Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 21:55, шпаргалка
Мировая экономика является сложной системой, включающей в себя множество находящихся во взаимосвязи, зависимости и взаимодействии элементов. Основу этой системы образуют международное и ограниченное рамками отдельных государств национальное производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление. Каждая из этих фаз мирового воспроизводственного процесса как в глобальном масштабе, так и в рамках отдельных государств, в зависимости от их места и доли, в целом оказывает влияние на функционирование всей мировой хозяйственной системы.
1. Мировое всемирное хозяйство, его сущность
2. Основные этапы формирования и развития мирового хозяйства
3. Субъекты мирового хозяйства
4. Система национальных счетов и ее показатели
5. Национальный доход. ППС
6. Основные черты интеграции в конце XIX – начале XX в.
7. Международное разделение труда
8. НТР как определяющий фактор развития современного МРТ
9. Усиление тенденции глобализации в развитии мировой экономики в начале XXI в.
10. Соотношение глобализации и глобальных проблем в мировой экономике
11. Экологический кризис как глобальная проблема человечества
12. Международные экономические аспекты продовольственной проблемы
13. Глобальное международное сотрудничество и ООН. ЭКОСОС
14. Организации ООН
15. Природные ресурсы и их роль в мировой экономике
16. Запасы минерального сырья и энергетических ресурсов в мире (уголь, нефть)
17. Запасы минерального сырья и энергетических ресурсов в мире (природный газ, железная руда и др.)
18. Природные ресурсы для сельского хозяйства
19. Использование природных ресурсов для сельского хозяйства
20. Лесные ресурсы. Их значение в мировой экономике
21. Общие понятия демографии
22. Типы и особенности воспроизводства в различных группах стран
23. Урбанизация. Городское и сельское население
24. Занятость. Экономически активное и пассивное население
25. Международная миграция трудовых ресурсов
26. Научно-технический потенциал (НТП) в мировом хозяйстве
27. НТП как основа экономического роста
28. Понятие отраслевой структуры экономики
29. Отраслевая структура современной промышленности
30. Динамика отраслевой структуры современной промышленности
31. Топливно-энергетический комплекс, тенденции развития
32. Агропромышленный комплекс и тенденции его развития
33. Особенности развития АПК в различных группах стран
34. Транспорт в мировой экономике. Автомобильный транспорт
35. Прочие виды транспорта в мировой экономике
36. Перспективные тенденции развития транспорта
37. Основные типы государств в мировой экономике. Развитые страны с рыночной экономикой. Страны с переходной экономикой
38. Развивающиеся страны. Наименее развитые страны
39. Показатели, характеризующие экономический потенциал страны
40. Уровень жизни населения
41. Международная экономическая интеграция
42. ЕС и социально-экономическое развитие стран
43. Региональная интеграция в Североамериканском регионе
44. Интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе
45. Место и роль России в интернационализации хозяйственной жизни
Железнодорожный транспорт обеспечивает перевозку грузов и пассажиров на дальние расстояния. Наибольшая протяженность железных дорог – в США, Канаде, России, Индии, Китае. Самой густой сетью железных дорог обладают Германия, Бельгия, Швейцария, Чехия. По грузообороту лидируют Россия, США, Китай, Канада, Польша.
В развитых странах наблюдается
тенденция к сокращению железнодорожной
сети, в развивающихся – к
Трубопроводный транспорт. США лидирует по протяженности нефте– и газопроводов. Самыми длинными трубопроводами обладают Россия и Канада. Крупнейшие в мире магистральные трубопроводы проложены в России («Дружба», «Союз», «Прогресс», «Сияние Севера»).
Морской транспорт – важная часть мировой транспортной системы, выполняющая межконтинентальные перевозки. Морской транспорт обеспечивает 98% внешнеторговых перевозок Японии и Великобритании, 90% всех внешнеторговых перевозок США и стран СНГ. Морской транспорт имеет самую низкую себестоимость.
По тоннажу морского флота лидируют следующие страны: Либерия, Панама, Япония, Норвегия, США, Греция, Кипр, Россия. Растет тоннаж морского флота развивающихся стран. Это связано с предоставлением так называемых дешевых флагов: использованием предприятиями развитых стран судов и дешевой рабочей силы.
Важным звеном транспортной системы являются морские порты: универсальные (характерные для развитых стран) и специализированные (характерные для развивающихся стран).
Речной транспорт наиболее развит в США, Китае, России, Германии, Канаде, Нидерландах, Франции. Эти страны лидируют по грузообороту речного транспорта.
