Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:18, научная работа
Мир вступил в стадию кардинальных экономических, общественных, военно-политических и иных изменений, характеризующихся высокой интенсивностью и динамичностью.
Интересы большинства человечества затронуты процессами глобализации, которые создают новую объективную реальность и во многом стимулируют мировой прогресс. Вместе с тем ее неоднозначный характер и последствия порождают множественные конфликты интересов. Предпринимаются попытки формирования и навязывания идеологии глобализма, призванной подменить или исказить традиционные духовно-нравственные ценности народов.
Введение………………………………………………………………….
Обеспечение национальной безопасности в условиях глобальных вызовов…………………………………………………………………..
Экономическая безопасность Республики Беларусь и показатели ее оценки…………………………………………………………………...
Меры белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности………………………………………………..
Список литературы……………………………………
Чрезвычайные ситуации в экономической системе могут вызываться как чисто экономическими факторами, так и административными. Примером тому могут послужить решения органов государственного управления.
Важнейшие показатели экономической безопасности Республики Беларусь за 2012 год представлены в таблице 1.
Таблица 1 «Важнейшие индикаторы экономической безопасности Республики Беларусь»
Наименование индикаторов |
Единица измерения |
Пороговые значения |
Фактически на 2012 год |
Уровень малообеспеченности |
% |
Не более 10 |
7 |
Уровень регистрируемой безработицы по отношению к активной части населения |
% |
Не более 8 |
0,7 |
Внутренние затраты на научные исследования и разработки |
% к ВВП |
Не менее 1 |
0,7-0,8 |
Удельный вес отгруженной |
% |
Не менее 20 |
17,9 |
Доля инвестиций в основной капитал |
% к ВВП |
Не менее 25 |
27 |
Коэффициент обновления основных средств |
% |
Не менее 5 |
7,5 |
Сальдо внешней торговли, включая услуги (по методологии платежного баланса) |
% к ВВП |
Не менее -5 |
12,3 |
Рентабельность продаж в организациях промышленности |
% |
Не менее 10 |
10-11 |
Дефицит консолидированного бюджета |
% к ВВП |
Не более -3 |
1,5 |
Внешний государственный долг |
% к ВВП |
Не более 25 |
21,5 |
Внутренний государственный |
% к ВВП |
Не более 20 |
3,3 |
Окончание таблицы 1
Платежи по обслуживанию государственного долга к доходам республиканского бюджета |
% |
Не более 10 |
8,4 |
Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга к валютной выручке |
% |
Не более 10 |
7,1 |
Уровень золотовалютных резервов в месяцах импорта |
месяцев |
Не менее 3 |
3,0 |
Доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива |
% |
Не менее 30 |
28-30 |
Доля импорта |
% |
Не более 25 |
16-17 |
Создано автором по информации из источника [4]
Стабильно высокими результатами характеризуется в текущем году внешнеэкономическая деятельность страны.
Положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами увеличилось до 3 966,1 млн. долл. США, при этом его отношение к ВВП составило 12,3%, значительно превысив прогноз на 2012 г. (2,3-2,7%).
По сравнению с январем-июлем 2011 г. сальдо улучшилось на 5579,7 млн. долл. за счет обеспечения позитивного баланса, как в торговле товарами (2296,5 млн. долл.), так и услугами (1669,6 млн. долл.).
Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь в январе-августе 2012 г. характеризуются относительно стабильным функционированием экономики и ростом большинства макроэкономических показателей по сравнению с соответствующим периодом 2011 г.
Сегодня экономическую
безопасность следует рассматривать
в качестве важнейшей характеристики
экономической системы, которая
определяет способность реализации
национально-государственных
Обеспечение экономической безопасности входит в состав важнейших функций государства.
В условиях экономического
кризиса крайне важно ориентироваться
на критические параметры угроз,
такие их размеры, достижение которых
предопределяет разрушительные процессы
в экономике. Критическая величина
экономических показателей
В Республике Беларусь определена модель системы экономической безопасности, которая в соответствии с существующими критериями выстраивается в рамках модели экономической безопасности малых государств. При этом в качестве национальных экономических целей следует выделить [3, c.63-66]:
разработку и реализацию в рамках либерально-системного подхода технологии перехода к рыночной экономике;
встраивание в систему мирохозяйственных связей и прежде всего на региональном уровне по всей структуре мировой экономики; вектор экономической интеграции Беларуси должен быть выстроен адекватно потокам движения товаров, услуг, информации между Российской Федерацией и Европейским сообществом;
устранение дисбаланса между долгосрочными и краткосрочными экономическими приоритетами в сторону последних.
