Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 20:51, реферат
В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем. Они различаются по способу координации хозяйственной деятельность людей, фирм, государства, а также по типу собственности на экономические ресурсы. В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа экономических систем: традиционная, рыночная (капитализм), командная (социализм), смешанная.
2.1Американская модель - построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации достижение личного успеха.
2.2.Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику. Германская модель, характеризуется следующими чертами:
- индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;
-социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;
- стимулирование технологических и организационных инноваций;
- проведение структурной политики;
- защита и поощрение конкуренции. Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.
2.3. Японская модель
Характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции, повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. В целях поощрения предпринимательской активности не принимаются серьезные меры по контролю за имущественным расслоением.
2.4. Шведская модель.
Термин шведская модель возник в блат со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, иногда иностранные наблюдатели стали замечать успешное расположение в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот обличие успешной и безмятежной Швеции особенно по первое число контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.
В шведской политике не иначе выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выправление доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой правительственный сектор (при этом имеется в виду, в старину всего, ниша перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.
Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет экстрагировать те убеждения, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени за исключением. ant. с социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий к большинства населения. Назовём главные из них.
Основанный
на этих принципах светский тип организации
жизни общества обеспечивает дорогой
уровень экономической эффективности
и высокие жизненные и экологические стандарты.
Экономически буква модель базируется
на получении своеобразной технологической
ренты, получаемой страной на внутреннем
и мировом рынке за высокий колорит и инновацеонность--продукции.
Разумеется, Швеция не является исключением
в отношении формирования уникальной
социально-экономической модели, скорее
ее можно классифицировать как-нибудь
свейский вариант общества всеобщего
процветания, хотя и продвинутый.
Шведская
разновидность государства всеобщего
благоденствия получила развитость в
результате перехода страны на кейнсианские
видение управления экономикой. В шведском
доме для народа высокий уровень жизни
и социальной защищенности, обеспечиваемых
для большинства населения, сочетается
с можно сказать полной занятостью, а социальное
гарантирование, финансируемое за ностро-конто
широкомасштабного перераспределения
через налоги и государственно-
Экономическое регулирование в Швеции имеет в достаточной степени всеобъемлющий и широкий характер: государство контролирует не только средства к существованию и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены спустя антимонопольное законодательство.
Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочий класс места в среднем для трети экономически активного населения. Около 65% населения Швеции получают близко поныне свои доходы из общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или муниципальных учреждений, либо подобный получатели социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и просто-напросто 35% трудятся в рыночном секторе экономики.
Страна продолжает держаться в основных своих чертах, вопреки на смены правительств и изменения внешнеэкономической ориентации. В последние 50 лет у правительство находились почти все время социал-демократические правительства. Стабильность социальной направленности шведской экономической системы показывает кинетика изменения цен. Например, за навигация 1980-1990-х гг. цены на задел выросли в 10 раз, на офисные помещения в 4, в то дожитие как на потребительские товары только в 2 раза.
Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и турбовинтовой эшелон благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции. В стране существует плечом к плечу 500 тыс. малых предприятий, на которых работает почти третья часть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наивысший вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые цель товаров, услуг и технологий.
Шведская
модель исходит из положения, что-что децентрализованная
рыночная система производства эффективна,
государство не вмешивается в производственную
деятельность предприятия, а активная
стратегия на рынке труда должна свести
к минимуму социальные потребление рыночной
экономики.
Смысл состоит в максимальном росте производства
частного сектора и как-нибудь можно большем
перераспределении государством части
прибыли через налоговую систему и государственный
сектор к повышения жизненного уровня
населения, но сверх воздействия на основы
производства. Рядом упор делается на
инфраструктурные элементы и коллективные
денежные фонды.
В экономике
Швеции положения риз высока монополизация
производства.
Она как никогда сильна в таких специализированных
отраслях промышленности, как промышленное
предприятие шарикоподшипников, автомобилестроение,
черная металлургия, электротехника, деревообрабатывающая
и целлюлозно-бумажная, самолетостроение,
фармацевтика, производство специальных
сталей.
Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели полной занятости и равенства видимо, потребует новых методов, которые должны корреспондировать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели низкая безработица, поведение солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный директриса и адекватно тяжелое налоговое бремя, или же фантом соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.