Важную роль играют международные речные бассейны: Дунай (объединяющий 12 стран), Нил, Конго, Нигер (по 9 стран), Рейн, Амазонка, Замбези (по 7 стран).
Многие речные бассейны (Волга, Обь, Лена, Янцзы, Енисей, Амазонка, Миссисипи и др.) имеют значительно большую пропускную способность, чем крупнейшие железнодорожные магистрали.
Воздушный транспорт, самый молодой и динамичный, обеспечивает перевозку пассажиров и грузов на большие расстояния. Наибольший пассажирооборот отмечается в США, России, Японии, Великобритании, Канаде, Франции, Германии.
Крупнейшие аэропорты мира расположены в Чикаго, Далласе, Лос-Анджелесе, Атланте, Лондоне. Всего в мире 34 крупных аэропорта, причем половина из них – в США, 8 – в Европе.
Финансирование транспортного
комплекса в промышленно
Под воздействием НТП существенно изменилась роль основных фондов транспортного комплекса. В связи с этим инвестиции в основном направляются на обеспечение интенсивного развития транспорта.
В долгосрочной перспективе в странах с рыночной экономикой ожидается дальнейшее развитие НТП на транспорте. Структура сети путей сообщения претерпит существенные изменения.
Протяженность малодеятельных и нерентабельных железнодорожных линий и участков будет сокращаться. В то же время предполагается сооружение ряда новых, в основном скоростных, линий. Ожидается развертывание работ по электрификации железных дорог.
Длина автомобильных дорог с твердым покрытием увеличится. Основное внимание будет уделено совершенствованию существующей сети.
Увеличатся количество аэропортов (в основном грузовых) и протяженность внутренних авиалиний.
В США возрастет протяженность тр
Как в США, так и в западноевропейских странах на внутреннем водном транспорте предстоят гидротехнические работы, реконструкции портов. На морском транспорте предусматривается модернизация портов.
Существенные изменения
В области взаимодействия различных видов транспорта будут совершенствоваться существующие и создаваться новые средства для бесперегрузочных сообщений «от двери до двери», охватываться контейнеризацией перевозок не только генеральные, но и значительная часть массовых грузов, объединяться автоматизированные информационные системы разных видов транспорта, сооружаться объединенные системы разных видов транспорта, объединенные вокзалы и перегрузочные терминалы улучшенной планировки и т.д.
НТП на транспорте позволит существенно улучшить его экономические показатели, повысить качество обслуживания клиентуры и безопасность движения. На транспорте намечаются: широкое использование маркетинга, изучение спроса, введение учета потребностей, применение моделирования и т.д. Ожидается освоение на всей сети путей сообщения компьютерной системы Райлинка (соединяющей между собой в настоящее время железные дороги, клиентов и банки) или другой аналогичной ей системы, что позволит включить транспорт в сеть коммерческих обменов.
Продолжится работа по обеспечению совместимости информационных систем, чтобы связать между собой национальные компьютерные сети.
В международной практике все страны мира разделяются на три основные группы: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны. Такая разбивка на группы была выбрана для удобства анализа в ЭКОСОС (Экономическом и социальном совете ООН) и сейчас пересматривается, особенно в свете происшедших в последнее время кардинальных геополитических изменений.
Группа развитых стран с рыночной экономикой включает 23 страны. Она подразделяется далее для целей анализа на частично совпадающие классификационные подгруппы крупнейших промышленно развитых стран, куда входят семь стран с наибольшими объемами валового внутреннего продукта (ВВП) в группе развитых стран с рыночной экономикой (РСРЭ). Это – Германия, Италия, Канада, Великобритания, США, Франция и Япония; Европейский союз – ЕС (Бельгия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Великобритания, Франция, Швеция, Финляндия и Австрия); Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ): Австрия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария, Швеция; Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды и Люксембург); Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА): США, Канада, Мексика.
Группа стран с переходной экономикой подразделяется на страны Восточной Европы, к которым относятся: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия и новые государства, возникшие после распада СССР: Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан, Армения, Молдавия, Азербайджан, Грузия, Латвия, Литва и Эстония, а также новые страны, возникшие после развала Югославии.
Практически во всех странах этой группы с начала 90-х годов проводятся экономические реформы, направленные на обеспечение устойчивого развития народного хозяйства за счет внутренней и внешней макроэкономической стабилизации, создания конкурентных рыночных отношений и проведения соответствующей реформы цен, структурной перестройки производства и предприятий на основе четкого законодательного определения прав собственности – государственной и частной, ограничения господства монополий и вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов рыночной экономики, расширения и углубления международной экономической интеграции.
