Шпаргалка по "Мировой экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 09:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на билеты по дисциплине "Мировой экономике".

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика ответы на билеты.doc

— 369.50 Кб (Скачать)

     «Парадокс Леонтьева». Теория основывается на многофакторности мировой торговли.

     Теория  цикла жизни продукта. (Вернон). Все торговые потоки проходят стадии разработки, внедрения, расширения, зрелости и старости.

     Неотехнологические  теории основываются на развитии технического прогресса, как основного фактора торговли. Внешнеторговые связи напрямую связаны с уровнем затрат на научные разработки. Существуют 2 основные модели этой теории: модель технологического разрыва и модель участия отдельных фирм в международной торговле. 

     13. Роль национального  государства в  международных экономических  отношениях. 

     Вопрос  насколько велико должно быть государство в экономике так и не решён.

     Государство – это (в широком смысле слова) набор институтов, располагающих средствами законного принуждения, которые используются на определённой территории и в отношении её населения, обозначаемого термином общество. В рыночной экономики две функции: регулятор экономических процессов (издание законов). Государство выступает как внешняя сила. Государство – это субъект экономики. Оно – часть экономической системы. Это крупнейший предприниматель, собственник и покупатель на рынке.

     В современной рыночной экономике  рынок является лишь одним из механизмов координации экономического поведения  его субъектов. Нет ни одной страны сейчас и ни одной страны в прошлом, где бы хозяйство функционировало  отдельно от государства. Рынок сам по себе не в состоянии поддерживать себя. Государство выполняет важнейшую роль сохранения самой рыночной системы путём выражения общественных интересов. Государство всегда занималось экономической деятельностью, вмешиваясь в экономическую жизнь. Изменялись методы его воздействия. В конце 18в Адам Смит, который описывал современный ему капитализм, отводил государству очень небольшой набор функций. По его мнению, государство не должно вмешиваться в экономику. Но эпоха свободной конкуренции ушла в прошлое. Ночной сторож ушёл в прошлое. 20в в связи с усложнением связей усложнил экономическую роль государства. С начала 30х гг. экономической доктриной стало кейнсианство. Оно определяло воздействие государство – регулирование совокупного общественного спроса. В большинстве стран сложился обширный государственный сектор. Сложилась такая социально экономическая модель, которая характеризовалась возрастанием роли государственного сектора в экономике. Этот сектор включал в себя не только производственную и социальную структуру, но и промышленные предприятия, кредитно-финансовые учреждения и другие объекты, которые использовали государство для воздействия на рынок труда, темпы экономического роста, уровень цен, научно-технический прогресс, воздействие на экономический цикл, увеличиваются социальные расходы государства.

     Рынок не может привести к равномерному распределению доходов и следовательно  государство должно регулировать распределение  доходов, а с другой стороны защищать тех, кто не способен самостоятельно регулировать уровень своих доходов. 

     14. Внешнеторговая политика  государств, ее экономические  инструменты. 

     Внешнеторговая  политика – это совокупность государственных средств и методов в сфере внешней торговли, направлена на регулирование экспорта и импорта.

     Формы:

     1. Протекционизм – это система государственного регулирования внешнеторговых связей, направленных на создание благоприятных условий фирмам-резидентам. Инструменты протекционизма: таможенные пошлины, тарифы (делятся на адвалорные, т.е. пошлина с цены товара; специальные; автономные; договорные) и субсидии. Протекционизм - это теория и практика регулирования внешней торговли, направленная на защиту субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции.

     Протекционизм как теория внешнеэкономического поведения утвердился в XIX в. в соперничестве с фритредерством (теорией и практикой свободной торговли). Особенно ожесточенно критиковались сторонниками протекционизма результаты свободной торговл между странами с различным уровнем экономического развития. Считалось, что в свободе торговли заинтересованы прежде всего развитые страны, но она мешает созданию национальной промышленности относительно отсталым государствам.

     В развивающейся национальной экономике  протекционистские меры необходимы для защиты только новых отраслей, возникших как результат научно-технического прогресса, от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время. Именно под защитой протекционизма проходило становление и развитие национальной экономики современных развитых стран.

     Таможенная  пошлина – это обязательные платежи которые устанавливаются на экспорт или импорт товаров в соответствии с его количеством и стоимостью.

     Импортная пошлина – это плата за ввоз товара в страну. В этом случае цена импортного товара на внутреннем рынке поднимается выше мировой, так как к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. Тарифы защищают отечественных производителей, занятых на импортозаменяющих отраслях, но отечественные потребители проигрывают.

     При свободной торговле внутренние цены будут приближаться к цене равновесия на мировом рынке. Относительный  дефицит на конкретную товарную группу покроется импортом. В условиях протекционизма введение тарифа на импорт повысит  внутренние цены, сократит спрос и соответственно объемы импорта.

     При таком положении у отечественных  производителей есть возможность расширять  производство, поскольку они не платят тариф, а следовательно, «золотое равенство» предельных издержек и предельного  дохода достигается отечественными фирмами при большем объеме выпуска товаров, который для них является оптимальным.

