Система экономических показателей хозяйственной деятельности и источники их получения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономических показателей ХД и источников их получения. Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотреть классификацию показателей и источников их получения;
Изучить систему показателей в ЭА.

Содержание

Введение
Глава 1. Классификация показателей, и источники их получения…………….3
Система экономических показателей и их роль в анализе……….4
Информационная база анализа хозяйственной деятельности…..10
Глава 2. Система показателей в экономическом анализе……………………..14
Объёмные показатели деятельности предприятия………………14
Расходы предприятия……………………………………………...18
Показатели эффективности деятельности предприятия………...32
2.4. Анализ финансово-экономических показателей как проблема индетификации кризисного состояния предприятия………………………….41
Заключение……………………………………………………………………….48
Список используемой литературы……………………………………………...49

Работа содержит 1 файл

Система экономических показателей в анализе хозяйственной деятельности и источники их получения.doc

— 242.00 Кб (Скачать)
  1. Доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;
  2. Дивиденды по акциям, проценты по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим торговому предприятию;
  3. Доходы, подлежащие налогообложению по особым ставкам (доходы от аренды, проката видео - , аудиокассет и записи на них);
  4. прибыль от посреднических операций и сделок (комиссионная торговля относится к посреднической деятельности);

Указанные суммы не исключаются  из валовой прибыли потому, что  такие доходы облагаются налогом  по установленным ставкам у источника  их выплаты.

Акционерные общества и  общества с ограниченной ответственностью могут уменьшать размер валовой прибыли на сумму отчислений в резервный фонд или другие аналогичные фонды. Законом РФ “Об акционерных обществах” льгота по прибыли, направляемой на создание резервного фонда, не может быть больше обязательного размера, равного 15 % уставного капитала, и выше 50 % налогооблагаемой прибыли.

Законом РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” установлены льготы для предприятий, уменьшающие размер налогооблагаемой прибыли. Эти льготы предусмотрены  для всех предприятий, если средства направлены на:

  1. Финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения (при условии полного использования сумм начисленного износа основных фондов);
  2. Благотворительные цели (3 % от суммы налогооблагаемой прибыли);
  3. Погашение кредитов банков, полученных на финансирование капитальных вложений;
  4. Проведение других мероприятий, предусмотренных законодательством;

При этом суммарный размер льгот, исключаемых из налогооблагаемой прибыли, не может превышать 50 % от суммы  налога, исчисленного без учёта этих льгот. Для предприятий на основе аренды имущества государственных предприятий сумма налога на прибыль уменьшается на сумму арендной платы (за вычетом амортизационных отчислений, входящих в состав этой суммы), поскольку арендная плата взимается в государственный бюджет в установленном порядке.

Наиболее сложная проблема, которую решает предприятие при  определении размера налога на прибыль, - это определение для целей  налогообложения доходов и расходов, полученных и произведённых по всем видам деятельности. Представляется целесообразным проводить экономический расчёт по каждой коммерческой сделке, чтобы получить представление о соотношении между затратами на приобретение, доставку, хранение и выручкой от их продажи. Коммерческую сделку можно считать выгодной, если она сможет обеспечить чистую прибыль в размере не менее 20-30 % затрат. Такое жёсткое требование обусловлено высокой степенью риска, характерного для коммерческой сделки.

Естественно, что все  торговые предприятия стремятся  получить как можно более высокий процент чистой прибыли. Какие же условия роста прибыли в торговле[11,стр. 26]:

  1. Расширение ассортимента товаров;
  2. Внедрение принципиально новых технологий коммерческого характера с целью увеличения объёма продаж товаров, пользующихся повышенным спросом;
  3. Отсутствие страха перед коммерческим риском;
  4. Целесообразное распределение средств, получаемых от экономии затрат;

При этом особое внимание следует уделить выбору стратегии  деятельности: либо  снижению цены на товары, пользующиеся пониженным спросом в расчёте на увеличения прибыли за счёт увеличения объёмов продаж, либо оставлению цены неизменной, ориентируясь на сохранение стабильности умеренного спроса. В результате использования того или иного метода (стратегии) возможны различные последствия вплоть до банкротства предприятия. Так что выбор стратегии подразумевает под собой ещё и глубокое маркетинговое исследование рынка схожих по назначению с продаваемыми данным предприятием товаров. 

