Система мер Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:18, научная работа

Описание работы

Мир вступил в стадию кардинальных экономических, общественных, военно-политических и иных изменений, характеризующихся высокой интенсивностью и динамичностью.
Интересы большинства человечества затронуты процессами глобализации, которые создают новую объективную реальность и во многом стимулируют мировой прогресс. Вместе с тем ее неоднозначный характер и последствия порождают множественные конфликты интересов. Предпринимаются попытки формирования и навязывания идеологии глобализма, призванной подменить или исказить традиционные духовно-нравственные ценности народов.

Содержание

Введение………………………………………………………………….

Обеспечение национальной безопасности в условиях глобальных вызовов…………………………………………………………………..


Экономическая безопасность Республики Беларусь и показатели ее оценки…………………………………………………………………...

Меры белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности………………………………………………..


Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

Научная работа.docx

— 55.98 Кб (Скачать)

При обеспечении  экономической безопасности во внешнеэкономической  сфере важно достичь оптимального состояния и перспектив развития импорта. Конечно, при открытой экономике  импорт возрастет, способствуя наполнению рынка разнообразными товарами, но это не должно приводить к ухудшению  положения отраслей отечественного производства.

Утрата части  внутреннего рынка белорусскими производителями связана не только с более высокими качественными  характеристиками иностранных товаров, но и с тем сложным положением, в какое попали наши предприятия  в результате разрыва традиционных производственных связей с предприятиями других бывших республик СССР, резкого удорожания сырья и сокращения покупательной способности основной массы населения.

При нормализации экономического положения в стране, модернизации оборудования, развитии кооперации с зарубежными фирмами  многие отечественные производители  товаров народного потребления, располагая высококвалифицированной  рабочей силой, в состоянии не только поставлять свои изделия на внутренний рынок, но и выйти с  ними на внешние рынки.

С точки зрения экономической безопасности необходимо рассматривать и вопрос о привлечении  иностранных инвестиций в нашу экономику. В условиях развивающейся экономики, медленного роста капиталовложений иностранные инвестиции могли бы послужить катализатором подъема  в некоторых областях, а, следовательно, и экономического положения в  целом, способствуя тем самым  укреплению общих основ экономической  безопасности страны.

Но, принимая меры к существенному увеличению иностранных инвестиций, необходимо учитывать и другие аспекты экономической  безопасности:

Во-первых, с  учетом наших экономических и  оборонных интересов следует  определить не только отрасли, приоритетные для иностранных инвестиций, но и  отрасли, закрытые для них, или сферы, где иностранные вложения ограничиваются и регулируются на основе лицензирования.

Во-вторых, механизм привлечения иностранных инвестиций должен содействовать реальным вложениям  иностранными субъектами хозяйствования финансовых и материальных ресурсов в белорусскую экономику, а не создавать условия для скупки ими за бесценок тех или иных объектов, составляющих наше национальное богатство.

В-третьих, необходимо всегда искать пути для выбора наиболее эффективного варианта привлечения  иностранных финансовых ресурсов.

Одной из наиболее сложных внешнеэкономических проблем, порождающих серьезные угрозы для  экономического положения страны, является проблема внешнего долга.

Высокий уровень  внешней задолженности ставит под  сомнение наличие у республики возможности  проводить вполне самостоятельную  внешнюю, в частности внешнеэкономическую, политику с учетом собственных национальных интересов, поскольку сейчас страна вынуждена постоянно оглядываться на ведущие страны-кредиторы.

Для облегчения проблемы задолженности нужно предпринять  шаги, которые позволили бы не только уменьшить сумму самой задолженности, но также реально ограничить получение  новых займов и кредитов. На получение  новых кредитов и займов можно  идти только для финансирования тех  производственных проектов, которые  гарантировали бы оплату кредитов в  валюте в обусловленные сроки  путем расширения экспорта продукции  создаваемых объектов. Привлечение  же внешних займов для покрытия государственных  расходов, в частности дефицита госбюджета, представляется совершенно нерациональным.

Для защиты коренных интересов республики должен быть предусмотрен широкий спектр экономических, политико-дипломатических, информационных средств воздействия  на наиболее опасные источники реальных и потенциальных угроз.

