Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:26, реферат
Отчужденность производителей и потребителей порождает несколько важных вопросов: кто, как и каким образом будет обеспечивать доставку товаров; каковы будут финансовые, товарные и информационные потоки; как будет обеспечиваться обратная связь от потребителей к производителю продукции и т. д. Ответы на эти вопросы определяют способ по системы распределения, эффективная организация которой определяет успех деятельности компании в условиях современного рынка.
Система распределения
Отчужденность производителей и потребителей порождает несколько важных вопросов: кто, как и каким образом будет обеспечивать доставку товаров; каковы будут финансовые, товарные и информационные потоки; как будет обеспечиваться обратная связь от потребителей к производителю продукции и т. д. Ответы на эти вопросы определяют способ по системы распределения, эффективная организация которой определяет успех деятельности компании в условиях современного рынка.
Сформулируем определение процесса распределения:
Под процессом распределения понимается совокупность стадий, действий и методов по определению, выбору и привлечению потребителей, выявлению рациональных путей и средств поставки товаров согласно условиям договора, обоснованию способов и видов складирования этих товаров С распределением связаны все решения, которые могут приниматься для определения потоков, сопровождающих продвижение товара от производителя до конечного пользователя..
Пути распределения и их функции
Для характеристики
договорных и коммуникативных связей
субъектов распределительной
Канал распределения — это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому субъекту право собственности на конкретные товар или услугу на их пути от производителя к потребителю. От выбранного канала зависят скорость, время, эффективность движения и качество поставки товара от производителя к конечному потребителю.
Участники канала
распределения выполняют
· информационную — сбор и распространение информации, полученной в ходе маркетинговых исследований, об имеющихся и потенциальных покупателях, конкурентах, остальных участниках и других факторах маркетинговой среды;
· продвижения
— формирование
· ведения
переговоров — достижение
· заказа — заключение соглашений с другими участниками канала на предмет приобретения товаров у производителя;
· финансирования
— изыскание и распределение
средств, необходимых для
· принятия
риска — принятие на себя
ответственности за
· владения
товаром — последовательное
· оплаты
— перевод денег покупателя
по счетам продавца через
· маркировки
— передача права
Поскольку перечисленные функции могут быть выполнены как фирмой-производителем, так и посреднической организацией, выбор носителя сбытовых функций представляет собой решение вопроса об относительной эффективности канала распределения, которая определяется отношением вероятного эффекта от использования того или иного канала сбыта к затратам на создание и эксплуатацию этого канала.
Как уже было упомянуто в самом начале данной главы, одна из существующих современных тенденций в политике распределения связана с попытками многих компаний получить доступ к конечным потребителям своей продукции, то есть избежать построения многоуровневой системы распределения и построить взаимодействие с потребителями на уровне прямого маркетинга. Достигнуть этого позволяют современные информационные технологии и Интернет. Они позволяют обеспечить выполнение ряда функций: информационной, продвижения, ведения переговоров, заказа и оплаты, и тем самым отказаться от услуг посреднических организаций.
Уровни канала
Каждый посредник,
который своими действиями приближает
продукт к конечному
Канал нулевого уровня, называемый также каналом прямого маркетинга, состоит из производителя, который напрямую продает свой товар конечному потребителю. Примером такого канала является торговля через Интернет — производитель может создать интернет-магазин, через который осуществлять продажу своих товаров конечным потребителям.
Одноуровневый канал включает в себя одного посредника, например, розничного торговца. В двухуровневом канале распределения посредников двое. На рынке товаров широкого потребления в их качестве обычно выступают оптовик и розничный торговец. Трехуровневый канал включает в себя трех посредников. Существуют и более протяженные каналы распределения.
Выбор альтернативного варианта системы распределения зависит от различных факторов, в значительной степени — от назначения, характера товара, финансового потенциала, имиджа фирмы-производителя и т. д. Так, при одно-, двух- и трехуровневом каналах в систему распределения встраиваются один, два и три посредника.
Каждый канал
сбыта имеет свои преимущества и
недостатки. Для фирмы-производителя
стремление не привлекать посредников,
с одной стороны, приводит к росту
транспортно-складского хозяйства, а
с другой, — укрепляет и координирует
связи с потребителями. Соответственно
увеличение числа посредников, используемых
фирмой-производителем, снижает ее
затраты по транспортировке и
хранению товара, но одновременно лишает
ее непосредственного
Количество уровней и состав субъектов канала распределения имеют большое значение при его формировании.
Подбирая тип посредника, необходимо учитывать, от чьего имени он будет работать и за чей счет осуществлять свои операции. В контексте такого подхода возможно выделение четырех типов посредников: дилер (от своего имени и за свой счет); дистрибьютор (от чужого имени и за свой счет); комиссионер (от своего имени и за чужой счет); агент, брокер (от чужого имени и за чужой счет).
Кроме указанных посредников, действующими субъектами системы распределения могут являться отдел сбыта, руководство предприятия, торговый представитель, маклер, сбытовые филиалы, торговые синдикаты.
Наряду с вышеназванными категориями, система распределения оперирует еще двумя понятиями: оптовая и розничная торговля.
К оптовой торговле относятся все виды деятельности, связанные с продажей товаров и услуг тем, кто перепродает их или использует в корпоративных целях. К ней не относится сбытовая деятельность производителей и розничных торговцев. Как правило, оптовую торговлю по сравнению с розничной характеризует значительно больший объем сделок, но меньшее их общее число.
Цель розничной торговли, в отличие от оптовой, состоит в обслуживании конечных потребителей. К ней относятся все виды деятельности, связанные с продажей товаров и услуг непосредственно потребителям для личного, некоммерческого использования. Появление Сети добавило в перечень форм розничной торговли новую форму — розничную торговлю через Интернет, главным элементом которой являются интернет-магазины.
Динамика каналов распределения
Каналы распределения находятся в постоянном движении. Появляются новые организации оптовой и розничной торговли, развиваются и сами системы распределения продукции.
Одной из современных
тенденций является использование
многоканальных маркетинговых систем.
Система считается
Фирмы могут
получить выгоду от увеличения числа
каналов распределения тремя
способами. Во-первых, растет охват
рынка, так как чаще всего новый
канал создается, чтобы привлечь
недоступную ранее часть
Появление новых
каналов распределения
Конфликты бывают вертикальными, горизонтальными и многоканальными. Вертикальный конфликт появляется, когда есть некоторые разногласия между различными уровнями одного и того же канала. Горизонтальный конфликт возникает при появлении разногласий между фирмами, находящимися на одном и том же уровне канала. Межканальный конфликт возникает, если у производителя два или более конкурирующих друг с другом за обслуживание одного и того же рынка канала распределения. Например, очень часто приводят к конфликту попытки использования в данном качестве Интернета, когда производитель одновременно охватывает один и тот же регион через дилеров и напрямую через Сеть.
Особенности построения
системы распределения в
Развитие Интернета
привело к возникновению двух
новых тенденций в существующих
системах распределения. С одной
стороны, современные информационные
технологии создали возможность
для широкого круга производителей
получить доступ к конечным потребителям
своей продукции, что в ряде случаев
позволяет избежать построения многоуровневой
системы распределения и
В целом Интернет, как новый канал распределения, оказывает основное влияние на две группы компаний. К первой относятся производители, которые могут воспользоваться им как средством доступа к конечным потребителям продукции. Во вторую входят посредники, участники существующих каналов, для которых Интернет может представлять некоторую угрозу в связи с возможностью отказа от их услуг со стороны производителей, а также новые виды посредников, возникшие в результате появления Интернета. Рассмотрим эти группы компаний, их место и роли в системе распределения с учетом влияния Сети.
Интернет для производителей
Основание для рассмотрения Интернета в качестве нового полноправного канала распространения товаров и услуг дает ряд обстоятельств.
Во-первых, он дает
возможность компаниям
Во-вторых, благодаря
возможности осуществления
Во втором случае
встает вопрос об эффективности выполнения
функций по доведению продукции
до потребителей и их обслуживанию.
Эта тема будет рассмотрена чуть
позднее. Сейчас же речь пойдет о первом
случае и о той основной проблеме,
которая нередко возникает при
использовании Интернета в