Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 21:55, шпаргалка
Мировая экономика является сложной системой, включающей в себя множество находящихся во взаимосвязи, зависимости и взаимодействии элементов. Основу этой системы образуют международное и ограниченное рамками отдельных государств национальное производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление. Каждая из этих фаз мирового воспроизводственного процесса как в глобальном масштабе, так и в рамках отдельных государств, в зависимости от их места и доли, в целом оказывает влияние на функционирование всей мировой хозяйственной системы.
1. Мировое всемирное хозяйство, его сущность
2. Основные этапы формирования и развития мирового хозяйства
3. Субъекты мирового хозяйства
4. Система национальных счетов и ее показатели
5. Национальный доход. ППС
6. Основные черты интеграции в конце XIX – начале XX в.
7. Международное разделение труда
8. НТР как определяющий фактор развития современного МРТ
9. Усиление тенденции глобализации в развитии мировой экономики в начале XXI в.
10. Соотношение глобализации и глобальных проблем в мировой экономике
11. Экологический кризис как глобальная проблема человечества
12. Международные экономические аспекты продовольственной проблемы
13. Глобальное международное сотрудничество и ООН. ЭКОСОС
14. Организации ООН
15. Природные ресурсы и их роль в мировой экономике
16. Запасы минерального сырья и энергетических ресурсов в мире (уголь, нефть)
17. Запасы минерального сырья и энергетических ресурсов в мире (природный газ, железная руда и др.)
18. Природные ресурсы для сельского хозяйства
19. Использование природных ресурсов для сельского хозяйства
20. Лесные ресурсы. Их значение в мировой экономике
21. Общие понятия демографии
22. Типы и особенности воспроизводства в различных группах стран
23. Урбанизация. Городское и сельское население
24. Занятость. Экономически активное и пассивное население
25. Международная миграция трудовых ресурсов
26. Научно-технический потенциал (НТП) в мировом хозяйстве
27. НТП как основа экономического роста
28. Понятие отраслевой структуры экономики
29. Отраслевая структура современной промышленности
30. Динамика отраслевой структуры современной промышленности
31. Топливно-энергетический комплекс, тенденции развития
32. Агропромышленный комплекс и тенденции его развития
33. Особенности развития АПК в различных группах стран
34. Транспорт в мировой экономике. Автомобильный транспорт
35. Прочие виды транспорта в мировой экономике
36. Перспективные тенденции развития транспорта
37. Основные типы государств в мировой экономике. Развитые страны с рыночной экономикой. Страны с переходной экономикой
38. Развивающиеся страны. Наименее развитые страны
39. Показатели, характеризующие экономический потенциал страны
40. Уровень жизни населения
41. Международная экономическая интеграция
42. ЕС и социально-экономическое развитие стран
43. Региональная интеграция в Североамериканском регионе
44. Интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе
45. Место и роль России в интернационализации хозяйственной жизни
Современный этап экономического развития ведущих стран мира характеризуется крупными сдвигами структуры хозяйства, что обусловливает необратимость перехода к новым межотраслевым и воспроизводственным пропорциям. На это повлияли и такие факторы, как сырьевой и энергетические кризисы, способствовавшие удорожанию сырья и энергоносителей, а следовательно, оборудования и строительства. Усложнился инвестиционный процесс, в целом значительно повысились издержки производства. Все это не только вызвало, но и усилило тенденции к удорожанию самого воспроизводственного процесса.
Проходящая структурная перестройка нацелена на повышение качественных параметров производства и выпускаемых изделий, усиление ресурсосберегающего типа воспроизводства, интенсификацию народно-хозяйственных процессов, ускоренное развитие новейших наукоемких отраслей. Структурные изменения происходят в отраслевом и воспроизводственном разрезах. Структурные преобразования стали осуществляться на микроуровне – уровне подотраслей и видов производств – главным образом за счет качественных сдвигов внутри традиционных отраслей хозяйства.
При этом ведущей отраслью материального производства остается промышленность и прежде всего машиностроение, где аккумулируются научно-технические достижения. Поэтому именно в ней наиболее заметна тенденция к снижению удельного веса сырья, энергоносителей, живого труда, в структуре промышленности стремительно растет доля новейших наукоемких отраслей.
Сокращается доля добывающей промышленности (при росте затрат на разведку, бурение и добычу газа, нефти и т.д.). При этом в нее все больше проникают новейшие прогрессивные технологические процессы, внедряются микропроцессоры и микросхемы, которые оказывают громадное воздействие на структуру производства и способствуют массовому высвобождению из производственного процесса рабочей силы.
