Система внебюджетных фондов в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 07:41, курсовая работа

Описание работы

Реформирование системы государственных финансов 90-х годов XX века в России, связано с появлением системы внебюджетных фондов. Их создание было продиктовано необходимостью решения отдельных жизненно важных для общества задач, как социального, так и экономического характера.

Содержание

Содержание:
Введение 3
1. Сущность внебюджетных фондов 7
1.1. Необходимость и причины возникновения внебюджетных фондов 7
1.2. Роль внебюджетных фондов в РФ 12
2. Анализ развития государственных внебюджетных фондов на современном этапе 34
2.1. Основные направления развития внебюджетных фондов 35
2.2. Пенсионная система РФ 36
2.3. Система Обязательного Медицинского Страхования РФ 41
2.4. Система Фонда Социального Страхования 44
Заключение 50
Список использованных источников информации 53

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

     Финансирование  пенсий по государственному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета – базовая часть (из сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет). Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии производится за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. 
Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет: 

     · страховых взносов;  
          · средств федерального бюджета;  
          · сумм пеней и иных финансовых санкций;  
          · доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;  
          · добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц;  
        · иных источников, не запрещенных законодательством РФ. 

     Средства  бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.  
Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного Фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ. Денежные средства обязательно хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии этих учреждений на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ[3].

     В соответствии с федеральными законами Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие виды пенсий:

     - трудовая пенсия (по старости, по  инвалидности, по случаю потери  кормильца); 
- социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам); 
- пенсия за выслугу лет; 
- пособие одиноким матерям; 
- пенсия военнослужащим и членам их семей; 
- пенсия пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.

     Население государства считается старым, если в его структуре доля людей в возрасте от 65 лет и старше превышает 7%. В России этот показатель равняется 12%. На одного пенсионера приходится всего 1,7 работающих. И выполнение принципа – «сегодняшний» работник содержит «вчерашнего» работника – становится затруднительным. Это привело к необходимости проведения пенсионной реформы. И сегодня она уже набирает обороты. 

     Суть  пенсионной реформы в том, что  человек сам в течение всей жизни должен знать и держать  под контролем процесс формирования его будущей пенсии. Задача пенсионной реформы – достичь роста доходов пенсионной системы, который перекрывал бы объем средств, необходимых для будущих пенсионеров. Новая модель должна полностью учитывать вклад тех, кто больше зарабатывает, и за кого отчисляются работодателем страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Она основана на установлении трехуровневой пенсии: базовой (6 %), страховой (10 %),накопительной (4%).

     Для лиц, моложе 1967 года рождения и моложе страховая часть составляет 10%, а  накопительная – 4%, 6% из ЕСН (26%) направляется в федеральный бюджет [4].

     Диаграмма 3. показывает, что наибольший удельный вес занимают поступления в Пенсионный Фонд РФ – 78%, 10% поступает в территориальные фонды ФФОМС, по 6% в остальные основные внебюджетные фонды.

     

       Диаграмма 3. Структура поступлений в основные  внебюджетные фонды РФ в 2007 году.

     2. Анализ развития государственных внебюджетных фондов на современном этапе

     2.1. Основные направления развития внебюджетных фондов

     Выделение в качестве самостоятельных государственных социальных внебюджетных фондов не получило однозначной оценки в обществе. По мнению некоторых специалистов, существующая форма функционирования государственных социальных внебюджетных фондов ничем не отличается от бюджетной. В связи с этим было бы достаточно принять законодательные решения, запрещающие в рамках бюджета использовать целевые платежи на иные нужды. Тогда не потребовалось, бы создавать автономные фонды.

     Сторонниками  консолидации внебюджетных фондов в  системе бюджетов выступают преимущественно представители правительственных, в частности финансовых и налоговых структур, которые исходят, прежде всего, из соображений фискального порядка. Согласно их точке зрения, преимущества консолидации средств внебюджетных фондов в бюджетной системе страны заключаются в предотвращении образования в одних фондах излишних средств наряду с нехваткой их в других. Значительно упростилась бы и процедура централизации избыточных средств этих фондов, образовавшихся в отдельных регионах.

