Система нациольнальных счетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

"Система национальных счетов (в дальнейшем именуемая СHС ) - есть
адекватный рыночной экономике национальный учет, завершаемый на
макpоуpовне системой взаимосвязанных статистических показателей,
построенной в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц,
хаpактеpизующих результаты экономической деятельности, стpуктуpу

Содержание

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………...
……..3
1. Задачи системы национальных счетов в статистике…………………………..
……..4
2. Роль и функции национального счетоводства в экономиках переходного типа………………………………………………………………………………..

……..7
3. СНС в статистике развитых стран………………………………………………
…….12
4. Основные направления и задачи внедрения международных статистических стандартов……………………………………………………...

…….18
5. Система основных счетов СНС. Структура СНС. Проблемы внедрения СНС в РБ………………………………………………………………………….

…….22
5.1. Система основных счетов СНС. Структура СНС……………………….
…….22
5.2. Проблемы внедрения СНС в РБ………………………………………….
…….27
Задача …………………………………………………………………………………..
…….30
Заключение……………………………………………………………………………..
…….31
Список использованных источников…………………………………………

Работа содержит 1 файл

система национальных счетов.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

Важное место в структуре  новой версии СНС (1993) занимает межотраслевой баланс (МОЕ), показывающий взаимосвязи между отраслями экономики. МОБ выполняет функцию детализации счетов производства, образования доходов, использования доходов и операций с капиталом на уровне отраслевых групп товаров и услуг. С его помощью проводится анализ важнейших экономических пропорций, изучаются структурные сдвиги в экономике, идентифицируются ключевые отрасли, дающие значительные импульсы для экономического роста, исследуется зависимость экономики страны от экспорта и импорта, моделируется влияние тех или иных программ на цены, производство, занятость и т.д. Для прогнозных расчетов развития экономики используются коэффициенты прямых и полных затрат на производство товаров и услуг, исчисляемые на основе МОБ. [14, 150с.]

СНС (1993) включает в себя также сателлитные  счета и системы показателей, разрабатываемые для анализа  специальных проблем, связанных с окружающей средой, влиянием экологии на экономический рост, образованием, рынком труда (человеческим капиталом), измерением благосостояния и т.п. В сателлитных системах могут использоваться отличные от основной структуры СНС концепции и определения некоторых категорий (производства, потребления, расходов, инвестиций и др.), а также показатели в натуральных измерителях. [15, 58с.]

С учетом того, что некоторые счета  подразделяются на субсчета, в новой  версии СНС (1993) полная система счетов для секторов и экономики в целом включает более 80 счетов. Однако на практике ни в одной стране мира не составляется весь набор счетов и таблиц, предусмотренных международным методологическим стандартом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.2. Проблемы внедрения СНС в РБ.

Внедрение системы СНС является объективной необходимостью в условиях перехода Республики Беларусь  к рыночной экономике.

В целях создания надежной информационной базы для экономического анализа и оценки эффективности  народного хозяйства, выработки  рациональной политики и принятия решений на всех уровнях управления, прогнозирования экономических процессов в условиях рыночных отношений, а также учитывая, радикальные экономические преобразования, происходящие в республике, расширение ее международных связей и интеграцию в мировое сообщество в Республике Беларусь утверждена Республиканская программа перехода Республики Беларусь на принятую в международной практике систему учета и статистики.

Программа разработана  в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 1992 г. N 174 "О переходе Республики Беларусь на принятую в международной практике систему учета и статистики".

Существующая  система учета и статистики формировалась  в условиях действия административно-командных  методов управления экономикой, находилась в прямой зависимости от методологических основ централизованного планирования и основывалась, как правило, на сплошном статистическом наблюдении. Состав системы показателей сложился с учетом необходимости обеспечения управленческих функций министерств и ведомств.

Не придавалось  должного значения статистической информации и формированию показателей, характеризующих  финансовое состояние, денежное обращение  и кредит, функционирование новых  структур предпринимательской и  посреднической деятельности. В сочетании с недостаточной гибкостью методов статистического наблюдения это в значительной мере затрудняет анализ осуществляемых экономических преобразований, создает определенные трудности для эффективного регулирования хозяйственных процессов и проведения целенаправленной социальной политики.