Помимо всех вышесказанных  определений прибыли существует великое множество других, сделанных ведущими экономистами всего мира. К примеру, профессор Сиэтлского университета Пол Хейн (США) выдвинул следующее определение прибыли: “Прибыль - это чистый доход сверх обычной нормы дохода за счёт доступных инвестиционных возможностей”.  За рубежом очень часто в определении прибыли используется термин “инвестиции”. Так появилось понятие будущей прибыли, т.е. такой прибыли, которая будет получена в будущем вследствие внесения своевременных инвестиций, связанных, к примеру, с закупкой нового оборудования, машин, транспортных средств, с капитальными вложениями и т.д., что позволяет увеличить размер основного капитала (основных средств). Источниками инвестирования могут служить как банковские кредиты, частные капиталы, так и средства одних предприятий, вкладываемые в развитие других. Такие средства могут быть представления как в виде прямых ссуд, так и в виде приобретаемых акций, либо   в виде  вложения средств с целью получения прибыли и т.д..

Другое определение  прибыли было высказано П.Р. Рубинфельдом: “Под прибылью понимается конечный результат хозяйственной деятельности предприятия (фирмы, компании, корпорации и т.д.). Для всех фирм обязательным условием является максимизация прибыли: прибыль максимальна, когда предельный доход равен предельным издержкам”. Здесь определение прибыли дано через предельные издержки.

Фирмы, как правило, решают задачу максимизации прибыли на долгосрочный период. Максимизация прибыли подразумевает  под собой задачу планирования прибыли на некоторый срок вперёд, что является довольно сложной задачей на сегодняшний день.

При рыночной экономики  результаты деятельности торгового  предприятия оцениваются системой показателей, главным из которых  является рентабельность. Рентабельность определяется как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При вычислении рентабельности используется различные показатели прибыли. Показатели рентабельности позволяют выявить не только общую эффективность работы торгового предприятия, но и оценить различные стороны его деятельности.

Существует великое  множество показателей рентабельности, главным из которых является показатель общей экономической рентабельности торгового предприятия. Он вычисляется  по формуле:

Р  =  П / Т * 100,

где   Р - общая экономическая  рентабельность   хозяйственной  деятельности торгового предприятия;

П - сумма прибыли (валовой  или чистой);

Т - объем товарооборота (без НДС).

Следующим показателем  является показатель, характеризующий  эффективность использования собственного капитала. Он называется показателем рентабельности собственного капитала, который вычисляется по формуле:

Р  =  П / К *100,

где      П - сумма  прибыли торгового предприятия,

К  - средняя величина собственного капитала.

Этот показатель имеет важное значение для акционеров торгового предприятия. Он служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного торгового предприятия на фондовой бирже. Этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. Также существует показатель рентабельности всего капитала, который находится путём деления суммы прибыли на величину всего капитала.

Показатель рентабельности основных производственных средств (фондов) предприятия рассчитывается по следующей формуле:

Р  =  П / ОФ *100,

где    П - сумма  прибыли;

ОФ - средняя стоимость  основных фондов;

Аналогично высчитывается  показатель рентабельности материальных оборотных средств, только вместо показателя средней стоимости основных фондов применяется показатель средней стоимости материальных оборотных средств. Эти два показателя часто объединяют  и вычисляют один показатель рентабельности основных фондов:

Р  = (П / (ОФ + МС) * 100),

где МС - средняя стоимость  материальных оборотных средств.

Если торговое предприятие  арендует помещения или сдаёт  помещения в аренду, то среднюю  стоимость основных фондов целесообразно  исчислять с учётом сданных и  полученных в аренду основных средств. В этом случае средняя величина основных средств определяется путём вычитания из суммарной стоимости собственных и арендуемых основных фондов стоимости объектов основных фондов, сданных в аренду.

Наряду с основными  показателями рентабельности используется большое количество частных показателей, таких как: рентабельность эффективности текущих затрат (отношение прибыли к издержкам обращения), рентабельность  затрат живого труда (отношение прибыли к заработной плате), рентабельность оборотных средств (отношение прибыли к средней величине оборотных средств), рентабельность эффективности использования рабочей силы (отношение прибыли к численности занятых на предприятии рабочих), рентабельность эффективности использования торговых площадей, рентабельность эффективности использования основного капитала и т.д. Частные показатели рентабельности характеризуют эффективность использования отдельных видов ресурсов торговыми предприятиями. Рентабельность является одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия, поэтому при анализе наряду с показателями рентабельности используется их динамика.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Анализ финансово-экономических показателей как проблема индетификации кризисного состояния предприятия

 

В рыночной экономике каждое предприятие находится в условиях жесткой конкурентной борьбы, неблагополучный исход которой – кризисное состояние и банкротство. Основная проблема управления – своевременно распознать неблагоприятную ситуацию для дальнейшей ликвидации не последствий, а причин кризиса. Данную задачу призваны решить современные методы и методики анализа финансового состояния предприятия.