     Противники  консолидации, напротив, считают, что ни в коем случае нельзя объединять внебюджетные фонды с бюджетом. По их мнению, при устойчивом дефиците федерального бюджета сохраняется реальная опасность нецелевого использования средств социальных внебюджетных фондов, неполного осуществления социальных платежей, гарантируемых государством. Еще одной причиной возражений против бюджетной консолидации является то, что в составе бюджета у социальных фондов не будет возможности получать проценты от размещения временно свободных средств специальных фондов, ценных бумаг. А это усилит зависимость от общеэкономической конъюнктуры. Наконец, полная централизация средств фондов в федеральном бюджете приведет к ослаблению функций региональных органов управления в социальной сфере, усложнит их работу. Наличие разных мнений свидетельствует о том, что внебюджетные социальные фонды как экономический субъект государственной финансовой системы не являются однородными и не обладают ни абсолютными преимуществами, ни абсолютными недостатками по сравнению с бюджетной формой ее существования [18, с. 129].

     2.2.  Пенсионная система РФ

     В настоящее время пенсионная система  нуждается в реформировании, что  обусловлено целым рядом факторов. Прежде всего, наблюдается финансовая несбалансированность пенсионной системы, вследствие чего объем средств, необходимых для выплаты пенсий, не обеспечивается поступлением страховых платежей. Средний размер пенсии близок к прожиточному минимуму пенсионера, а минимальный составляет четверть минимума. Одним из самых негативных социальных явлений стали задержки с выплатой пенсий. Кроме того, несовершенным является сложившийся механизм взаимоотношений федерального бюджета и ПФ по возмещению расходов на пенсии, подлежащие финансированию из федерального бюджета (социальные пенсии, пенсии военнослужащим и т.п.). Несовершенной является и сам механизм пенсионной системы.

     Пенсионная  система России построена по распределительному принципу, основанному на солидарности поколений. При этом на выплаты пенсий пожилым людям используются поступления  в фонды пенсионного страхования от работающего населения. Лица, платившие страховые взносы, получают при достижении пенсионного возраста право на пенсию, которая финансируется, в свою очередь, следующими поколениями плательщиков страховых взносов. В данном случае говорят о так называемом договоре между поколениями.

     Преимущества  распределительных пенсионных систем состояли в следующем:

  • возможность начать выплату пенсий незамедлительно, поскольку не требуется времени для накопления;
  • размеры пенсий не зависят от результатов функционирования финансовых рынков и деятельности руководства пенсионных фондов;
  • финансируемые таким образом пенсии обеспечивают более надежную защиту и более высокую норму замещения (отношение пенсии к заработной плате) для лиц с невысокой заработной платой.

     Однако  в распределительной системе  величина пенсионных фондов непосредственно  зависит от демографических факторов и состояния рынка труда. При  такой системе размер пенсий находится  в тесной связи с размером заработной платы. И если заработная плата снижается по каким-либо причинам, то снижаются и возможности по выплате пенсий. При такой системе неизбежны также сокрытия заработной платы от уплаты страховых взносов. Ярким примером тому является ситуация в России, где за последние годы не только существенно сократилась доля заработной платы в ВВП (на 45%), но и широкое распространение получили разные способы сокрытия заработной платы. Так, предприятия часто используют специальные ссудные счета, натуральные формы оплаты. Возросло число «самозанятых» лиц, которые уклоняются от уплаты налогов.

     При распределительной системе учитываются  только общие показатели: трудовой стаж, размеры заработка за определенный период времени, льготы. Поскольку распределительная  система устанавливает тесную связь  между числом работающих и пенсионеров, с сокращением первых или увеличением вторых уменьшается и размер пенсий. Поэтому возможности такой системы весьма ограничены, если учитывать существующую демографическую ситуацию.

