Ситуационный подход в таможенном деле

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является обобщение и систематизация теоретических знаний по вопросам ситуационного подхода в таможенном менеджменте.
Для достижения поставленной цели в работе рассматриваются следующие вопросы: сущность ситуационного подхода и его эволюция; общее и конкретное в ситуационном подходе, внешние и внутренние факторы ситуации, методы изучения конкретных ситуаций; применимость и эффективность ситуационного подхода в управлении таможенными органами.

Содержание

Введение 3
1. Понятие ситуационного подхода в менеджменте и его методология 6
2. Инструменты ситуационного менеджмента 13
3. Методы изучения конкретных ситуаций в менеджменте 19
4. Применение ситуационного подхода в процессе деятельности таможенных органов 23
Заключение 27
Литература 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 67.75 Кб (Скачать)

Управление  процессами и объектами в любой  области человеческой деятельности изобилует неопределенностью и  конфликтами. Эти проблемы часто  бывают настолько сложными, что принимаемые  решения требуют большой подготовительной работы для выбора оптимального варианта. Одним из перспективных и результативных методов получения верных решений в таких случаях является метод изучения хозяйственных или производственных ситуаций. В отечественной и зарубежной в последние годы находит широкое применение метод изучения хозяйственных и производственных ситуаций — “кейс-стади”12.

Процесс изучения с использованием ситуаций представляет собой имитацию реальных событий, сочетающую в себе достаточную адекватность отображения, небольшие затраты, высокую скорость проведения, вариантность. Все это позволяет руководителям развивать необходимые для менеджера навыки принятия и реализации решений, активизирует мышление, совершенствует умение обсуждать, анализировать факты, рационально использовать информацию, критически рассматривать различные точки зрения. К тому же, как считают психологи, человек запоминает в среднем 10% услышанного, 50% увиденного и 90% того, что делает сам.

Конструирование кейсов — это творчество, предполагающее наиболее полное восприятие реальности, максимально возможную имитацию объекта действительности. Следовательно, в деловой ситуации Должны сочетаться факторы профессиональной и игровой  деятельности (табл. 2).

Таблица 2

Составляющие  “бизнес-ситуации”

Профессиональная деятельность

Игровая деятельность

Объект имитации

Введение “катастроф”, сжатие времени, импровизация

Цели “бизнес-ситуации”

Формулирование игровых целей

Правила разбора “бизнес-ситуации”

Введение правил игры

Комплект ролей

Введение персоналий, исполнение двойных ролей, создание портрета каждой роли, градация роли по оценкам

Конфликт “бизнес-ситуации”

Введение противоположных по интересам ролей, визуальное представление результатов оценки, создание “катастроф”, конструирование поведенческих противоречий

Система оценок

Система штрафов, поощрений, премий, визуальное представление результатов

Документальное обеспечение

Создание опознавательных знаков


 

Такое сочетание  профессиональной и игровой Деятельности позволяет рассматривать “бизнес-ситуацию”  как мини-деловую игру или как ее фрагмент. Такая трактовка деловой ситуации делает ее похожей на деловую игру, но как бы в миниатюре.

Для кейсов, так же как и для игр, характерны следующие основные признаки13:

    1. Наличие участников разбора ситуации, общей задачей которых является анализ проблемной обстановки и принятие решений в соответствии с назначенной каждому должностью, и наличие руководителя, задачей которого является анализ решений участников и выработка единого решения.
    2. Наличие неопределенности, а в ряде случаев и конфликта.
    3. Невозможность полной формализации ситуации.
    4. Динамичность изменения обстановки и зависимость ее от предыдущих решений участников разбора ситуации.
    5. Существование проблемы или объекта управления.
    6. Наличие мотивации, побуждающей участников кейса действовать “как в жизни”.

Таким образом, целью обучения менеджеров с использованием ситуаций (кейсов) является моделирование живой динамичной производственной или хозяйственной ситуации, которая закономерно может возникнуть в той или иной организации. Главное — привить слушателям умение анализировать имеющуюся информацию, вести переговоры, руководить людьми, самостоятельно принимать решения. Этим четырем видам организационно-управленческого опыта следует уделять особое внимание.

Использование метода “кейс-стади” как средства активного обучения способствует активизации  и интенсификации процесса обучения, разрешению конфликтной ситуации и созданию эмоциональной напряженности, проверке знаний студента.

Разработка  кейсов может осуществляться либо на основе описания реальных объектов, событий и действующих лиц, либо на базе искусственно создаваемых ситуаций, где часть материала реального объекта компилируется с какой-либо типовой проблемой, введением “катастроф”, импровизацией, конструированием поведенческих противоречий.

4. Применение ситуационного подхода в процессе деятельности таможенных органов

Труд  сотрудников таможенных органов  в современных условиях, как никогда, связан с необходимостью решения  постоянно возникающих разнообразных ситуаций. Моделирование и внедрение трудной ситуации в профессиональную подготовку сотрудников таможенных органов, принятие и анализ ее, поиск способа ее разрешения, оценка результатов, - все это переводит подготовку сотрудников таможенных органов на качественно новый уровень. Таким образом, становится очевидно, что профессиональное совершенствование и развитие сотрудников таможенных органов должны быть направлены на формирование профессиональной компетентности, а одним из средств ее достижения должен стать ситуационный подход.

Идея  ситуационного подхода заключатся в подборе  и применении ситуационных задач, актуализирующих личностное отношение сотрудников таможенных органов к проблемной ситуации. Ситуационный подход содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научного положения к практике управления  в зависимости от сложности ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, руководители и сотрудников таможенных органов могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации14.

Ситуационный подход в подготовке сотрудников таможенных органов имеет ряд преимуществ: обладание высоким мотивационным потенциалом за счет связи с профессиональными интересами;  удовлетворение познавательного интереса; имитация  элементов будущей профессиональной деятельности; содержание реальной проблемы из практики; ситуации применяются в системе, которая включает три специфических блока:  

1) искусственно  созданные ситуации;

2) ситуации, имитирующие проблему, имеющую практическую  значимость;

3) личностно-ориентированные  ситуации, решение которых связано  с будущей профессиональной карьерой  студента; обеспечение эффективного  усвоения номативно-правового материала,  поскольку решение проблемных  и специальных  ситуаций надолго  запоминается и последующее предъявление  аналогичной ситуации в учебном  процессе и реальной профессиональной  ситуации позволяет вызвать из памяти нужные моменты15.

Приобретение  профессионального опыта решения  трудных ситуаций в деятельности сотрудников таможенных органов может происходить и в ходе ситуационно-ролевой игры, которая рассматривается в качестве ведущей формы проведения учебных занятий. Термин «ситуационно-ролевая игра» введен в научный оборот в середине семидесятых годов Н.Н.Богомоловой. За двадцать лет данная разновидность игр изучалась в новосибирской, казанской, костромской педагогических школах (Л.А.Аухадеева, Н.Н.Богомолова, А.В.Волохов, З.И.Лаврентьева, А.И.Тимонин и др.). «Суть метода ситуационно-ролевой игры состоит в импровизированном разыгрывании ее участниками заданной проблемной ситуации, в ходе которой они исполняют роли персонажей ситуации» -  указывает З.И.Лаврентьева16. Это определение привлекает нас тем, что на первый план здесь выдвигается познание социально-психологических закономерностей взаимодействия между людьми. Как отмечает З.И.Лаврентьева, ситуационно-ролевая игра может представляться участникам полем диагностики своих возможностей в использовании различных социальных ролей17.

Основными достоинствами использования ситуационно-ролевой  игры как средства профессиональной подготовки сотрудников таможенных органов является то, что она представляет собой коллективную, творческую по характеру деятельность, содержание которой помогает формировать профессиональную индивидуальность; дает возможность в ходе общения поставить себя на место другого человека, понимать его, содействовать ему; включает в себя значительное число ситуаций, по характеру соответствующих ситуациям профессиональной деятельности; позволяет реализовать событийный подход к организации учебного процесса; предполагает сотрудничество с преподавателями18.

Результатом использования ситуационного подхода  в рамках профессиональной подготовки сотрудников таможенных органов является грамотное решение ими конкретных производственных ситуаций.

 Моделирование  ситуационно-ролевых игр, имеющих  в основе трудные ситуации  в деятельности сотрудников таможенных органов, позволяет активизировать все компоненты правовой компетентности, актуализировать приобретенные знания в области таможенного права, а также тренировать коммуникативные качества. Эмоциональный фон способствует преодолению неуверенности, а также формированию профессионального опыта правового регулирования типичных трудных ситуаций. Становление компетентности сотрудников таможенных органов происходит в ситуациях, максимально приближенных к реальным, что, несомненно, преодолевает феномен «разрывности профессионального мышления» и  качественно совершенствует деятельность таможенных органов в целом.

Нельзя  не отметить и такое значимое применение ситуационного подхода в таможенном менеджменте, как формирование системы управления рисками, основанной на анализе схожих ситуаций и формировании матрицы действий в них. В таможенных органах создан ситуационный центр, который обслуживает не только центральный аппарат ФТС РФ, но и коллег из других ведомств. Система анализа и управления рисками -это будущее в осуществлении таможенной деятельности. В настоящее время проведена уже большая работа, которая позволяет осуществлять выборочный таможенный контроль, что позволяет сократить время таможенного оформления и выявить наиболее высокорисковые партии товаров на основе анализа разных документов.

Заключение

Труд  сотрудников таможенных органов  в современных условиях, как никогда, связан с необходимостью решения  постоянно возникающих разнообразных ситуаций. Моделирование и внедрение трудной ситуации в профессиональную подготовку сотрудников таможенных органов, принятие и анализ ее, поиск способа ее разрешения, оценка результатов, - все это переводит подготовку сотрудников таможенных органов на качественно новый уровень. Таким образом, становится очевидно, что профессиональное совершенствование и развитие сотрудников таможенных органов должны быть направлены на формирование профессиональной компетентности, а одним из средств ее достижения должен стать ситуационный подход.

Суть ситуационного подхода состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории ситуационного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. Т.е. пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Ситуационный подход эффективно увязывает конкретные приемы и научные воззрения с конкретными ситуациями для достижения целей организации. Оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные). Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производства продукции, услуг). Это структура предприятия, его культура и ресурсы. Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за пределами предприятия и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны его менеджмента. Она включает такие элементы, как потребители, конкуренты, государство, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также факторы Широко признаны четыре ситуативных модели руководства. Они значительно повлияли на развитие теории лидерства. Ситуативная модель Фидлера рассматривает три переменных: отношения между руководителем и членом группы, структура задачи и должностные полномочия. Подход «путь-цель» Митчела и Хауса исходит из того, что руководитель мог сделать и сделал для облегчения пути или средств, с помощью которых подчиненные достигают цели. В рамках модели жизненного цикла руководителя Херси и Бланшара утверждается, что наиболее эффективный стиль руководства всегда разный — в зависимости от зрелости исполнителей. Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона основана на пяти видах поведения и семи потенциальных ситуациях. Хотя ни одна из ситуационных теорий не получила полного подтверждения в исследованиях, убеждение, что руководители должны выбирать стиль руководства сообразно ситуации, не вызывает сомнений. Все вышеописанные модели ситуационного стиля руководства, обращая главное внимание на воздействие внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена лидерства. На сегодняшний день, ситуационный подход представляет собой наибо¬лее широкую и удовлетворительную систему, для того, чтобы сделать управление эффективным

Информация о работе Ситуационный подход в таможенном деле