Методология ныне действующей системы учета и  статистики оторвана от мировой практики, что осложняет анализ экономического положения республики, процессов  ее интеграции в международное сообщество.

Все это требует существенной перестройки учета и статистики в Республике Беларусь и приведения ее в соответствие с международными правилами.

Госкомстатом  Республики Беларусь выполнен ряд методологических и организационных работ, направленных на создание предпосылок внедрения системы национальных счетов. Начаты работы по определению валового национального продукта, однако действующая система учета валового внутреннего продукта не в полной мере соответствует мировой практике. На новых методологических принципах ведется наблюдение за изменением цен, внешнеторговой деятельностью, составляются балансы производства и использования продукции в натуральном и стоимостном выражении, совершенствуется статистика занятости, доходов и, расходов населения.

Республиканская программа предполагает комплексный пересмотр всей системы учета и статистики Республики Беларусь, приведение ее в соответствие с международными правилами при сохранении в статистике и учете тех инструментов, которые не только не противоречат мировой практике, но и обогащают ее.

Основной целью Республиканской  программы является создание условий  для повышения эффективности  государственного регулирования жизни  общества на основе объективной и  достоверной оценки состояния и  возможностей различных форм собственности, сфер экономики, прогнозирования их развития и оценки последствий управленческих решений.

Республиканская программа позволяет создать  условия для объективного анализа  экономики Республики Беларусь и  ее отдельных сфер в мировом сообществе, своевременного выявления тенденций международного разделения труда, оценки состояния и возможностей мирового рынка и перспектив его развития за счет:

  • определения состава, экономического содержания и методов расчета показателей, используемых в международной статистической практике и дополнения ими действующей отчетности;
  • разработки и интеграции в единую статистическую систему новых форм первичного учета бухгалтерской, финансовой, банковской и таможенной отчетности в соответствии с международными правилами;
  • внедрения новых методов обработки данных первичного учета с целью группировки по международным классификациям и формам представления данных международным экономическим органам;
  • уточнения состава показателей, периодичности, порядка представления и формы публикации статистических данных в соответствии с международными правилами.

При этом в качестве первоочередной и основополагающей задачи предусмотрено реформирование общеметодологических и организационных  основ государственной статистики в соответствии с потребителями, возникающими при переходе к рыночной экономике, реализации международных обязательств. Перестройка общеметодологических основ государственной статистики исходит из принципиально другого подхода к разделению народного хозяйства на сферы материального производства и непроизводственную, необходимости значительного расширения отражения процессов денежного обращения, финансового и платежного состояния государства. Для этого в действующую систему статистических показателей и учета вносится ряд существенных изменений, соответствующих международным стандартным статистическим системам.

Принципиальным  направлением реформирования организационных  основ государственной статистики должно стать определение порядка  взаимодействия государственной статистики с ведомственной информацией в условиях изменившейся системы управления экономикой.

С учетом радикальных  преобразований структуры и функций  органов управления перестраивается  система сбора и обработки  первичной статистической и учетной  информации на центральном и региональном уровнях.

Реформирование  методологических основ государственной  статистики предусматривает проведение широкого круга научно-методологических исследований, привлечение научных  организаций к решению теоретических  и методологических вопросов, проведение международной экспертизы принятых методических решений и осуществленных на их основе экспериментальных расчетов.

Преобразование  организационных основ государственной  статистики на базе новых технических  и технологических решений позволит резко сократить потоки статистической информации, преодолеть трудности, связанные со сбором информации от мелких предприятий и организаций, рационально распределить функции по обработке первичной информации на региональном и центральном уровнях.

Важны и новым  для Республики Беларусь направлением развития государственной статистики является организация работ по представлению статистических материалов в международные организации в соответствии с подписанными и ратифицированными международными соглашениями и конвенциями в области статистики.