Комплексная автоматизация производства, разработка «безлюдной» технологии – ведущие направления НТП.
В целом в последние десятилетия в индустриально развитых странах общая закономерность отраслевых сдвигов заключается в заметном снижении удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства, в технической модернизации промышленности и быстром росте отраслей сферы услуг. Наиболее радикальные изменения происходят на уровне подотраслей, в рамках которых самую высокую динамику имеют наукоемкие производства.
Отрасли топливно-энергетического комплекса (ТЭК) относятся к капиталоемким отраслям. В промышленно развитых странах, где представлены все его отрасли, обычно основные капиталовложения в пределах до 85% приходятся на нефтегазодобывающую промышленность и электроэнергетику (примерно в равных долях) и до 15% – на нефтепереработку и угольную промышленность. Значительное влияние на инвестиционный процесс в ТЭК в целом оказывают инвестиции в нефтяную промышленность.
Циклический характер развития деловой активности в нефтяной промышленности связан с тем, что решения об увеличении капиталовложений в нефтяную промышленность принимаются в тот период, когда на рынках отмечается нехватка нефти, сопровождающаяся ростом цен и прибыли. В это время происходит оживление инвестиционного процесса в этой отрасли, а увеличение объемов добычи начинается примерно через 10 лет. На рынках нефти появляется избыток предложения нефти над спросом, цены начинают снижаться, что также сопровождается уменьшением объема инвестиций до тех пор, пока исчезнет избыток нефти. Этот период также продолжается около 10 лет. За последние 100 лет таких циклов было пять с протяженностью каждого от 20 до 22 лет, причем эти циклы не обязательно совпадали с циклами развития всей экономики.
В период до 2010 г. будет наблюдаться рост цен на нефть, оживятся капиталовложения.
Инвестиции в развитие электроэнергетики менее подвержены таким циклическим изменениям. Ежегодные капиталовложения в эту отрасль будут находиться (с некоторыми колебаниями в ту или иную сторону) в пределах 100 млрд долл. в год.
В перспективе до 2015 г., по прогнозам специалистов, среднегодовые темпы прироста выработки электроэнергии в мире составят около 2, 7%, однако наметились значительные различия как в темпах развития электроэнергетики в промышленно развитых и развивающихся странах, так и в соотношениях использования различных видов топлива для выработки электроэнергии.
В долгосрочной перспективе в промышленно развитых странах ожидается весьма незначительный прирост собственного производства первичных энергоресурсов (ПЭР). В результате этого при наметившейся устойчивой тенденции снижения в этих странах добычи нефти зависимость этих стран от ввоза ПЭР из третьих стран будет возрастать.
В структуре потребления ПЭР
за нефтью, очевидно, сохранится первое
место не только до 2015 г., но и на многие
годы вперед за пределами этого периода.
Однако доля нефти в общем объеме
потребления ПЭР будет
Доля электроэнергии АЭС, ГЭС и других источников энергии в общем потреблении ПЭР промышленно развитых стран к 2015 г. возрастет до 7, 4% по сравнению с 6, 5% в 1990 г. При этом темпы прироста использования энергии АЭС составят не более 0, 9–1% в год, в то время как от ГЭС и возобновляемых источников энергии превысят 3% в год.
Агропромышленный комплекс (АПК) – это достаточно общее понятие, под которым подразумевается сложившаяся в общественном производстве единая система сельскохозяйственных и промышленных предприятий и отраслей, объединенная интеграционными (тесными, долговременными) производственными и коммерческими связями, основывающимися на отношениях собственности или договорных (контрактации) и охватывающими всю агропромышленную цепь: производство важных средств производства для сельского хозяйства, их транспортировку, производство исходных сельхозпродуктов, их хранение, транспортировку, переработку и сбыт готовых продуктов или изделий.
В составе АПК выделяются три сферы:
1) отрасли промышленности, поставляющие средства производства для сельского хозяйства и связанных с ним отраслей, а также осуществляющие производственно-техническое обслуживание сельского хозяйства;
2) собственно сельское хозяйство;
3) отрасли, занятые переработкой и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транспортировка, реализация).
Ряд отраслей промышленности целиком (или почти целиком) обслуживают нужды АПК (производство сельхозмашин, удобрений, оборудования для животноводства и кормопроизводства и т.д.). Другие отрасли лишь частично заняты удовлетворением потребностей АПК. Они включаются в функциональную структуру АПК лишь в той мере, в какой их продукция идет на нужды АПК.
