Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 21:25, шпаргалка
1. Мировое хо-во, сущность, критерии формир-ия подсистем.
2. Классификация субъектов мир хозяйства.
3. Международное Разделение Труда.
4. Отличительные черты совр этапа мир хозяйства.
34. Миграция раб силы
Тенденц: 1 проблемы ММРС приобр глоб хар-р 2 Доминирующ прич – экономич 3 Сильное влиян 4 структ изменения миграц потоков под влиян ТНК 5 нелег мигр 6 усиление роли гос-ва в рег мигр потоков. Осн центры: 1 Стр Зап Евр. Труд рынок этих стран специфичен: возр мигр до 20л (40%), уменьш число мигр зан в строении , мет обр, увелич занятых в сфере усл Наиб привл :Герм, Франция,Великобр, Швецияи др. Изм в структ мигр проц произошл после обр ЕС: наиб моб – высоквалиф спец-ты, массов мигр низкоквалиф раб орг-на при помощ кол договорв целевого назнач. 1. Нефтедоб страны ближн и Дальн Востока К нач 90-х ин раб – 4,5 раб , мест-2 млн. Уник демогр сит-я – мигрантов больше. 2. США и Канада. После войны осн мигр- европейцы, нач с 50-х осн цель мигр пол-ки США –привл высоквалиц спец-ов. 3. Австралия Уд вес мигр -25% 4. НИС Треб врем раб-ки для обсл пр-ва, раб разл квалиф.Для Малайзии и ЮКореи хар-ны ист из соседн стран 5. Россия Едут из Прибалтики, Грузии, Азиат респ и др стран бывш СССР. Причины пол(Прибалтика), эк(Укр) и нац-го хар-ра. Осн напр: - из РС в ПРС, - в рамках ПРС, в рамках РС, из ПРС в РС Причиныи посл: прич: 1.Эк хар-ра(разл Ур-нь эк разв стран,сост нац рынка труда, структурная перестройка эк-ки, НТП, вывоз кап-ла, деят ТНК) 2.Неэк хар-ра (полит, религиозн, семейного, обр-культ, психологическ)
Посл: Для принимающ стр «+»низк Ур-нь труда эм => сдерж рост З/п; перемещ местн раб с в высокотехн отр, если преб н/квалиф раб-е ; увели ёмкости внутр потр рынка; « - » усилен конк на нац рынке труда; сниж ур-ня опл труда; нац конфл;
Для отдающ страны: « - »уезж наиб эн, мол и трудосп раб-ки, уезж в осн в/квалиф раб-ки; старен труд рес-ов нации; потеря фин-ов затр на обуч уехавших спец-ов «+» уменьш напр на нац рынке труда; уменьш Ур-ня б/р; мигр прис деньги; возм прим опыта получ за руб в усл нац эк-ки
35 Регулир-е мигр проц-ов на нац и межд ур-не.
К совр тенденциям в ММРС отн и усление роли гос-ва в рег мир потоков: 1) законодат нормы2) инст рег проц-ы мигр 3) межгос согл.
Инструменты рег-я иммигр: 1) жёсткие треб к Ур-ню обр-я иммигр-ов 2)личн треб(здоровье,) 3)колич квотирование 4) эк рег
36. Сущность интергации
Интернац-ия хоз жизни во 2поле XX в стала ведущей тенденцией раз-я совр мир хоз-ва. Одна из осн тенденций глоб интернац миро хоз как рез-та развития межд разделения труда и межд кооперации пр-ва проявл в образовании обширных зон влияния той или иной страны или группы наиб развитых стран. Эти страны и группы государств стан своеобр интеграц центрами, вокруг кот групп-ся дре гос-ва, образуя своеобр материки в океане мирохоз связей. Эк интеграция созд условия для ускор интернац пр-ва стран - участниц этого процесса, выравнивания их основных соц-эконом параметров. На эк интеграцию сущ образом влияют 2 фак-ра: НТП и ТНК. Есть необходимость прох 4 этапов в становл и разв-ии эк интеграции: 1. Образ-е зоны своб торговли с отменой тамож тарифов и др огранич между странами-уч.(Европейское экон сообщество) 2. Обра-е таможенного союза с установлением единых тарифов в торговле и в движении рабочей силы и капитала. На этом уровне интеграции гос-ва не только устраняют взаим торг барьеры, но и учрежд ед систему внешн торг барьеров и общих тамож пошлин по отн к 3 странам. Возник ед тамож простр, огранич пределами вход в него гос-в (Евр эк сообщ, переросло в ЕС). 3. Возникновение эк союза, предст собой нач фазу реальной эк интеграции. На этой ступени гос-ва договар о своб перемещении через национальные границы не только товаров, но и всех факторов пр-ва, включая капитал, раб силу, технологии, инф-цию. В рез форм общ рыночное пространство - общий рынок.
