Шпаргалка по "Мировой экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 21:55, шпаргалка

Описание работы

Мировая экономика является сложной системой, включающей в себя множество находящихся во взаимосвязи, зависимости и взаимодействии элементов. Основу этой системы образуют международное и ограниченное рамками отдельных государств национальное производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление. Каждая из этих фаз мирового воспроизводственного процесса как в глобальном масштабе, так и в рамках отдельных государств, в зависимости от их места и доли, в целом оказывает влияние на функционирование всей мировой хозяйственной системы.

Содержание

1. Мировое всемирное хозяйство, его сущность
2. Основные этапы формирования и развития мирового хозяйства
3. Субъекты мирового хозяйства
4. Система национальных счетов и ее показатели
5. Национальный доход. ППС
6. Основные черты интеграции в конце XIX – начале XX в.
7. Международное разделение труда
8. НТР как определяющий фактор развития современного МРТ
9. Усиление тенденции глобализации в развитии мировой экономики в начале XXI в.
10. Соотношение глобализации и глобальных проблем в мировой экономике
11. Экологический кризис как глобальная проблема человечества
12. Международные экономические аспекты продовольственной проблемы
13. Глобальное международное сотрудничество и ООН. ЭКОСОС
14. Организации ООН
15. Природные ресурсы и их роль в мировой экономике
16. Запасы минерального сырья и энергетических ресурсов в мире (уголь, нефть)
17. Запасы минерального сырья и энергетических ресурсов в мире (природный газ, железная руда и др.)
18. Природные ресурсы для сельского хозяйства
19. Использование природных ресурсов для сельского хозяйства
20. Лесные ресурсы. Их значение в мировой экономике
21. Общие понятия демографии
22. Типы и особенности воспроизводства в различных группах стран
23. Урбанизация. Городское и сельское население
24. Занятость. Экономически активное и пассивное население
25. Международная миграция трудовых ресурсов
26. Научно-технический потенциал (НТП) в мировом хозяйстве
27. НТП как основа экономического роста
28. Понятие отраслевой структуры экономики
29. Отраслевая структура современной промышленности
30. Динамика отраслевой структуры современной промышленности
31. Топливно-энергетический комплекс, тенденции развития
32. Агропромышленный комплекс и тенденции его развития
33. Особенности развития АПК в различных группах стран
34. Транспорт в мировой экономике. Автомобильный транспорт
35. Прочие виды транспорта в мировой экономике
36. Перспективные тенденции развития транспорта
37. Основные типы государств в мировой экономике. Развитые страны с рыночной экономикой. Страны с переходной экономикой
38. Развивающиеся страны. Наименее развитые страны
39. Показатели, характеризующие экономический потенциал страны
40. Уровень жизни населения
41. Международная экономическая интеграция
42. ЕС и социально-экономическое развитие стран
43. Региональная интеграция в Североамериканском регионе
44. Интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе
45. Место и роль России в интернационализации хозяйственной жизни

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика. Шпаргалка_изд. РИОР, 2010.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

 
35. Прочие виды транспорта в мировой экономике

Железнодорожный транспорт обеспечивает перевозку грузов и пассажиров на дальние расстояния. Наибольшая протяженность железных дорог – в США, Канаде, России, Индии, Китае. Самой густой сетью железных дорог обладают Германия, Бельгия, Швейцария, Чехия. По грузообороту лидируют Россия, США, Китай, Канада, Польша.

В развитых странах наблюдается  тенденция к сокращению железнодорожной  сети, в развивающихся – к расширению.

Трубопроводный транспорт. США лидирует по протяженности нефте– и газопроводов. Самыми длинными трубопроводами обладают Россия и Канада. Крупнейшие в мире магистральные трубопроводы проложены в России («Дружба», «Союз», «Прогресс», «Сияние Севера»).

Морской транспорт – важная часть мировой транспортной системы, выполняющая межконтинентальные перевозки. Морской транспорт обеспечивает 98% внешнеторговых перевозок Японии и Великобритании, 90% всех внешнеторговых перевозок США и стран СНГ. Морской транспорт имеет самую низкую себестоимость.

