Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 21:25, шпаргалка
1. Мировое хо-во, сущность, критерии формир-ия подсистем.
2. Классификация субъектов мир хозяйства.
3. Международное Разделение Труда.
4. Отличительные черты совр этапа мир хозяйства.
Позиция страны в мир эк-ке опр-ся рядом фак-ров:
1. Ур-нь раз-ия и динамика движения нац эк-ки: ВВП - 6(2005), 6 (2006); Инвестиции в осн капитал 8,3; 8,4; Инфляция – 11, 8; Норма безработицы 6,8, 6; пром пр-во 25,7, 25,5.
2. Степень открытости эк-ки.
3. Раз-ие форм внешнеэк сотрудничества: 31. внешняя торговля, 3.2 прибрежная приграничная торговля, 3.3 компенсационное сотр-во, 3.4 концессии (з-н о концессионных соглашениях 2005), 3.5 свободн экон зоны, 3.6 соглашение о разделе прод-и - касается природн рес-сов, но не гот прод-ции: поиски, разработка, добыча полезн ископ.
Внешняя торговля: внешнеторг оборот (ЭКСП+ИМП) 257,1 млрд $ (2004), 339,9 (2005); экспорт 181,5, 241,3; импорт 75,6, 98,5;
К потенциальны конкурентным преимуществам России относятся: 1) крупн прир рес-сы(минеральные, лесные, водные, земельные), имеющие по не видам мировое значение. 2) многочисл трудовые рес-сы с высоким образовательным ур-нем и хорошей проф подготовкой 3) значит масштабы накопленных осн произв фондов нар хоз-ва. В 90-х гг сравнительные преимущ рос эк-и либо исп в недот степени, либо вообще не исп. В усл системного кризиса многие конк преимущ России были ослаблены: отмеч крайне низкий прирост или сокр разведанных геологич запасов; ускорилось физ старение осн фондов пром-ти, с/х, транспорта ведущ к их массовому выбытию; оток специаистов з науки и пр-ва в банковскую и фин сферу за рубеж; утрат позиций на ранее освоенных рынках.
Процесс вхождения РФ в мир сообщ-во. Повыш степени открытости российской эк-ки, либерализация внешнеэк связей привели к тому, что в наст время в России слож дост сложная система правового рег МЭО. Сист рег внешнеэк связей РФ вкл в себя 1 Членство РФ в м/н орг 2 участие в м/н интеграц объед, гос нац рег-е 4 подписанные дву и многосторонние соглашения.
Главным инструментом регламентации внешнеэк связей явл внешнеэк пол-ка страны, рег её отношения с иностр гос-ми в обл м/н торг факт-ми пр-ва. Она сост из внешней пол-ки (экспорта и импорта), внешней инвестиц пол-ки(экспорта и импорта инвестиций) , валютной пол-ки(дисконтоная, девизная, валютное субсидирование, диверсионных вал рез-ов, тамож пол – ку, миграц пол-ку) Цели гос рег МЭО России: создание правовых, эк и орг условий, обеспеч эффективных внешнеэк связей РФ во всех их формах без ущерба для нац эк безопасности. Гос рег занимаются: Федеральное собр, президент РФ, правительстово РФ, мин эк раз и торговли РФ, МинФин, ЦБ, Таможенный комитет, Госкомстат и фед миграц служба
43. Конципции раз-ия междун торговли Теория абсолютных преимуществ А. Смита Страны экспортируют те товары, производство которых требует меньших издержек (абсолютное преимущество) и импортируют товары, производство которых в других странах также требует меньших издержек (абсолютное преимущество у других стран).Тогда международная торговля станет выгодна в том случае, если две страны будут торговать теми товарами, которые они производят с меньшими издержками, чем их партнер, т. е. в производстве которых они будут иметь абсолютное преимущество.