В настоящее время  существуют различные методологические подходы. Это можно объяснить  следующими причинами: во-первых, отсутствует однозначное определение понятий финансовой устойчивости, финансового и экономического состояния, во-вторых, глубина и акценты анализа зависят от интересов пользователей информации. Основной смысл существующих методик сводиться к расчету коэффициентов, которые определяются на основе структуры баланса предприятия, а затем сравнению их с нормативными значениями. Кроме того, делаются попытки оценивать уровень коэффициентов в баллах, а затем по суммарному количеству, определить рейтинг предприятия. Отличие методик состоит в большем или меньшем количестве предложенных коэффициентов, неоднозначности их наименований, классификаций, расчета и экономического смысла.             Кризисное финансовое положение — это грань банкротства: наличие просроченных кредиторской и дебиторской задолженностей и неспособность погасить их в срок. В рыночной экономике при неоднократном повторении такого положения предприятию грозит объявление банкротства.

Одна из основных характеристик  финансово-экономического состояния  предприятия — степень зависимости от кредиторов и инвесторов. Владельцы предприятия заинтересованы в минимизации собственного капитала и в максимизации заемного капитала в финансовой структуре организации. Заемщики оценивают устойчивость предприятия по уровню собственного капитала и вероятности банкротства[7,стр.63].

Финансовая устойчивость предприятия характеризуется состоянием собственных и заемных средств  и анализируется с помощью  системы финансовых коэффициентов. Информационной базой для расчета  таких коэффициентов являются абсолютные показатели актива и пассива бухгалтерского баланса.

Анализ проводится посредством  расчета и сравнения полученных значений коэффициентов с установленными базисными величинами, а также  изучения динамики их изменений за определенный период[6,стр.89].

Базисными величинами могут  быть:

  • значения показателей за прошлый период;
  • среднеотраслевые значения показателей;
  • значения показателей конкурентов;

Расчет и анализ относительных  коэффициентов (показателей) существенно  дополняет оценку абсолютных показателей финансовой устойчивости предприятия.

Коэффициент

Что показывает

Как рассчитывается

Комментарий

Коэффициент автономии

Характеризует независимость от заемных  средств. Показывает долю собственных  средств в общей сумме всех средств предприятия

Отношение общей суммы всех средств  предприятия к источникам собственных  средств

Минимальное значение на уровне 0,5. Превышение указывает на увеличение финансовой независимости, расширение возможности привлечения средств со стороны

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

Сколько заемных средств привлекло  предприятие на 1 руб. вложенных в  активы собственных средств

Отношение всех обязательств к собственным  средствам

Превышение указанной границы  означает зависимость предприятия  от внешних источников средств, потерю финансовой устойчивости (автономности)

 Коэффициент обеспеченности  собственными средствами

Наличие у предприятия собственных  оборотных средств, необходимых  для его финансовой устойчивости.

Критерий для определения неплатежеспособности (банкротства) предприятия

Отношение собственных оборотных  средств к общей величине оборотных  средств предприятия

Чем выше показатель (0,5) , тем лучше  финансовое состояние предприятия, тем больше у него возможностей проведения независимой финансовой политики

Коэффициент маневренности

Способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства за счет собственных источников

Отношение собственных оборотных  средств к общей величине собственных  средств (собственного капитала) предприятия

Чем ближе значение показателя к  верхней границе, тем больше возможность  финансового маневра у предприятия

Коэффициент соотношения мобильных  и иммобилизованных средств

Сколько внеоборотных средств приходится на 1 рубль оборотных активов

Отношение оборотных средств к  внеоборотным активам

Чем выше значение показателя, тем  больше средств предприятие вкладывает в оборотные активы

Коэффициент имущества производственного  назначения

Долю имущества производственного  назначения в общей стоимости всех средств предприятия

Отношение суммы внеоборотных активов  и производственных запасов к  итогу баланса

При снижении показателя ниже рекомендуемой  границы целесообразно прив-лечение  долгосрочных заемных средств для  увеличения имущества производственного назначения

Коэффициент прогноза банкротства

Доля чистых оборотных активов  в стоимости всех средств предприятия

Отношение разности оборотных средств  и краткосрочных пассивов к итогу  баланса

Снижение показателей свидетельствует  о том, что предприятие испытывает финансовые затруднения

Информация о работе Система экономических показателей хозяйственной деятельности и источники их получения