Совершенствование системы макроэкономического статистического  учета и анализа прежде всего  связано с приданием показателю валового национального продукта (ВНП) статуса основной характеристики национальной экономической деятельности.  Необходимость использования ВНП в практике статистического учета определяется тем, что он отражает функционирование всей экономики, включая как производственную, так и непроизводственную сферы. Важно также, что ВНП и его структура являются основой международных экономических сопоставлений, оценки степени интеграции республики в мирохозяйственные связи.

Наиболее полная и достоверная оценка ВНП может  быть достигнута только при переходе к системе национального счетоводства (СНС). При этом необходимо учитывать, что она существенно отличается от действующей системы статистического учета, основанного на методологии баланса народного хозяйства (БНХ).

Переход к системе  национального счетоводства потребует  коренного пересмотра первичной  статистической информации, бухгалтерского, финансового и банковского учета.

Концептуальные  и организационно-методические различия двух систем приводят к различным  оценкам показателей доходов  и расходов предприятий и учреждений или их совокупностей, доходов и  расходов государственного бюджета, источников финансирования капитальных вложений, а также масштабов и путей перераспределения национального дохода, соотношения конечного и промежуточного продукта. Существующая ныне методология исчисления национального дохода также несопоставима с принятой в международной практике.

Цель создания системы национальных счетов (СНС) Республики Беларусь - полное и точное отражение  экономической деятельности государства. Внедрение СНС позволяет уточнить используемую и получить новую статистическую информацию о производстве продукции и оказании услуг, образовании, распределении и перераспределении доходов, движении капитала, конечном использовании народнохозяйственных ресурсов на потребление и накопление, а также об источниках их финансирования. С помощью СНС будет решена и задача адекватной оценки внешнеэкономических связей Республики Беларусь, ее торгового и платежного баланса.

За основу разработки системы национальных счетов Республики Беларусь принят вариант СНС ООН, используемый в Европейском Сообществе и известный как "Европейская система интегрированных экономических счетов" (ЕСИЭС).

В СНС предусмотрено  использовать два типа классификационных  хозяйственных единиц - по отраслям и по секторам. Группировка по отраслям позволит оценивать процессы производства, распределения и потребления продуктов и услуг, балансы ресурсов и их использование. Группировка хозяйственных единиц по секторам экономики покажет потоки доходов и расходов, состояние финансовых активов и пассивов. Так, счета для сектора "домашние хозяйства" обеспечат данными для анализа важнейших аспектов социальных процессов и уровня жизни (распределение доходов, потребление, сбережения и др.) и роли сектора "домашние хозяйства" в создании и использовании валового внутреннего продукта.

В СНС кроме  исчисления макроэкономических показателей, характеризующих деятельность экономики Республики Беларусь в целом, предусмотрены также расчеты валовой добавленной стоимости, ряда других счетов, исчисление национального дохода по методологии ООН на уровне республики.

Использование СНС в отечественной практике позволит получить ряд важных макроэкономических показателей, необходимых для оценки и анализа функционирования народного хозяйства, разработки экономической политики. Важнейшими из них являются: валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, национальное сбережение, располагаемый доход, конечные потребительские расходы на товары и услуги, валовые инвестиции и источники их финансирования, сальдо внешней торговли, сальдо по текущим операциям с заграницей. На основе этих данных оцениваются сложившиеся тенденции развития народного хозяйства, прогнозируются их изменения, вырабатывается экономическая политика и меры по ее осуществлению.

 

 

 

Задача

Численность населения в стране 38 млн. человек. Из них:

      • институционного населения – 12 млн. человек;
      • занятых – 18 млн. человек;
      • безработных – 7 млн. человек.

Через год:

      • поступили на работу достигшие 16 лет – 3,8 млн. человек;
      • ушли на пенсию – 9 млн. человек;
      • прекратили поиск работы из числа зарегистрированных безработных – 0,5 млн. человек.

Определить:

      • уровень занятости;
      • уровень безработицы в прошлом и нынешнем году при условии, что численность населения не изменилась

Информация о работе Система нациольнальных счетов