4. Полн интеграция с единой экон политикой, общей валютой и органами наднационального регулир. Достижение этого уровня интеграции (политико-экон союза) предполаг, что вступающие в него гос-ва договар о провед совместной торговой, а затем и в целом экон политики по отн к 3 странам, а также об унификации систем регулир-я эк-ки. Дан ступень интеграции предп соглас внешней политики стран-уч.
Большинство из сущ-их в мире интеграционных групп нах проходит первый и второй этап интеграц развития. Междунар эк интеграция рассматр (особ) как трехуровневая модель. На микроуровне, т. е. на корпоративном уровне, когда отд компании вступают в прямые хоз связи, развертывают интеграционные процессы.На межгос Ур-не, когда целенаправленная деят-ть гос-ва (коллективная или односторонняя) способств интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспеч функц-ие особых интеграционных инструментов.
Национальный уровень, на кот страны-уч добровольно передают ряд политико-эк функций.
37. Формы интеграции: 1. Образ-е зоны своб торговли с отменой тамож тарифов и др огранич между странами-уч.(Европейское экон сообщество) 2. Обра-е таможенного союза с установлением единых тарифов в торговле и в движении рабочей силы и капитала. На этом уровне интеграции гос-ва не только устраняют взаим торг барьеры, но и учрежд ед систему внешн торг барьеров и общих тамож пошлин по отн к 3 странам. Возник ед тамож простр, огранич пределами вход в него гос-в (Евр эк сообщ, переросло в ЕС). 3. Возникновение эк союза, предст собой нач фазу реальной эк интеграции. На этой ступени гос-ва договар о своб перемещении через национальные границы не только товаров, но и всех факторов пр-ва, включая капитал, раб силу, технологии, инф-цию. В рез форм общ рыночное пространство - общий рынок. 4. Полн интеграция с единой экон политикой, общей валютой и органами наднационального регулир. Достижение этого уровня интеграции (политико-экон союза) предполаг, что вступающие в него гос-ва договар о провед совместной торговой, а затем и в целом экон политики по отн к 3 странам, а также об унификации систем регулир-я эк-ки. Дан ступень интеграции предп соглас внешней политики стран-уч. Большинство из сущ-их в мире интеграционных групп нах проходит первый и второй этап интеграц развития. Междунар эк интеграция рассматр (особ) как трехуровневая модель. На микроуровне, т. е. на корпоративном уровне, когда отд компании вступают в прямые хоз связи, развертывают интеграционные процессы.На межгос Ур-не, когда целенаправленная деят-ть гос-ва (коллективная или односторонняя) способств интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспеч функц-ие особых интеграционных инструментов.
Нац уровень, на кот страны-уч добровольно передают ряд политико-эк функций.
38. Западно-европ эк интеграция Свое наиб полное развитие эк интеграция пол в Зап Евр. западноевр интеграция подпитывалась идеями единой Европы, выдвиг многими евр общественными деятелями (Гюго, Кант) ЕС был образован в1957г. подписан договор о созд Евр экон сообщества (ЕЭС) и Евр сообщпо атомной энергии (Евратом). В состав вошли страны с выс Ур-ем развития, что опред выс темпы его экон роста. Процесс развития западноевр эк интеграции можно разделить на 4 этапа. 1 этап (50-70) счит "зол веком" в жизни Сообщества. Досрочн создание Тамож союза, успешным формир единого аграрного рынка, вступлением в ЕЭС новых стран: Великобр, Дании, Ирландии.