По тоннажу морского флота лидируют следующие страны: Либерия, Панама, Япония, Норвегия, США, Греция, Кипр, Россия. Растет тоннаж морского флота развивающихся стран. Это связано с предоставлением так называемых дешевых флагов: использованием предприятиями развитых стран судов и дешевой рабочей силы.

Важным звеном транспортной системы  являются морские порты: универсальные (характерные для развитых стран) и специализированные (характерные  для развивающихся стран).

Речной транспорт наиболее развит в США, Китае, России, Германии, Канаде, Нидерландах, Франции. Эти страны лидируют по грузообороту речного транспорта.

Важную роль играют международные  речные бассейны: Дунай (объединяющий 12 стран), Нил, Конго, Нигер (по 9 стран), Рейн, Амазонка, Замбези (по 7 стран).

Многие речные бассейны (Волга, Обь, Лена, Янцзы, Енисей, Амазонка, Миссисипи и др.) имеют значительно большую пропускную способность, чем крупнейшие железнодорожные магистрали.

Воздушный транспорт, самый молодой и динамичный, обеспечивает перевозку пассажиров и грузов на большие расстояния. Наибольший пассажирооборот отмечается в США, России, Японии, Великобритании, Канаде, Франции, Германии.

Крупнейшие аэропорты мира расположены  в Чикаго, Далласе, Лос-Анджелесе, Атланте, Лондоне. Всего в мире 34 крупных  аэропорта, причем половина из них – в США, 8 – в Европе.

Финансирование транспортного  комплекса в промышленно развитых странах традиционно является одной  из приоритетных функций государства, ибо транспорт наряду с энергетикой  и связью является всеобщей важнейшей  базой нормальной деятельности производства и социальной среды в государстве.

Под воздействием НТП существенно  изменилась роль основных фондов транспортного  комплекса. В связи с этим инвестиции в основном направляются на обеспечение  интенсивного развития транспорта.

 
36. Перспективные тенденции развития транспорта

В долгосрочной перспективе в странах  с рыночной экономикой ожидается дальнейшее развитие НТП на транспорте. Структура сети путей сообщения претерпит существенные изменения.

Протяженность малодеятельных и нерентабельных железнодорожных линий и участков будет сокращаться. В то же время предполагается сооружение ряда новых, в основном скоростных, линий. Ожидается развертывание работ по электрификации железных дорог.

Длина автомобильных дорог с твердым покрытием увеличится. Основное внимание будет уделено совершенствованию существующей сети.

Увеличатся количество аэропортов (в основном грузовых) и протяженность внутренних авиалиний.

В США возрастет протяженность трубопроводов, в первую очередь – газо– и нефтепроводов.

Как в США, так и в западноевропейских странах на внутреннем водном транспорте предстоят гидротехнические работы, реконструкции портов. На морском транспорте предусматривается модернизация портов.

Существенные изменения произойдут в парке транспортных средств. Их количество несколько возрастет и заметно увеличится доля прогрессивных видов тяги. Повысится доля специализированного подвижного состава, его грузоподъемность и удельная мощность.

В области взаимодействия различных видов транспорта будут совершенствоваться существующие и создаваться новые средства для бесперегрузочных сообщений «от двери до двери», охватываться контейнеризацией перевозок не только генеральные, но и значительная часть массовых грузов, объединяться автоматизированные информационные системы разных видов транспорта, сооружаться объединенные системы разных видов транспорта, объединенные вокзалы и перегрузочные терминалы улучшенной планировки и т.д.

НТП на транспорте позволит существенно улучшить его экономические показатели, повысить качество обслуживания клиентуры и безопасность движения. На транспорте намечаются: широкое использование маркетинга, изучение спроса, введение учета потребностей, применение моделирования и т.д. Ожидается освоение на всей сети путей сообщения компьютерной системы Райлинка (соединяющей между собой в настоящее время железные дороги, клиентов и банки) или другой аналогичной ей системы, что позволит включить транспорт в сеть коммерческих обменов.

