словами,
речь шла о нахождении критериев,
которые могли обеспечить достижение
оптимума в использовании ресурсов
и благ, что в конечном счете
обеспечивало рост благосостояния нации.
§1. Доходы в обществе и социальная обеспеченность.
Социальное равенство
определяется прежде всего системой
доходов. Они представляют собой
совокупность всех получаемых человеком
финансовых средств, необходимых для
оплаты материальной стороны своей
жизни. Доходы являются, как правило,
результатом экономической
Среди экономических данных, характеризующих социальную обеспеченность, видное место занимает показатель уровня жизни.
Его использование возможно в более узком и более широком смысле. В первом случае понимается потребление материальных благ: продуктов питания, промышленных товаров, жилья (прежде всего – на душу населения).
Более широкое
понимание названной категории
предполагает выход на такой термин,
как «качество
жизни». Данный показатель имеет обобщенный
характер. Введение его в научный оборот
связано с процессом более зрелого понимания
обществом смысла человеческого существования.
§2. Социальная дифференциация: причины, показатели.
Доходы населения любого общества всегда дифференцированы. Существует множество факторов, определяющих расхождение в уровнях жизни.
С развитием общества глубина дифференциации проявляет следующую динамику: на первоначальном этапе рыночного развития дифференциация неизбежно увеличивается. На зрелой фазе она уменьшается благодаря социальной политике государства.
Для измерения степени дифференциации в доходах используют графический показатель, получивший название кривой Лоренца
Данный график представляет собой графическое изображение двуч величин: градации населения на равные группы по численности и распределения доходов между этими группами населения. Методически условно (для простоты и наглядности) в общей совокупности населения выделяют пять групп (каждая при этом составляет 20% от общей численности). Сумма получаемых доходов тоже условно делится на такие же процентные распределении благ данная зависимость выглядит как биссектриса. Однако такая прямая линия – лишь потенциальная возможность.
В реальной жизни доходы никогда не распределяются строго равномерно. Истинная картина распределения графически проявляется в виде прогнутой вниз линии. Эта изогнутость означает, что первые две группы населения (в данном графике группы разделены в зависимости от объема доходов: вначале приведены получающие относительно низкие доходы, затем – доходы среднего уровня и , наконец, - высокооплачиваемые) получают относительно небольшую часть от общей суммы доходов.
Помимо графического показателя принято использовать и цифровой, децильный коэффициент (соотношение доходов 10% населения, получающих наибольший уровень доходов, и 10% населения с наименьшим уровнем доходов).
Еще один показатель – индекс Джинни. Его задача – отразить степень концентрации доходов.
В качестве примера приведем информацию о характере дифференцирования доходов в Казахстане
Распределение доходов в Республике Казахстан за 2008 год
В 2008 году по сравнению
с предыдущим годом доля населения,
имеющая доходы ниже величины прожиточного
минимума, уменьшилась до 12,1%, относительно
стоимости продовольственной
Уменьшение в
2008 году коэффициента Джини и коэффициента
фондов по сравнению с 2007 годом говорит
о некотором снижении дифференциации
доходов населения.
Показатели бедности в Республике Казахстан
(в процентах)
Доля населения с доходами ниже | Глубина
бедности |
Острота бедности | Коэффициент Джини по 10% группам населения |
Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения (коэффициент фондов), раз | ||
величины прожиточного минимума | стоимости продовольст-венной корзины | |||||
2007 | 12,7 | 1,4 | 2,4 | 0,8 | 0,309 | 7,17 |
2008 | 12,1 | 1,2 | 2,3 | 0,7 | 0,288 | 6,17 |
Распределение
доходов, использованных
на потребление,
по 20% (квинтильным) группам
населения
Среднемесячный доход на душу населения в интервале, тенге | Доля
дохода населения по квинтильным
группам, в процентах | |||||||||
первая | вторая | третья | четвертая | пятая | первая | вторая | третья | четвертая | пятая | |
2007 | 7057 | 10371 | 13592 | 18110 | 33491 | 8,54 | 12,55 | 16,45 | 21,92 | 40,54 |
2008 | 8992 | 12680 | 16329 | 21543 | 37892 | 9,23 | 13,01 | 16,76 | 22,11 | 38,89 |