Становление АПК – новый этап развития общественного производства, имеющий своей основой развитие производительных сил земледелия, «промышленную революцию» в сельском хозяйстве, которое в этом смысле как бы догнало промышленность. Однако это не означает, что технический и технологический уровень миллионов крестьянских хозяйств достиг уровня, существующего в промышленности. К сожалению, в мире, и прежде всего в развивающихся странах, все еще широко распространены орудия и инвентарь, пришедшие в наше время из глубины веков и не соответствующие современным промышленным производительным силам. Но человечество создало новые вещные средства производства для сельского хозяйства, близкие по своим параметрам (производительность, энергоемкость, экономия живого труда и т.д.) к средствам производства промышленности, технологический уровень мирового сельского хозяйства приблизился к технологическому уровню промышленности. В развитых государствах они уже преобладают в сельском хозяйстве, в развивающемся мире распространяются анклавами, островками, охватывая земледелие наиболее экономически и социально развитых регионов и стран.
Главное направление международной агропромышленной интеграции в нынешних условиях – решение крупнейшей глобальной проблемы современности – проблемы удовлетворения возрастающих потребностей населения земного шара в продуктах питания.
Процесс развития агропромышленной интеграции и формирования АПК далеко продвинулся в промышленно развитых странах, прежде всего в США.
В неизмеримо меньшей степени данный процесс наблюдается в развивающемся мире, где наряду с общими тенденциями и формами его проявления появляются специфические черты и формы, связанные со значительным отставанием агропромышленной сферы освободившихся стран и их экономической зависимостью от Запада.
В большинстве развивающихся
Фактор интенсификации
сельскохозяйственного
Во многих развивающихся странах сохранились архаичные формы земледелия и землепользования, задерживается проведение прогрессивных аграрных реформ. Производство сельскохозяйственных культур во многих из них, особенно в странах Африки, остается сильно зависимым от условий погоды. Развитие зернового производства в группе развивающихся стран становится все более зависимым от интенсивного фактора, крупных капитальных вложений в сельское хозяйство, инфраструктуру, сопутствующие отрасли промышленности, а также от проведения крупномасштабных мелиоративных работ.
При значительном росте валовой продукции зерна в целом в промышленно развитых странах и развивающихся государствах продолжает углубляться диспропорция в зерновом хозяйстве: возрастающий и разнонаправленный разрыв между производством и потреблением в каждой из этих групп стран.
В промышленно развитых странах происходит концентрация «излишков» зерна, поскольку производство превышало расход зерна. В развивающихся странах, наоборот, в связи с увеличивающимися продовольственными потребностями возрастал дефицит зерна, среднедушевое производство здесь увеличивалось незначительно, а в ряде регионов продолжало снижаться.
Транспортный комплекс – одна из основных отраслей материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов. Исходя из различия функций транспорт разделяется на пассажирский и грузовой. Он составляет основу внутригосударственного и международного разделения труда.
Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему, в рамках которой взаимодействуют отдельные виды транспорта, страны и региона.
Транспортные системы развитых стран составляют 78% общей протяженности мировой транспортной сети, 74% мирового грузооборота; плотность транспортной сети – 50–60 км на 100 км2 территории; характеризуется высоким техническим уровнем, тесным взаимодействием всех видов транспорта, сложной конфигурацией транспортной сети, высокой «подвижностью» населения.
Транспортные системы развивающ
Наиболее развитыми являются транспортные системы Северной Америки и Западной Европы. Северная Америка занимает первое место по общей длине дорог (30% всех мировых путей сообщения) и по грузообороту основных видов транспорта. Западная Европа лидирует по густоте сети и частоте движения, хотя сильно уступает Северной Америке по дальности перевозок. В Северной Америке, в Западной Европе ведущая роль принадлежит автомобильному, трубопроводному и воздушному транспорту.
Виды транспорта группируются следующим образом: сухопутный (сухопутный и трубопроводный), водный (морской и речной) и воздушный.
По структуре мирового грузо– и пассажирооборота лидирует автомобильный транспорт, на который приходится 8% грузооборота и 80% пассажирооборота от общего мирового объема (на железнодорожный – 16% грузооборота и 11% пассажирооборота, на трубопроводный – 11% грузооборота, на морской – 62% грузооборота и 1% пассажирооборота, на речной – 3% грузооборота и 1% пассажирооборота, на воздушный – менее 1% грузооборота и 8% пассажирооборота).
Автомобильный транспорт является наиболее дорогим видом транспорта, обладающим большой маневренностью, скоростью движения и возможностью доставлять грузы непосредственно потребителям. Общая протяженность автомобильных дорог – 24 млн км (70% общей длины всех путей сообщения). Плотность автодороге мире – 180 км на 100 км2 территории.
Самая большая протяженность