Продолжится работа по обеспечению  совместимости информационных систем, чтобы связать между собой национальные компьютерные сети.

 
37. Основные типы государств в мировой экономике. Развитые страны с рыночной экономикой. Страны с переходной экономикой

В международной практике все страны мира разделяются на три основные группы: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны. Такая разбивка на группы была выбрана для удобства анализа в ЭКОСОС (Экономическом и социальном совете ООН) и сейчас пересматривается, особенно в свете происшедших в последнее время кардинальных геополитических изменений.

Группа развитых стран  с рыночной экономикой включает 23 страны. Она подразделяется далее для целей анализа на частично совпадающие классификационные подгруппы крупнейших промышленно развитых стран, куда входят семь стран с наибольшими объемами валового внутреннего продукта (ВВП) в группе развитых стран с рыночной экономикой (РСРЭ). Это – Германия, Италия, Канада, Великобритания, США, Франция и Япония; Европейский союз – ЕС (Бельгия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Великобритания, Франция, Швеция, Финляндия и Австрия); Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ): Австрия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария, Швеция; Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды и Люксембург); Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА): США, Канада, Мексика.

Группа стран с переходной экономикой подразделяется на страны Восточной Европы, к которым относятся: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия и новые государства, возникшие после распада СССР: Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан, Армения, Молдавия, Азербайджан, Грузия, Латвия, Литва и Эстония, а также новые страны, возникшие после развала Югославии.

Практически во всех странах этой группы с начала 90-х годов проводятся экономические реформы, направленные на обеспечение устойчивого развития народного хозяйства за счет внутренней и внешней макроэкономической стабилизации, создания конкурентных рыночных отношений и проведения соответствующей реформы цен, структурной перестройки производства и предприятий на основе четкого законодательного определения прав собственности – государственной и частной, ограничения господства монополий и вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов рыночной экономики, расширения и углубления международной экономической интеграции.

Наибольших успехов в проведении экономических реформ в данной группе стран добились Польша, Чехия, Венгрия. После трех лет кризисного состояния  экономики в начале проведения реформ (1991–1993) положение начало стабилизироваться в 1994 г., а уже в 1995–1996 гг. национальный доход в этих странах возрастал ежегодно в среднем на 6%. С 1995 г. начался экономический рост и в других странах Восточной Европы – Румынии, Болгарии и Словакии.

 
38. Развивающиеся страны. Наименее развитые страны

Развивающиеся страны обычно группируются по регионам с учетом их географического положения. Для целей анализа отдельно выделяются также страны с активным платежным балансом и страны – импортеры капитала. Последние в свою очередь подразделяются на страны – экспортеры и страны – импортеры энергоресурсов. Страна считается экспортером энергоресурсов, если она одновременно удовлетворяет следующим двум критериям:

1) ее производство первичных  энергоресурсов (включая каменный  уголь, лигнит, сырую нефть, природный газ, гидроэнергию и атомную энергию) превышает собственное потребление по меньшей мере на 20%;

2) экспорт энергоресурсов составляет  как минимум 20% от общего объема  экспорта. Среди развивающихся стран  – импортеров энергоресурсов  выделяются страны с недавно сформировавшимся активным платежным балансом, к которым относятся четыре азиатские страны, считающиеся первым поколением успешных экспортеров готовых изделий (Сянган, Республика Корея, Сингапур и Тайвань).

Среди развивающихся стран в  современных условиях идет процесс дальнейшей экономической дифференциации. В настоящее время они оказались по крайней мере на трех различных уровнях хозяйственного развития. Наиболее развитые в промышленном отношении развивающиеся страны образовали группу «новых индустриальных стран» (НИС). К ним можно отнести Аргентину, Бразилию, Сянган, Республику Корея, Мексику, Сингапур, Тайвань, Турцию.