Преимущество теории: теория абсолютных преимуществ основана на трудовой теории стоимости и показывает явные преимущества разделения труда уже на международном уровне. Недостаток теории: теория абсолютных преимуществ не дает ответа на вопрос — почему страны торгуют между собой даже при отсутствии абсолютного преимущества в производстве тех или иных товаров. Теория сравнительных преимуществ Риккардо использует понятие альтернативной цены — рабочее время, необходимое на производство единицы одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства единицы другого товара. Теория сравнительных (относительных) преимуществ — если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками в сравнении с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран, независимо от того, имеют они или нет абсолютное преимущество в производстве этих товаров.
Следует отметить, что если на мировой рынок выходят страны, равные по уровню экономического развития, то выгоды у них будут равными; если же на мировой рынок выходят страны с неравным уровнем экономического развития, то более развитая страна выигрывает от торговли в меньшей степени, поскольку менее развитая страна не может полностью удовлетворить потребности более развитой и мировая цена всегда будет близкой к автаркической цене более развитой страны.Условия внешней торговли — это отношение экспортных цен данной страны к ее импортным ценам. Конкурентное преимущество Портера - сист подход, осн на многостороннем анализе, включающий и маркетинговые исследования. Факторы, обусловившие появление теории конкур преимуществ: 1) произошли реальные изменения в мировой экономике и международной конкуренции; 2) произошли изменения в технологиях; 3) появились новые индустриальные страны; 4) произошла интернационализация производства (фирмы стали использовать преимущества не только той страны, в которой они базируются, но и тех стран, где находятся их финансы). В основе теории лежат четыре наиболее существенных фактора. Осн детерминанты конкур преимуществ: I. Факторные условия — наделенность страны (фирмы) следующими факторами производства: • людские ресурсы; • физические ресурсы • инфраструктура • ресурс знаний; • денежные ресурсы. II. Условия спроса представлены тремя составляющими: 1) структура внутреннего спроса; 2) величина и характер роста внутреннего спроса; 3) интернационализация спроса. Влияние величины и характера роста внутреннего спроса определяется по следующим показателям: • емкий рынок — позволяет использовать эффект масштаба; • расширение рынка — дает возможность для развития технологий; • насыщение рынка — подвигает фирмы на экспорт, стимулирует обновление товара. Ш. Родственные и поддерживающие отрасли — высок развитие смежных отраслей стимулирует и является базой для развития данной отрасли. Конкур преимущества, в конечном итоге, складываются у кластеров смежных отраслей. Поддерживающие отрасли — это отрасли-поставщики, т. е. отрасли, имеющие связи с производителями при поставке комплектующих изделий, полуфабрикатов и т. д. Родственные отрасли — это отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе формирования цепочки ценностей, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими технологиями (например, производство фотоаппаратов и пленок, производство компьютеров и программного обеспечения). IV. Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты — наличие мотивации и эффек структуры делает возможным создание и удержание конкурентного преимущества, а борьба с конкурентами стимулирует это. Стратегия фирмы оживляет, реализует все предшествующие детерминанты. Насколько рационально управление фирмой, настолько структура фирмы соответствует национальному менталитету. Особ детерминанты конкур преимуществ: I. Случай или случ события, благодаря кот может произойти изменение в конкурентном преимущества (усиление или утрата). При этом, как правило, ни фирма ни национальное правительство не могут избежать определенных ситуаций, таких как: • результаты изобретательства; • крупные технологические сдвиги; • революционное производство; • резкое изменение цен на ресурсы; • войны и т. д. II. Гос-во или правительство способны: - усиливать факторные условия; • увеличивать спрос; • формировать конкурентную среду. Детерминанты образуют комплексную систему (взаимосвязанные отношения, находящиеся в процессе постоянного развития). Действуя друг на друга, детерминанте усиливают эффект друг друга, следовательно, усил конкур преимущества. Кластер — взаимосвязанная группа родственных отраслей. Он образуется благодаря вертикальной интеграции (покупатели-поставщики), а также горизонтальной интеграции (общая технология, используемая в отрасли, посредники, клиенты). Факторы, содействующие образованию кластеров — это факторы, которые содействуют развитию информационного обмена, такие как личные взаимоотношения сотрудников фирмы, циркуляция информации в научных обществах.
1