     Распределительная система бескризисно существует при соотношении 10-11 работающих на одного неработающего. При более низких соотношениях она начинает давать сбои. Сегодня в России на одного работающего приходится 1,7 неработающих и, судя по прогнозам, численность экономически активного населения будет снижаться, а численность пенсионеров расти. Происходит общее постарение населения страны: при общем его росте за последние 10 лет на 7,7% численность лиц пенсионного возраста увеличилась на 33,4%, а их доля в составе населения поднялась с 16,3 до 20,2%.

     В условиях, когда снижается доля всех занятых и занятых по найму  в общей численности трудоспособного  населения, возникает объективная  необходимость изменить формы пенсионного  обеспечения и более тесно  увязать уровень пенсий различных  категорий пенсионеров с их вкладом в финансирование пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом.

     Этим  требованиям в большей степени  отвечает накопительная пенсионная система. При накопительной системе  поступающие страховые взносы не сразу расходуются на выплату  пенсий, а накапливаются и инвестируются. Вместе с полученными от инвестирования доходами они в будущем используются для пенсионного обеспечения тех, кто осуществлял накопление.

     Считается, что накопительная пенсионная система  обладает следующими преимуществами. Она:

     1) не зависит от демографической  ситуации в стране, от соотношения  работающих и пенсионеров, хотя  и продолжает зависеть от темпов  экономического роста;

     2) обеспечивает дифференциацию пенсий  в зависимости от того, каковы  накопления человека и насколько  эффективно они были инвестированы;

     3) позволяет использовать аккумулируемые  деньги для долгосрочного инвестирования  в экономику;

     4) сочетается с системой конкурирующих  друг с другом негосударственных  пенсионных фондов, что облегчает  внедрение рыночных начал в пенсионное страхование.

     Вместе  с тем высказываются и аргументы  за более осторожный подход к накопительной  системе. Прежде всего, это касается сохранности накопленных средств  по мере их накопления. Если обратиться к истории развития системы пенсионного  страхования, то можно вспомнить такой пример. В Германии, в первые 20 лет своего существования (т.е. к началу Первой мировой войны) система социального страхования накопила огромный капитал. В 1923 г. его объем был бы достаточен для выплаты пенсий в последующие 13 лет. Однако во время Первой мировой войны государство воспользовалось этими денежными средствами для финансирования военных расходов. В результате значительную часть накопленного в системе пенсионного страхования капитала пришлось вложить в акции государственного займа, которые обесценились, поскольку война была проиграна. К тому же сильнейшая инфляция, разразившаяся в стране, превратила оставшиеся в фонде средства в пустые бумажки. От чистого капитала, с которым система пенсионного страхования работала до Первой мировой войны, к 1924г. осталось приблизительно 15%.

     Накопительная пенсионная система предусматривает  безопасное, без риска, вложение капитала, накапливаемого с целью финансирования выплаты пенсий. Однако в условиях быстрых изменений и роста  экономики достичь этого практически невозможно.

     Если  при распределительной системе  выплату пенсий можно начинать с  того месяца, за который собраны  страховые взносы, то при накопительной  наблюдается другая картина. Уплаченные страховые взносы используются с  начала в основном для того, чтобы создать резервный капитал, а потому пенсии можно начать выплачивать только тогда, когда то поколение, которое активно работает сейчас и создает этот резервный капитал за счет уплаты страховых взносов, достигнет пенсионного возраста, т.е. станет следующим поколением пенсионеров. Однако ни одно цивилизованное государство не позволит оставить без пенсионного обеспечения современное поколение пенсионеров. Поэтому более рациональным является сочетание распределительной и накопительной пенсионной системы.

     Сегодня в одних государствах накопительная  система является лишь незначительным «довеском» к распределительной, в  других — накопительный механизм постепенно вытесняет распределительный. В России в любом случае при  переходе от распределительной системы к накопительной неизбежен период сосуществования двух систем, в рамках которого государству потребуется возмещать потери поступлений в распределительную систему, вплоть до полного исполнения обязательств [16, с.98].

Информация о работе Система внебюджетных фондов в РФ