Решение этих проблем позволит Республике Беларусь в перспективе активно влиять на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы; решать все внутренние задачи, исходя из национальных интересов; обеспечить населению достойный уровень жизни и гарантировать спокойствие в обществе[5].
Повышение
конкурентоспобности в
-
развитие человеческого
- активизация инновационной и инвестиционной деятельности;
-
стимулирование
-
рост экспорта товаров и услуг,
В целях повышения
конкурентоспособности страны в
настоящее время экономика
Белорусское
правительство достаточно активно
действует в области разработки
и внедрения целого ряда антикризисных
мероприятий по повышению международной
конкурентоспособности
В последнем случае белорусское правительство обязуется погашать из государственного бюджета 2/3 процентных ставок по выданным кредитам. Данная мера призвана стимулировать покупательскую активность на наиболее важном российском направлении и в результате достичь некоторого перераспределения долей этого рынка в пользу белорусских производителей.
В настоящее время именно инвестиционная составляющая может быть положена в основу нового внешнеэкономического курса белорусской машиностроительной отрасли.
Основным
условием повышения
За 2006-2011
годы в Республике Беларусь в целом
наблюдается положительная
Компании с иностранными инвестициями эффективно работают в Беларуси. За последние 4 года количество таких компаний, зарегистрированных в нашей стране, возросло на 40%.
Успешное развитие экономики неразрывно связано с наличием благоприятных условий и комфортного делового климата для ведения бизнеса. Это является гарантом инвестиционной привлекательности страны на международной арене и обеспечивает сохранение преимуществ, способствующих в свою очередь привлечению прямых инвестиций в страну. В Беларуси активно реализуется политика предоставления льготных условий для инвестирования, особенно в свободных экономических зонах, малых и средних городах и сельских поселениях, для развития среднего и малого бизнеса.
Сегодня
практически вся территория республики
(порядка 95%) представляет собой совокупность
успешно функционирующих
Создаются комфортные условия и совершенствуется не только в плане сфер деятельности и географии, но и в плане механизмов привлечения инвестиций.
Качественно
новым плацдармом для создания в
Беларуси высокоэффективных и
Создано
специальное правовое поле для функционирования
парка с использованием относительно
новых для Беларуси стимулов как
экономического, так и административного
характера. Концепция парка
В целях
совершенствования работы с иностранными
инвесторами и повышения ее эффективности
создано Государственное
Проводимая
работа по совершенствованию
Вот уже
с 2005 года Беларусь заслужено признается
одним из ведущих в мире реформаторов,
т.е. входит в топ-10 стран, где проводятся
интенсивные реформы, нацеленные на
всестороннее совершенствование бизнес-
- выгодное
географическое положение
- полноправное
членство в Многостороннем
При этом подписано более 60 двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, порядка 60 двусторонних соглашений о содействии в осуществлении (поощрении) и взаимной защите инвестиций.
Особенно
следует подчеркнуть
Сегодня основной площадкой привлечения внешних инвестиций являются исполкомы (на их долю приходится почти 97% всех заключенных с Республикой Беларусь инвестиционных договоров, которые составляют 70% в общей сумме привлеченных по договорам инвестиций). Республиканские органы государственного управления не проявляют активности.
Текущий момент характеризуется общим спадом инвестиционной активности, что связано с ужесточением денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, сокращением кредитования госпрограмм. За 9 месяцев текущего года в экономику республики вложено 103,6 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, темп роста – 87,2% (прогноз по году – 96-97%) к уровню аналогичного периода 2011 г.
В среднем за 2006-2011 гг. доля бюджетных средств в источниках финансирования инвестиций составляла 21,9%, что выше, чем в странах-соседях, обладающих значительно большим потенциалом бюджетного стимулирования инвестиционной деятельности: Россия – 14,4%, Казахстан – 18,7%.
В этих условиях существует необходимость мобилизации всех усилий на привлечение инвесторов, стимулирование реинвестирования и создание новых высокотехнологичных производств, как источников развития.