Обеспечение финансовой безопасности в государствах с рыночной организацией хозяйства  осуществляется через реализацию бюджетно-налоговой  и денежно-кредитной политики, а  также через политику в области  валютного регулирования, которые  в совокупности определяют состояние  в финансовой сфере и условия  функционирования реального сектора  экономики.

Обеспечение финансовой безопасности напрямую зависит  от создания законодательно закрепленных условий хозяйственной деятельности, контроля со стороны государственных, в том числе и правоохранительных органов за соблюдением установленных  норм и правил хозяйственной деятельности. Такое положение определяет необходимость  четкого определения функций  и компетенции каждого из субъектов  обеспечения финансовой безопасности.

Важнейшей составляющей экономической безопасности является социальная безопасность, так как  она оказывает непосредственное влияние на "главную производительную силу" общества, каковой является человек.

Устойчивое, стабильное развитие социальной системы - одно из главнейших условий национальной безопасности. Социальные взрывы представляют реальную угрозу самому существованию  государства, его безопасности. Предотвращение таких угроз зависит от проводимой в государстве активной социальной политики, как основы социальной безопасности.

Социальная  сфера является одним из ключевых элементов не только экономической  безопасности, но и всей системы  национальной безопасности. В ней  реализуются интересы личности, общества, семьи, а также классов, социальных групп, государства. Именно здесь проверяется  прочность и гармоничность всего  многообразия социальных отношений, а  также конфликтность и бесконфликтность отношений между личностью и  государством, личностью и предприятием.

Таким образом, структура национальных внешнеэкономических  интересов и угроз представляет многомерное поле, в котором взаимодействуют  все отечественные субъекты внешнеэкономических  связей с их зарубежными партнерами. Поэтому наиболее актуальной задачей  обеспечения внешнеэкономической  безопасности Беларуси является поиск  оптимального соотношения между открытостью экономики и защитой национальных интересов. Данная проблема должна решаться в плоскости практических действий по определению степени открытости, разумных способов адаптации национальной экономики к жестким конкурентным условиям, нормам и требованиям мирового рынка, участию государственных структур в регулировании уровня внешнеэкономических барьеров и страховании отечественных производителей от значительных рисков интеграции в систему международного разделения труда, защите населения страны в социально-экономической сфере [2,с.15-23].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экономическая безопасность Республики Беларусь и показатели ее оценки

На сегодняшний день вопрос об экономической безопасности является очень актуальным. Ведь в последние  годы в стране проходило очень  много реформ, которые изменили суть и принципы всей экономики страны.

Угрозы экономической  безопасности - реальные и потенциальные  негативные воздействия, порождаемые  определенными действиями, явлениями  или процессами (условиями и факторами) либо их совокупностью, препятствующие реализации экономических интересов  государства.

Внутренними угрозами экономической  безопасности могут быть как объективные  процессы в сфере экономики, так  и целенаправленная деятельность разнообразных  социальных субъектов (международных  политических и экономических сообществ, организованных структур и отдельных  граждан внутри страны), преследующих собственные интересы, в том числе  экономические (извлечение наибольшей прибыли), политические (получение власти) и др.

Можно определить следующие  внутренние угрозы экономической безопасности страны:

· низкая конкурентоспособность  продукции;

· высокая степень монополизации  экономики;

· структурное деформирование экономики;

· ухудшение научно-технического потенциала;

· высокий уровень инфляции;

· усиление тенденций к  расслоению общества на бедных и богатых;

· отсутствие побудительных  мотивов для эффективного производства;

· кризис в большинстве  регионов;

· истощение земель; криминализация экономики;

· ухудшение здоровья населения.

К внешним угрозам можно  отнести в основном деятельность иностранных государств, их правительств, спецслужб, фирм и корпораций, направленную на подрыв экономической безопасности государства. К внешним угрозам  экономической безопасности также  можно отнести следующее:

· потерю отдельных традиционных рынков сбыта продукции;

· зависимость государства  от импорта ТЭР, многих видов сырья, а также комплектующих изделий  для машиностроения;

· замкнутость экспорта на сырье;

· дискриминационные меры иных стран, их сообществ во внешнеэкономических  отношениях;

· высокий внешний долг;

· высокий уровень внешнего долга, усиление попыток его использования  для воздействия на принятие экономических  и политических решений;

· не обустроенность государственной  границы, недостаточный экспортный и валютный контроль;

· неразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортных  операций;

· терроризм.

