Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:25, курсовая работа
Целью данной работы является обобщение и систематизация теоретических знаний по вопросам ситуационного подхода в таможенном менеджменте.
Для достижения поставленной цели в работе рассматриваются следующие вопросы: сущность ситуационного подхода и его эволюция; общее и конкретное в ситуационном подходе, внешние и внутренние факторы ситуации, методы изучения конкретных ситуаций; применимость и эффективность ситуационного подхода в управлении таможенными органами.
Введение 3
1. Понятие ситуационного подхода в менеджменте и его методология 6
2. Инструменты ситуационного менеджмента 13
3. Методы изучения конкретных ситуаций в менеджменте 19
4. Применение ситуационного подхода в процессе деятельности таможенных органов 23
Заключение 27
Литература 31
При системном подходе менеджер принимает решение в пользу системы, не обращая внимания на иные возможности в ситуации. А при контингентном подходе существует стремление найти решение по возможности и адекватное ситуации, и оптимальное относительно системы. При ситуационном подходе он старается максимально использовать возможности ситуации, не думая о последствиях этого для системы (“время покажет”).
Системный подход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением и в одной и той же внешней среде (например, работающие в одной отрасли и реализующие свою продукцию на одних и тех же рынках), значительно отличаются в отношении результата функционирования.
Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные:
Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде5.
Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации по применению научных концепций, принципов, методов в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней среды.
Методологию ситуационного подхода можно разделить на 3 основные части6:
Ситуационный подход в практическом менеджменте — это определенный тип динамического мышления и гибкого организационного поведения специалиста, воспитанный в рамках специальных образовательных программ и активно поддерживаемый каждодневной практикой управленческой деятельности менеджера.
В международной и отечественной практике эта концепция в ярко выраженной форме находит отражение в образовательных программах типа МВА (Master of Business Administration),для которых характерны интерактивная форма изучения элементов практического менеджмента, блочная схема организации учебного процесса, активные технологии преподавания, ориентированные на обучение пользованию различными формами и инструментами практического менеджмента.
Ситуационный подход стал новым направлением в поиске эффективного стиля руководства. Более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные ситуационные факторы: потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия внешней среды, имеющаяся у руководителя информация и другие факторы.
Исходя из этих объективных результатов, современная теория лидерства базируется на ситуационном подходе. Основное концептуальное положение ситуационного подхода заключается в том, что руководитель-лидер должен уметь вести себя с подчиненными по-разному в различных ситуациях.
Практический менеджмент представляет собой область практической деятельности большого отряда специалистов в различных отраслях народного хозяйства. Трансформация экономики и управленческой парадигмы в России требует от менеджеров всех уровней и сфер деятельности высокой профессиональной эрудиции, базирующейся на глубоких знаниях в граничных областях техники и технологии производства, экологии и экономики, социологии и организации процессов, хозяйственного права и управления персоналом. Формирование новой управленческой парадигмы в практическом менеджменте в России происходит под влиянием ряда существенных факторов7:
Трансформация
организационно-экономических
Ситуационный подход синтезирует достоинства и возможности всех других известных в широкой практике концепций менеджмента: факторной, функциональной, системной. Он предполагает возможность глубокого анализа внешних и внутренних факторов развития предприятия, систематизации возможных вариантов организационного поведения людей и синтеза оптимальных для сложившейся ситуации управленческих решений. Значительным вкладом этой концепции менеджмента в теорию управленческих решений является то, что она ориентирует специалистов на ситуационное мышление с учетом объективных условий функционирования, содержит рекомендации по применению конкретных методов для принятия решений в определенных ситуациях.
Для менеджеров ситуационный подход открывает значительные возможности в творческом использовании разнообразного, разработанного наукой и применяемого на практике инструментария, накладывая при этом на него большую ответственность за выбор адекватных хозяйственной ситуации приемов управления. Ситуационный подход вырабатывает в практическом менеджменте устойчивые навыки глубокого анализа, объективной оценки хозяйственных ситуаций и синтеза адекватных решений, обеспечивающих оптимальный результат.
В качестве основных форм и инструментов в практическом менеджменте используются8:
Перечисленные
формы и инструменты могут
использоваться как для обучения
практическому менеджменту, так
и для обеспечения его
Использование
перечисленных методов в
Можно выделить три основных направления использования перечисленных инструментов практического менеджмента в деятельности конкретных предприятий9:
Каждый из выделенных инструментов практического менеджмента обладает своей спецификой и требует особых условий применения (табл. 1).
Таблица 1
Распределение инструментов по направлениям их использования
Инструменты менеджмента |
Направления преимущественного | |||
обучающие программы |
принятие управленческих решений |
проектирование |
научные исследования систем менеджмента | |
Деловые (управленческие) игры |
* |
* |
* |
* |
Хозяйственные ситуации “кеис-стади” |
* |
* |
— |
— |
Решение практических задач |
* |
* |
* |
— |
Контрольные тесты |
* |
— |
— |
— |
Деловые
(управленческие) игры представляют собой
специфический способ имитационного
моделирования поведения
В таможенном менеджменте разработан ряд оригинальных деловых игр, ориентированных на имитационное моделирование условий реальной таможенной практики.
Метод хозяйственных ситуаций, известный в международной практике как метод “кейс-стади”, получил распространение при изучении прикладных курсов менеджмента, ориентированных на изучение конкретных ситуаций и поиск коллективных решений для их успешного развития. Как инструмент практического менеджмента он применяется для широкого круга управленческих задач, позволяет реализовать потенциал групповой работы, приобрести навыки кооперативного мышления, развить и укрепить элементы сотрудничества в коллективе. Несмотря на общепризнанную эффективность этого инструмента практического менеджмента, в большинстве случаев в отечественной практике используются зарубежные кейсы. В главе 2 предлагаются оригинальные отечественные аналоги, учитывающие специфику российской экономики, традиции и условия развития систем управления на российских предприятиях.
Метод решения практических задач менеджмента предусматривает разработку и реализацию расчетных алгоритмов решения достаточно типичных, часто повторяющихся задач организационного проектирования (производственных структур предприятия, цехов, участков, структур управления и т.п.), планирования и анализа деятельности предприятий. Основная задача этого инструмента заключается в выделении и закреплении формализованных процедур решения подобных задач на конкретном предприятии или у конкретных групп специалистов. В главе 3 приводятся отдельные примеры алгоритмических схем решения управленческих задач в практическом менеджменте11.
Метод контрольных тестов используется для оценки и аттестации профессионального уровня менеджмента на предприятии, а также уровня усвоения обучающих программ при подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов. Система контрольных тестов в ситуационном менеджменте может использоваться, как в режиме самоконтроля, так и при периодической аттестации управленческих кадров, формировании (наборе) кадров менеджмента и управлении их профессиональным продвижением.
Ключевым моментом современной системы взглядов на менеджмент является применение ситуационного подхода в управлении. Центральным понятием ситуационного подхода является ситуация, т. е. конкретный набор переменных, которые решающим образом влияют на организацию в данное время. Бизнес-ситуация”— это перечень событий и проблем, фактически стоящих перед лицом, принимающим решения с ориентацией на сведения об окружающей среде. Изменяется ситуация — меняются конкретные задачи — меняются поведение лица, принимающего решения, и методы управления. Таким образом, в менеджмент встроено постоянное обновление с ориентацией на конкретную ситуацию.