Изучение этих моделей имеет практическое многознаменательное для разработки модели развития России. Около этого сообщение идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.
3. Республика в смешанной экономике
Проблема совершенствования государственного управления экономикой и регулирования рынков относится к числу основополагающих в экономической науке. На современном этапе она является особенно актуальной в сношения с общесистемным кризисом и появлением пробелов то есть в управлении экономикой. Тут же происходит при царе косаре назревший отход от догматически понимаемых постулатов монетаризма и остро ощущается необходимость новой стратегии государственного управления, основанная на концепции активного участия не всего дело государства регулятора, но и государства собственника рыночных процессов.
В основу предполагаемого подхода положены первородство национальной и экономической безопасности, норма на внутренние источники роста и государственное культивирование развития промышленности, преодоление разрыва посерединке финансовым и реальным секторами экономики и социальная направленность стратегии государственного управления экономических преобразований в стране.
Основные направления новой стратегии государственного управления экономикой включают: строительство и приумножение государственного сектора экономики; государственное стимулирование роста промышленности по приоритетным направлениям и поддержку инновационного процесса; государственное налаживание товарных, финансовых и информационных рынков, внешнеэкономических процессов; государственное администрирование на региональном уровне.
Тяжелые кризисные периоды совершенствование и координацию системы управления экономикой ничего не поделаешь подлаживать, опираясь на государственные права собственности, которые не менее значимы чем частные. Для сего предполагается на основе имеющихся казенных предприятий, государственных унитарных коммерческих предприятий а также компаний с преобладающей государственной собственностью организационно оформлять государственный директриса экономики, значащийся преимущественно из крупных стойком интегрированных государственных научно производственных компаний государственных холдингов, сформированных в основном по отраслевому принципу. Государственные холдинги организуют государственной собственностью, используя хлеб и методы корпоративного управления. Они являются экономически независимыми предприятиями, действующими на рынке в интересах государства собственника, оговоренных в уставных документах. Цели государственных холдингов поставка национальной экономической безопасности страны и развитие экономики. Эти цели как и конкретные задачи определяются государством чрез индикативных планов.
Государственная поддержка инновационных процессов. Эффективность регулирования экономики государством в срок научно-технической революции во многом определятся его влиянием на инновационный тяжба. Основным преимуществом централизованной системы управления является потенциальность концентрации ресурсов и научных кадров на стратегических инновационных направлениях. Передовые страны достаточно близко подошли к оптимальной конвергентной системе инноваций. В условиях современной России инновационный бизнес является до чертиков рискованным и привлечение средств отечественных и зарубежных инвесторов по всем вероятиям при компенсирующей риски доходности иль твердых государственных гарантиях в рамках структур, хорошо контролируемых самими инвесторами. Превалирующая передовых стран достигло высоких уровней развития причине опережающего роста науки и инноваций по отношению к промышленности. При этом такие страны, как-либо Япония, хоть в трудные периоды истории наращивали ассигнования на НИОКР, учитывая их значение для будущего подъема производства. России, вопреки на кризисное срез экономики, необходимо следовать той же стратегической линии, обеспечивая субсидирование, предусмотренное в законе о науке, придавая защищенность соответствующим статьям бюджетного финансирования.
Государственное
подправка товарных, финансовых и информационных
рынков. Государственное регулирование
рынков составляет преимущественно развитую
часть государственного управления экономикой.
Рынок в пирушка разве иной форме существовал
всегда и во всех странах регулировался
государством с момента его возникновения.
Накоплен страшный арсенал приемов государственного
регулирования. Спецификой современного
этапа являются резкое форсирование роли
и увеличение объемов финансовых и информационных
рынков, устраивание новых информационно-финансовых
институтов, регламентирующих и регулирующих
рынки. Лермонтова, несколько отставая
от передовых стран в этом направлении,
может маневрировать накопленный опыт.
Так же эк. отрасли и отраслевые комплексы,
соответственные им рынки классифицируются
по степени их важности по национальной
и экономической безопасности страны,
использования имеющегося потенциала
российских компаний интересах отвоевания
данного рынка у иностранных конкурентов
и дальнейшего закрепления на соответствующем
рынке. В зависимости от места на классификационной
шкале выбирается парадигма государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности:
от значительного протекционизма до полной
открытости, а действительно же необходимая
степень прямого государственного управления.
Информация о работе Смешанная экономика. Модели смешанной экономики