С точки
зрения экономики как науки анализируемые
процессы и тенденции означают появление
ряда новых моментов:
1. В привычный
набор форм управления, традиционно состоящий
из рыночного и иерархического способов
координации деятельности, добавляется
новая форма. Будем в более точных терминах
называть ее "форма управления ЭПРС".
Задача исследователей - проработать детали
механизма функционирования этой формы
на базе современных технических и организационных
средств и подготовить ее, таким образом,
к широкому практическому использованию
в организационном и институциональном
дизайне.
2. Во
многих случаях требуется включение
в теоретические конструкции
экономической науки ранее исключаемого
из рассмотрения фактора ненулевой
и в общем случае не однородной
информационной проницаемости экономической
среды. Одним из следствий учета
этого фактора является возможность
объяснения применимости той
или иной формы управления
в зависимости от времени распространения
информации в управляемой системе
и от скорости изменений состояния
системы. Предварительный анализ
показал, что рыночная форма
лучше работает в среде с
низкой информационной проницаемостью,
связанной с большим временем
распространения информации и/или
высокой скоростью изменений
состояний системы. Однако, рыночная
форма не является столь эффективной и
гибкой когда информационная проницаемость
среды в управляемой системе - на среднем
уровне или высокая. Иерархическая форма
занимает нишу в среде со средним уровнем
проницаемости, а форма ЭПРС лучше других
двух обслуживает координацию деятельности
в среде с высокой проницаемостью.
3. Образ
экономического пространства, заполненного
различными формами управления
и координации деятельности агентов
в зависимости от степени их
информационной "удаленности"
друг от друга наводит на
размышление о возможности построения
единой модели механизма координации
в экономической системе, частными
случаями которого будут рыночная,
иерархическая, ЭПРС и, возможно,
другие формы управления. Очевидно,
что для построения единой
модели необходимо выделить механизм
координации в теоретически чистом
виде, адаптация которого к различным
параметрам состояния экономической
системы должна давать реально
наблюдаемые формы управления. Логично
предположить, что такого рода
адаптации чистого механизма
должны характеризоваться худшими
показателями работы по сравнению
с исходным теоретическим вариантом.
В связи с этим, резонно поставить
вопрос и об измерении эффективности
работы механизма координации,
для которого может существовать
теоретически рассчитанный максимум
и практически достижимые значения.
Анализируемые три формы механизма
координации, в этом случае, должны
иметь разные КПД, где рыночная
форма будет иметь, скорее всего,
минимальный КПД, а ЭПРС - максимальный.