Наибольших успехов в
Развивающиеся страны обычно группируются по регионам с учетом их географического положения. Для целей анализа отдельно выделяются также страны с активным платежным балансом и страны – импортеры капитала. Последние в свою очередь подразделяются на страны – экспортеры и страны – импортеры энергоресурсов. Страна считается экспортером энергоресурсов, если она одновременно удовлетворяет следующим двум критериям:
1) ее производство первичных энергоресурсов (включая каменный уголь, лигнит, сырую нефть, природный газ, гидроэнергию и атомную энергию) превышает собственное потребление по меньшей мере на 20%;
2) экспорт энергоресурсов
Среди развивающихся стран в современных условиях идет процесс дальнейшей экономической дифференциации. В настоящее время они оказались по крайней мере на трех различных уровнях хозяйственного развития. Наиболее развитые в промышленном отношении развивающиеся страны образовали группу «новых индустриальных стран» (НИС). К ним можно отнести Аргентину, Бразилию, Сянган, Республику Корея, Мексику, Сингапур, Тайвань, Турцию.
Промежуточную группу образовали страны, существенно отставшие от НИС как по общим объемам производства, так и по производству товаров и услуг на душу населения. Эта группа, в частности страны Ближнего Востока, характеризуется большой дифференциацией отраслевых структур, социальных слоев населения и их положением в обществе.
К группе «наименее развитых стран» относятся около 50 развивающихся стран. Как правило, они имеют узкую, даже монокультурную структуру хозяйства, высокую степень зависимости от внешних источников финансирования мероприятий в социально-экономической сфере. В ООН используются три критерия для отнесения стран к данной группе: доля валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения не превышает 350 долл. США; доля взрослого населения, умеющего читать, – не более 20%; обрабатывающая промышленность в ВВП составляет не более 10%. В эту группу входят 8 стран Азии, 28 – Африки, 5 – Латинской Америки и Океании и др.
Разнообразное сочетание факторов
производства и условий развития
различных стран не позволяет
оценивать уровень
Следует подчеркнуть, что уровень экономического развития страны – это понятие историческое. Каждый этап развития национальной экономики и всего мирового сообщества в целом вносит те или иные изменения в состав его основных показателей.
Ведущими показателями при анализе уровня экономического развития являются показатели ВВП/ВНП на душу населения. Они положены в основу международных классификаций, подразделяющих страны на развитые и развивающиеся. Так, к числу развитых стран в 2000 г. относились страны с душевым производством ВВП более 9 тыс. долл. в год (страны с высоким уровнем доходов).
В некоторых развивающихся
Другой показатель – отраслевая структура экономики. Ее анализ проводится на основе показателя ВВП, подсчитанного по отраслям. Прежде всего учитывается соотношение между крупными народно-хозяйственными отраслями материального и нематериального производства (по удельному весу обрабатывающей промышленности в экономике страны).
Характеризуют уровень экономического развития страны и показатели производства некоторых основных видов продукции, являющихся базисными для развития национальной экономики; они позволяют судить о возможностях удовлетворения потребностей страны в этих основных видах продукции.
В первую очередь к таким показателям относят производство электроэнергии на душу населения. Электроэнергетика лежит в основе развития всех видов производств, и следовательно, за этим показателем скрываются и возможности технического прогресса, и достигнутый уровень производства и качества товаров, и уровень услуг, и т.п. Соотношение по этому показателю в настоящее время между развитыми странами и наименее развитыми составляет 500 : 1, а иногда и более.
Статистика выделяет также выплавку стали и производство проката, металлорежущих станков, автомобилей, минеральных удобрений, химических волокон, бумаги и ряда иных товаров.
Близкими к указанным являются показатели наличия (или производства в стране) на 1000 человек населения или на среднестатистическую семью ряда товаров длительного пользования: холодильников, стиральных машин, телевизоров, легковых автомобилей, видеоаппаратуры, персональных компьютеров и др.
Уровень жизни населения страны в значительной степени характеризуется структурой ВВП по использованию. Особенно важен анализ структуры частного конечного потребления (личных потребительских расходов). Большая доля в потреблении товаров длительного пользования и услуг свидетельствует о более высоком уровне жизни населения и, следовательно, более высоком общем уровне экономического развития страны.