Вышеперечисленные угрозы являются общим списком основных угроз  экономической безопасности каждого  государства.

Основные факторы, создающие  угрозу безопасности Республики Беларусь:

- рост изношенности производственных  мощностей, использование несовершенных  технологий, характеризующихся повышенной  энергоемкостью и ресурсоемкостью,  низким качеством продукции и  высокими издержками производства.

- несогласованность отношений  собственности и структуры производственных  отношений, неравенство условий  для субъектов хозяйствования  с различными формами собственности.

- ослабление научно-технического  и технологического потенциала  страны, сокращение исследований  на стратегически важных направлениях  научно-технического развития. Потеря  требуемой динамики развития  фундаментальной и прикладной  экономической науки.

- снижение инвестиций  в реальный сектор экономики.  Ограничение прав товаропроизводителей.

- снижение качества товаров  и услуг отечественных производителей, низкая их конкурентоспособность  на внутреннем рынке.

- снижение конкурентоспособности  белорусских товаров на внешних  рынках. Принятие зарубежными государствами  мер, ставящих в невыгодные  условия белорусских товаропроизводителей, установление жестких барьеров  и условий по осуществлению  экспортно-импортных операций.

- отток наиболее квалифицированных  специалистов за рубеж.

- отсутствие стабильных  условий хозяйственной деятельности. Несовершенство правового регулирования  экономических отношений.

Проблемы экономической  безопасности требуют программного подхода при разработке мер по обеспечению экономической безопасности Республики Беларусь. При этом необходимо учитывать вышеупомянутые виды угроз.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности — это гарантия независимости  страны, условие стабильности и эффективной  жизнедеятельности общества, достижения успеха.

При обеспечении экономической  безопасности в Республике Беларусь важен системный, комплексный подход.

В целом, обеспечение экономической  безопасности должно стать основным приоритетом государственной политики Республики Беларусь. Государство должно создать в стране такие условия  хозяйствования, которые способствовали бы развитию предпринимательской инициативы, повышению инвестиционной активности; создать такую атмосферу, чтобы  субъекты хозяйствования всех форм собственности  могли бы эффективно осуществлять свою предпринимательскую деятельность. Это, на наш взгляд, может дать свой результат в обеспечении экономической  безопасности. Для этого нужно  провести изменения прежде всего  в налоговой, валютно-кредитной, банковской системе и т. д.

Следует отметить, что воздействие  внутренних факторов, ведущих к деградации экономики, не приостановлено. Какими бы причинами ни объяснялось кризисное  состояние экономики, фактом остается то, что главная опасность находится  внутри, а не за пределами Республики Беларусь. Проблемы, сложившиеся в  экономике, создают реальные и потенциальные  угрозы национальным экономическим  интересам и поэтому требуют  постоянного отслеживания и оценки степени воздействия на экономику, а также вызывают необходимость  разработки и реализации эффективных  мер защиты со стороны государства.

Национальная безопасность включает в себя такие составляющие, как политическая, военная, экономическая, информационная и др. виды безопасности, которые тесно взаимосвязаны  между собой. Однако вся система  безопасности базируется на экономической  составляющей, так как производство и воспроизводство материальных благ, удовлетворение материальных потребностей субъектов любой общественной формации является основой и необходимым условием их существования и жизнедеятельности [3, с.45-49].

При построении системы национальной экономической безопасности можно  выделить основные этапы:

-  выделение, формирование множества национальных экономических целей и приоритетов, а также угроз им;

- разработка системных показателей экономической безопасности государства для мониторинга и использования в управленческом процессе;

- проведение оценки состояния национальной экономической безопасности;

- разработка методов реализации государственной политики в сфере экономической безопасности страны и их актуализация [3,с.42-45].

Как было сказано выше, для  обеспечения экономической безопасности необходим постоянный мониторинг условий  и факторов, подрывающих устойчивость социальной и экономической системы. На основе этого государство формирует  экономическую политику [3, с.160], осуществляет институциональные преобразования, которые в свою очередь устраняют или смягчают вредное воздействие этих факторов. Очень важен при этом системный, комплексный подход.

Информация о работе Система мер Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики