Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:25, курсовая работа
Целью данной работы является обобщение и систематизация теоретических знаний по вопросам ситуационного подхода в таможенном менеджменте.
Для достижения поставленной цели в работе рассматриваются следующие вопросы: сущность ситуационного подхода и его эволюция; общее и конкретное в ситуационном подходе, внешние и внутренние факторы ситуации, методы изучения конкретных ситуаций; применимость и эффективность ситуационного подхода в управлении таможенными органами.
Введение 3
1. Понятие ситуационного подхода в менеджменте и его методология 6
2. Инструменты ситуационного менеджмента 13
3. Методы изучения конкретных ситуаций в менеджменте 19
4. Применение ситуационного подхода в процессе деятельности таможенных органов 23
Заключение 27
Литература 31
Управление
процессами и объектами в любой
области человеческой деятельности
изобилует неопределенностью и
конфликтами. Эти проблемы часто
бывают настолько сложными, что принимаемые
решения требуют большой
Процесс изучения с использованием ситуаций представляет собой имитацию реальных событий, сочетающую в себе достаточную адекватность отображения, небольшие затраты, высокую скорость проведения, вариантность. Все это позволяет руководителям развивать необходимые для менеджера навыки принятия и реализации решений, активизирует мышление, совершенствует умение обсуждать, анализировать факты, рационально использовать информацию, критически рассматривать различные точки зрения. К тому же, как считают психологи, человек запоминает в среднем 10% услышанного, 50% увиденного и 90% того, что делает сам.
Конструирование кейсов — это творчество, предполагающее наиболее полное восприятие реальности, максимально возможную имитацию объекта действительности. Следовательно, в деловой ситуации Должны сочетаться факторы профессиональной и игровой деятельности (табл. 2).
Таблица 2
Составляющие “бизнес-ситуации”
Профессиональная деятельность |
Игровая деятельность |
Объект имитации |
Введение “катастроф”, сжатие времени, импровизация |
Цели “бизнес-ситуации” |
Формулирование игровых целей |
Правила разбора “бизнес-ситуации” |
Введение правил игры |
Комплект ролей |
Введение персоналий, исполнение двойных ролей, создание портрета каждой роли, градация роли по оценкам |
Конфликт “бизнес-ситуации” |
Введение противоположных по интересам ролей, визуальное представление результатов оценки, создание “катастроф”, конструирование поведенческих противоречий |
Система оценок |
Система штрафов, поощрений, премий, визуальное представление результатов |
Документальное обеспечение |
Создание опознавательных |
Такое сочетание
профессиональной и игровой Деятельности
позволяет рассматривать “
Для кейсов, так же как и для игр, характерны следующие основные признаки13:
Таким образом, целью обучения менеджеров с использованием ситуаций (кейсов) является моделирование живой динамичной производственной или хозяйственной ситуации, которая закономерно может возникнуть в той или иной организации. Главное — привить слушателям умение анализировать имеющуюся информацию, вести переговоры, руководить людьми, самостоятельно принимать решения. Этим четырем видам организационно-управленческого опыта следует уделять особое внимание.
Использование метода “кейс-стади” как средства активного обучения способствует активизации и интенсификации процесса обучения, разрешению конфликтной ситуации и созданию эмоциональной напряженности, проверке знаний студента.
Разработка кейсов может осуществляться либо на основе описания реальных объектов, событий и действующих лиц, либо на базе искусственно создаваемых ситуаций, где часть материала реального объекта компилируется с какой-либо типовой проблемой, введением “катастроф”, импровизацией, конструированием поведенческих противоречий.
Труд
сотрудников таможенных органов
в современных условиях, как никогда,
связан с необходимостью решения
постоянно возникающих
Идея
ситуационного подхода
Ситуационный подход в подготовке сотрудников таможенных органов имеет ряд преимуществ: обладание высоким мотивационным потенциалом за счет связи с профессиональными интересами; удовлетворение познавательного интереса; имитация элементов будущей профессиональной деятельности; содержание реальной проблемы из практики; ситуации применяются в системе, которая включает три специфических блока:
1) искусственно созданные ситуации;
2) ситуации, имитирующие проблему, имеющую практическую значимость;
3) личностно-ориентированные
ситуации, решение которых связано
с будущей профессиональной
Приобретение
профессионального опыта
Основными
достоинствами использования
Результатом
использования ситуационного
Моделирование
ситуационно-ролевых игр,
Нельзя не отметить и такое значимое применение ситуационного подхода в таможенном менеджменте, как формирование системы управления рисками, основанной на анализе схожих ситуаций и формировании матрицы действий в них. В таможенных органах создан ситуационный центр, который обслуживает не только центральный аппарат ФТС РФ, но и коллег из других ведомств. Система анализа и управления рисками -это будущее в осуществлении таможенной деятельности. В настоящее время проведена уже большая работа, которая позволяет осуществлять выборочный таможенный контроль, что позволяет сократить время таможенного оформления и выявить наиболее высокорисковые партии товаров на основе анализа разных документов.
Труд
сотрудников таможенных органов
в современных условиях, как никогда,
связан с необходимостью решения
постоянно возникающих
Суть ситуационного подхода состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории ситуационного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. Т.е. пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Ситуационный подход эффективно увязывает конкретные приемы и научные воззрения с конкретными ситуациями для достижения целей организации. Оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные). Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производства продукции, услуг). Это структура предприятия, его культура и ресурсы. Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за пределами предприятия и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны его менеджмента. Она включает такие элементы, как потребители, конкуренты, государство, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также факторы Широко признаны четыре ситуативных модели руководства. Они значительно повлияли на развитие теории лидерства. Ситуативная модель Фидлера рассматривает три переменных: отношения между руководителем и членом группы, структура задачи и должностные полномочия. Подход «путь-цель» Митчела и Хауса исходит из того, что руководитель мог сделать и сделал для облегчения пути или средств, с помощью которых подчиненные достигают цели. В рамках модели жизненного цикла руководителя Херси и Бланшара утверждается, что наиболее эффективный стиль руководства всегда разный — в зависимости от зрелости исполнителей. Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона основана на пяти видах поведения и семи потенциальных ситуациях. Хотя ни одна из ситуационных теорий не получила полного подтверждения в исследованиях, убеждение, что руководители должны выбирать стиль руководства сообразно ситуации, не вызывает сомнений. Все вышеописанные модели ситуационного стиля руководства, обращая главное внимание на воздействие внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена лидерства. На сегодняшний день, ситуационный подход представляет собой наибо¬лее широкую и удовлетворительную систему, для того, чтобы сделать управление эффективным