Система внебюджетных фондов в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 07:41, курсовая работа

Описание работы

Реформирование системы государственных финансов 90-х годов XX века в России, связано с появлением системы внебюджетных фондов. Их создание было продиктовано необходимостью решения отдельных жизненно важных для общества задач, как социального, так и экономического характера.

Содержание

Содержание:
Введение 3
1. Сущность внебюджетных фондов 7
1.1. Необходимость и причины возникновения внебюджетных фондов 7
1.2. Роль внебюджетных фондов в РФ 12
2. Анализ развития государственных внебюджетных фондов на современном этапе 34
2.1. Основные направления развития внебюджетных фондов 35
2.2. Пенсионная система РФ 36
2.3. Система Обязательного Медицинского Страхования РФ 41
2.4. Система Фонда Социального Страхования 44
Заключение 50
Список использованных источников информации 53

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

     Но  условий для экономической самостоятельности  они лишены. Поэтому государственные  социальные внебюджетные фонды лишь по форме, а не по содержанию являются фондами взаимного страхования населения. И дело вовсе не в том, что плательщиками страховых взносов в подавляющей части являются работодатели, а не работники. Экономическая природа средств, зачисляемых в указанные внебюджетные фонды, есть не что иное, как часть стоимости воспроизводства рабочей силы. Порядок же уплаты взносов является формой проявления этой сущности.

     Страховая природа средств внебюджетных социальных фондов является решающей причиной выделения  их из бюджета и принципиальным отличием от целевых бюджетных фондов.

     Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом  особенностей:

     - запланированы органами власти  и управления и имеют строгую  целевую направленность;

     - денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

     - формируются в основном за  счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

     - страховые взносы в фонды и  взаимоотношения, возникающие при  их уплате, имеют налоговую природу,  тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

     - денежные ресурсы фонда находятся  в государственной собственности,  они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и  не подлежат изъятию на какие-либо  цели, прямо не предусмотренные законом;

     - расходование средств из фондов  осуществляется по распоряжению  Правительства или специально  уполномоченного на то органа [23, с. 120].

     Необходимость государственных внебюджетных фондов заключается в том, что целевые бюджетные фонды стали создаваться в России в период перехода страны на новые экономические отношения. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991г. впервые предоставил возможность органам власти образовывать целевые бюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

     Внебюджетные  фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они позволяют  также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. Главной причиной их создания была необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Ведущую роль среди них заняли социальные внебюджетные фонды [9, с.65].

     Таким образом, главная причина создания внебюджетных фондов — необходимость  выделения чрезвычайно важных для  общества расходов и обеспечение  их самостоятельными источниками доходов.

     Исходя  из диаграммы 1, видно, что структура поступлений в основные внебюджетные фонды в 2008 году, увеличились на 1% поступления в ПФР, уменьшились поступления на 1% в ФФС. Но так как данные за январь-март 2008 года, то к концу года структура может выровняться и остаться на уровне 2007 года, а может и измениться. Рост поступлений во внебюджетные фонды показывает, что в стране ведется политика, направленная на увеличение доходов внебюджетных фондов.

       

     Диаграмма 1. Структура поступлений в основные  внебюджетные фонды РФ в 2008 году.

     1.2. Роль внебюджетных фондов в РФ

     Важным  элементом экономической системы является финансовая система, которая создается в процессе аккумулирования значительной части национального дохода в государственном бюджете и его использования для потребностей расширенного воспроизводства, для выполнения государством разнообразных функций (социальных, хозяйственных, воинских и др.). Основное средство аккумулирования средств в государственном бюджете - налоги.

     Важным  звеном государственных финансов являются внебюджетные фонды государства - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

     Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда. Так возникли в ряде государств экономические внебюджетные фонды.

     Специальные внебюджетные фонды предназначены  для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

     Материальным  источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

     Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных, местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов [10, с. 56].

     Внебюджетные социальные фонды тесно увязаны с бюджетом и между собой. Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

     При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств. (Например, валютные фонды многих стран образуются за счет средств центрального бюджета в форме безвозвратных субсидий. Дорожный фонд США, создаваемый за счет специальных налогов при наличии излишков, предоставляет займы федеральному бюджету).

     При двусторонних связях денежный поток  движется между внебюджетными фондами  и другими звеньями финансовой системы  в двух направлениях. Так фонды  социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

     При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

     В данной таблице рассматриваются  поступление доходов в бюджетную систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды за январь-март 2007-2008 гг.

     млрд. рублей      январь-март 2007 года      январь-март 2008 года      в % к 2007 году
     Всего поступило в бюджетную систему  РФ      1 631,6      2 039,9      125,0
     в том числе:                     
     Налоги  и сборы в консолидированный бюджет РФ      1 360,3      1 694,8      124,6
     Государственные внебюджетные фонды      271,3      345,2      127,2
     Государственные внебюджетные фонды - всего      271,3      345,2      127,2
     в том числе:                     
     Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР)      212,2      272,2      128,3
     Фонд  социального страхования (ФСС) (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования)      15,9      17,7      111,2
     Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)      15,0      19,4      129,5
     Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС)      28,2      35,9      127,2
 
 

     На  основании этих данных была построена диаграмма 2, из которой видно, что поступления во внебюджетные фонды растут. 

       Диаграмма 2. Динамика и структура поступлений в бюджет и внебюджетные фонды РФ.

     Внебюджетные  фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

     Область перераспределения бюджетных средств  гораздо шире, чем внебюджетных фондов, рамки, перераспределения которых ограничены целевым назначением фонда, а в отраслевых фондах - еще и отраслевой принадлежностью. Такая ограниченность в перераспределительной функции этого сегмента государственных финансов в отдельных случаях имеет ряд преимуществ перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов. При выделении во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматривается соразмерность централизуемых источников и потребностей, оперативнее решаются вопросы управления данной частью финансовых ресурсов, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, что невозможно достигнуть в бюджетах в условиях экономического кризиса.

     За  исключением Фонда занятости, все  внебюджетные социальные фонды в  законодательном порядке наделены самостоятельностью. Но условий для  экономической самостоятельности они лишены. Поэтому государственные социальные внебюджетные фонды лишь по форме, а не по содержанию являются фондами взаимного страхования населения. И дело вовсе не в том, что плательщиками страховых взносов в подавляющей части являются работодатели, а не работники. Экономическая природа средств, зачисляемых в указанные внебюджетные фонды, есть не что иное, как часть стоимости воспроизводства рабочей силы. Порядок же уплаты взносов является формой проявления этой сущности. Ничто не мешает органам власти государства установить минимальный уровень оплаты труда (который является нижним уровнем для любого работодателя), включающий как прожиточный минимум, так и долю платежей во внебюджетные фонды, переложив обязанность вносить страховые платежи с работодателей на работников. Однако действующий порядок более прост и привычен для менталитета нашего государства и населения. В других странах страховые взносы распределены более равномерно между работниками и работодателями, а в отдельных государствах подавляющую часть взносов уплачивают работники.

     Страховая природа средств внебюджетных социальных фондов является решающей причиной выделения их из бюджета и принципиальным отличием от целевых бюджетных фондов.

     В настоящее время отношения в  системе обязательного социального  страхования регулируются Федеральным законом № 165-ФЗ с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 05.03.2004 № 10-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» в связи с введением единого социального налога».

Информация о работе Система внебюджетных фондов в РФ