Система государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:50, реферат

Описание работы

Эффективная социально ориентированная рыночная экономика невозможна без активной регулирующей роли государства, роль которого усиливается по мере углубления международного разделения труда. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках - эти проблемы не могут быть решены автоматически на базе частной собственности и требуют государственного вмешательства.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и значение системы государственного регулирования экономики. 4
2. Экономическая система как объект государственного регулирования 7
Заключение 12
Литература 13

Работа содержит 1 файл

ГРЭ 3.docx

— 30.78 Кб (Скачать)

     • Смешанная экономика, которая сочетает различные формы собственности, а также рыночные принципы свободной конкуренции и государственного регулирования. Сущность смешанной экономики состоит в объединении в ее рамках различных, на первый взгляд, конфликтующих и даже несовместимых институтов, принципов и отношений. Это, прежде всего, рыночные принципы свободной конкуренции и государственного регулирования, а также сочетание различных форм собственности. Таким образом, смешанность экономики проявляется в дополнении механизма рыночного саморегулирования активным государственным вмешательством в те сферы жизнедеятельности общества, где рынок продемонстрировал свою неэффективность. В настоящее время именно такая экономическая система

занимает господствующее положение в странах с либерально-демократическим устройством;

     • Теневая экономическая система, которой характерно отсутствие государственного регулирования. Наличие значительного сектора теневой экономики присуще развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Разновидностью теневой экономики, имеющей ярко выраженный криминогенный характер, является Латентная экономика. Наиболее высока латентность преступлений, связанных с нарушением правил осуществления валютных операций, взяточничеством, приписками, халатностью, должностными подлогами, выпуском недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции. В настоящее время только 10-15 % правонарушений в экономике учитывается официальной статистикой. Во многих странах это явление приняло глобальные размеры. В структурном отношении экономическая система включает простые и сложные производственно-экономические единицы и их совокупности с точки зрения правовой, отраслевой и производственной организации. Элементами отраслевой и территориальной организации выступают крупные сферы экономики: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, оптовая и розничная торговля, финансово-кредитная сфера, отдельные отрасли и производства, экономические регионы и территориально-экономические образования областного уровня.

       Координирование функционирования экономической системы осуществляется на уровне предприятия, отрасли, на региональном и межрегиональном уровнях. В связи с этим к числу объектов ГРЭ следует отнести: условия, процессы, отношения, элементы и сектора экономики, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще. Объектами ГРЭ в пределах национальной экономической системы выступают: трудности, кризисы, по которым необходимо постоянное наблюдение и заблаговременная диагностика, подбор и дозирование средств ликвидации

     Напряженности, разрешение кризисов, принятие оперативных  мер. Кроме того, в качестве объектов регулирования выступают общехозяйственные  процессы и отношения (экономический  цикл, денежное обращение, занятость, цены, хозяйственная конъюнктура, отраслевая и региональная структуры, накопление капитала, научно-технический прогресс, состояние платежного баланса, национальная конкурентоспособность, а также  состояние окружающей среды). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Сущность задач государственного регулирования экономики можно свести к следующему:

     • государственное регулирование  экономики должно, с одной стороны, привести к балансу экономических  интересов, обеспечить эффективный  ход экономических реформ, с использованием рыночных механизмов, а с другой, - добиться справедливости в распределении  доходов и ресурсов;

     • одной из задач регулирования  является умелое использование ресурсов (природных, человеческих, финансовых), которыми располагает государство, для увеличения поступлений в  доходную часть бюджета, а также  для инвестирования, реструктуризации и развития экономики. При этом важно  руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод;

     • задачей регулирования является разработка программ социально-экономического развития, отраслевых, региональных, межрегиональных, а также целевых программ, инвестиционных проектов, концепций социально-экономического развития, прогнозов на ближайшую  и отдаленную перспективу, в которых  должна быть выражена главенствующая роль государства в управлении;

     • государственное регулирование  должно быть направлено на укрепление экономических основ социально-экономического развития всех регионов. Особенно важно  такое разграничение в области  использования природно-ресурсного потенциала, развития базовых отраслей экономики, военно-промышленного комплекса, транспорта, внешнеэкономической деятельности. При этом необходимы меры по совершенствованию  правовых основ и взаимодействия региональных и муниципальных органов  власти;

     • задачами регулирования являются сглаживание  межрегиональных различий, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов. 

     Литература 

     
  1. Курс переходной экономики. Под редакцией Л.И. Абалкина - М. Финсатинформ 1998
  2. Курс экономики. Под редакцией Б.А. Райзберга - М. Изд. ИН-ФРА-М 1999
  3. Лившиц А.Я. Краткий курс государственного управления экономикой II РЭЖ №10-11 1999
  4. Шишкин А.Ф. Экономическая теория Кн.2.-М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 1996
  5. Экономика. Под редакцией А.С. Булатова - М. Изд. БЕК 1996

Информация о работе Система государственного регулирования экономики