     2. Свободная торговля – это политика невмешательства государства в международную торговлю (free trade – фритредерство). В этом случае последняя осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ.

     К основным методам свободной торговли относят: демпинг (продажа товаров  по искусственно заниженным ценам); нетарифные методы регулирования (рецензирование и стандартизирование).

     Считается, что такая политика ведет к  наиболее эффективному распределению  ресурсов на мировом масштабе и к  максимизации мирового дохода.

     Свободная торговля:

  • стимулирует процессы конкуренции как среди отечественных производителей, так и на мировом рынке в целом;
  • позволяет осуществлять международную торговлю в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ;
  • дает возможность использовать международную специализацию, которая является основой роста прибылей и производителей и потребителей;
  • расширяет границы рынка – она создает базу для массового производства и получения положительного эффекта от него.

     Сторонники  фритредерства, считают что аргументы  в пользу протекционизма дискуссионны, поскольку цели. Которые он ставит перед собой, можно достичь с меньшими издержками. 

     15. Международные организации  и их роль в  международных экономических  отношениях. 

      В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.

     Начиная с создания в 1815 году Центральной  комиссии навигации по Рейну международные  организации наделяются собственной  компетенцией и полномочиями. Для современных международных организаций характерны дальнейшие расширение их компетенции и усложнение структуры. В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций, из них более 300 – межправительственные. В центре их находится ООН.

     Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета; государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация – это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющие постоянные органы и действующие в общих интересах государств – членов при уважении их суверенитета.

     Главным признаком неправительственных  международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста и др.).

     Усиление  интернационализации хозяйственной  жизни привело к резкому увеличению числа связанных с мировой экономикой и международными экономическими отношениями проблем, которые не могут быть решены на двусторонней основе, а требуют участия значительного числа государств или даже всех государств мира, что особенно важно при решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством  

     16. Всемирное хозяйство  и национальная  экономика. 

     Новый импульс в своем развитии межгосударственная экономическая интеграция получила в конце 80-х – начале 90-х годов, когда в мировой интеграционный процесс начали вливаться многие, ранее относительно изолированные от него страны, в том числе развивающиеся. Одновременно повышался и уровень международных экономических интеграционных процессов: углубилось разделение труда, увеличилось число международных организаций и союзов, международные экономические связи стали более управляемыми и стабильными. Результатом происходящих процессов явилось сначала формирование, а затем и развитие нового этапа международной экономической интеграции – создание всемирного хозяйства.

     Всемирное хозяйство представляет взаимосвязанные между собой экономики практически всех цивилизованных стран мира. Экономической основой всемирного хозяйства служит объективная целесообразность, обусловленная стремлением всех государств к росту экономической эффективности, достигнутому за счет международного разделения труда, и вызванными этим ростом национальной специализацией и международной интеграцией.

     Постоянное  стремление к углублению разделения труда и доведение его до международного уровня служило ранее главной причиной становления и развития международной торговли и мирового рынка. Однако, в отличие от мирового рынка, который и сейчас является важнейшей составляющей частью международного сотрудничества, всемирное хозяйство представляет собой более емкое явление. Это особая форма реализации международных экономических взаимосвязей между хозяйственными субъектами большинства стран мира, нацеленная на достижение большей эффективности в экономической деятельности за счет углубления разделения труда и свободного перемещения в мировом пространстве товаров, рабочей силы, технологий и капитала.

     Создание  всемирного хозяйства не означает автоматического  включения в него всех национальных экономик. Среди множества факторов, влияющих на вхождение и уровень  интегрирования каждой страны в систему мирового хозяйства, важнейшими являются два фактора. Во-первых, эффект, или экономическая, а, может быть, и политическая выгода для стран-участниц мирового интеграционного процесса; при этом главным критерием должен быть национальный интерес – не только текущий, но и связанный с отдаленным будущим. Решение вопроса об участии каждой конкретной страны в тех или иных формах международных экономических связей всегда представляет сложность, ибо требует всестороннего учета последствий и результатов такого акта. Это важно не только для национальной экономики отдельной страны, но и для мирового экономического сообщества в целом.

     Во-вторых, участие в мировой экономической  интеграции для любой страны становится возможным при условии определенной адаптации национального хозяйства и правовой базы государства к унифицированным нормам и требованиям всемирного хозяйства.

     Главными  условиями участия в международных  экономических союзах и других международных  организациях в настоящее время  являются: политическая стабильность в стране, отсутствие резких колебаний в состоянии национальной экономики и, наконец, открытость экономики.

     Ускорение развития международных экономических  интеграционных процессов требует  все более открытой экономики, что  подразумевает:

     - прозрачность, т.е. свободный доступ  к национальным макроэкономическим  сведениям;

     - экономическую свободу внутри  страны;

Информация о работе Шпаргалка по "Мировой экономике"