Промежуточную группу образовали страны, существенно отставшие от НИС как по общим объемам производства, так и по производству товаров и услуг на душу населения. Эта группа, в частности страны Ближнего Востока, характеризуется большой дифференциацией отраслевых структур, социальных слоев населения и их положением в обществе.

К группе «наименее развитых стран» относятся около 50 развивающихся стран. Как правило, они имеют узкую, даже монокультурную структуру хозяйства, высокую степень зависимости от внешних источников финансирования мероприятий в социально-экономической сфере. В ООН используются три критерия для отнесения стран к данной группе: доля валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения не превышает 350 долл. США; доля взрослого населения, умеющего читать, – не более 20%; обрабатывающая промышленность в ВВП составляет не более 10%. В эту группу входят 8 стран Азии, 28 – Африки, 5 – Латинской Америки и Океании и др.

 
39. Показатели, характеризующие экономический потенциал страны

Разнообразное сочетание факторов производства и условий развития различных стран не позволяет  оценивать уровень экономического развития с какой-то одной точки зрения. Для этого используют целый ряд основных показателей. 1. ВВП/ВНП или НД на душу населения. 2. Отраслевая структура национальной экономики. 3. Производство основных видов продукции на душу населения (уровень развития отдельных отраслей). 4. Уровень и качество жизни населения. 5. Показатели экономической эффективности.

Следует подчеркнуть, что уровень  экономического развития страны –  это понятие историческое. Каждый этап развития национальной экономики  и всего мирового сообщества в  целом вносит те или иные изменения в состав его основных показателей.

Ведущими показателями при анализе  уровня экономического развития являются показатели ВВП/ВНП на душу населения. Они положены в основу международных классификаций, подразделяющих страны на развитые и развивающиеся. Так, к числу развитых стран в 2000 г. относились страны с душевым производством ВВП более 9 тыс. долл. в год (страны с высоким уровнем доходов).

В некоторых развивающихся странах (в Саудовской Аравии) показатель ВВП  на душу населения находится на высоком уровне, соответствующем развитым индустриальным странам, однако по совокупности других показателей (отраслевая структура экономики, производство основных видов продукции на душу населения и др.) такие страны не могут быть отнесены к категории развитых.

Другой показатель – отраслевая структура экономики. Ее анализ проводится на основе показателя ВВП, подсчитанного по отраслям. Прежде всего учитывается соотношение между крупными народно-хозяйственными отраслями материального и нематериального производства (по удельному весу обрабатывающей промышленности в экономике страны).

Характеризуют уровень экономического развития страны и показатели производства некоторых основных видов продукции, являющихся базисными для развития национальной экономики; они позволяют судить о возможностях удовлетворения потребностей страны в этих основных видах продукции.

В первую очередь к таким показателям  относят производство электроэнергии на душу населения. Электроэнергетика  лежит в основе развития всех видов производств, и следовательно, за этим показателем скрываются и возможности технического прогресса, и достигнутый уровень производства и качества товаров, и уровень услуг, и т.п. Соотношение по этому показателю в настоящее время между развитыми странами и наименее развитыми составляет 500 : 1, а иногда и более.

Статистика выделяет также выплавку стали и производство проката, металлорежущих станков, автомобилей, минеральных  удобрений, химических волокон, бумаги и ряда иных товаров.

Близкими к указанным являются показатели наличия (или производства в стране) на 1000 человек населения или на среднестатистическую семью ряда товаров длительного пользования: холодильников, стиральных машин, телевизоров, легковых автомобилей, видеоаппаратуры, персональных компьютеров и др.

 
40. Уровень жизни населения

Уровень жизни населения  страны в значительной степени характеризуется структурой ВВП по использованию. Особенно важен анализ структуры частного конечного потребления (личных потребительских расходов). Большая доля в потреблении товаров длительного пользования и услуг свидетельствует о более высоком уровне жизни населения и, следовательно, более высоком общем уровне экономического развития страны.

Информация о работе Шпаргалка по "Мировой экономике"