Конкр целями создания ЕЭС были: - постеп устранение всех ограничений в торговле между странами-уч; - установл общего тамож тарифа в торговле с 3 странами; - ликвид огранич для своб передвижения "людей, капиталов, услуг"; - разр и проведение общей политики в области транспорта и с/х; - создание валютного союза; - унификация налоговой системы; - сближение законодательства; - разработка принципов согласования экономической политики. была создана управленч структура - Совет Министров ЕЭС, Комиссия евр сообществ, Евр совет, Евр суд, Евр парламент. Тамож союз лежит в основе ЕЭС. Формире общ рынка ускорило процесс превращ нац монополий стран ЕЭС в транснац, способств проникновению в эк-ку стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран - участниц Сообщества от замкнутых нац хозяйств к эк-ке открытого типа, обращенной к внешнему рынку. Второй этап (70-х 80) застойный период. приняли программу евр валютн сотр-ва, создать механизм внешнеполит консультаций, все же проявившиеся негативные тенденции привели к серьезному кризису западноевр эк интеграции - евросклероз. В 70-е и начале 80-х годов разрыв в уровнях развития между странами ЕС увелич. Третий этап (вторая половина 80-х - начало 90-х годов) - этап дальнейшего расширения состава. Испании, Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. Вместе с тем, этот период характ новыми импульсами в развитии западноевр интеграции, связ с принятием Единого европейского акта (ЕЕА). Там подтверждалась общая цель стран - уч Сообщества - созд ЕС - объединения, коте предст собой полит альянс уч Сообщества и предусм не только выс степень их эк, валютно-фин, гуманит сотрудничества, но и соглас внешней политики, вкл обеспеч без-ти 4 этап с1993 г. свободное передвижение факторов пр-ва внутри границ Сообщества. в рамках возн единое эк пространство, означающее вступление ЕС в качественно новый этап эк интеграции. Эк мощь ЕС, динамичность его расширения и сильная зависимость отдельных стран Зап Евр от торговли с ним в ближ будущем поставят перед ост странами альтернативу: либо вступить в ЕС и частично отказ от своего суверенитета, но зато воспольз всеми возм-ми крупнейших рынков мира, либо оставаться в стороне, отрезать себе путь к участию в процессе объединения Зап Европы со всеми отриц последствиями для собств эк-ки.
39. Система управления в ЕС К наст времени произошло своеобр разделение межгосударственных властей ЕС на законодательную, исполнительную и судебную власти. Законодат и представит органом ЕС явл Европейский парламент в кол 626 депутатов, избир прямым тайным голосованием граждан во всех гос-вах членах ЕС на 5 лет. Парламент наделен большими полномочиями: он утверждает бюджет, контролирует деят-ть Комиссии ЕС и может потреб отставки всех ее членов путем вынесения вотума недоверия. Сис-ма исполнит органов вкл: Евр Совет (Евросовет), Совет министров и Евр комиссию. (Евросовет) имеет статус форума политического сотрудничества стран — членов ЕС. В его состав входят главы государств и правительств стран — членов ЕС, министры иностранных дел, председатель Комиссии ЕС. Он собирается для обсуждения широкого круга политических вопросов; решения принимаются на основе консенсуса. Совет министров, или Совет Европейского союза, состоящий из министров государств-членов, обеспечивает участие входящих в ЕС государств в принятии решений по реализации единой политики Евросоюза. Голоса различных стран в Совете взвешены по их экономической мощи, и решения принимаются квалифицированным большинством. Германия, Франция, Италия и Великобритания располагают десятью голосами каждая, Испания — восемью, Бельгия, Греция, Нидерланды и Португалия имеют по пять голосов, Австрия и Швеция — по четыре, Дания, Финляндия и Ирландия — потри, Люксембург — два голоса. Комиссия Европейского союза (Комиссия, КЕС) — исполнительный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. Сфера ее деятельности весьма обширна и разнообразна. Так, Комиссия осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, деятельностью аграрного рынка, налоговой политикой и т.д. Она выполняет еще целый ряд функций, в том числе финансирование из находящихся в ее распоряжении фондов (социального, регионального, аграрного). Комиссия самостоятельно ведет переговоры с третьими странами, ей принадлежит право распоряжаться общим бюджетом. Одним из важнейших направлений ее деятельности является приведение в соответствие нац законодательств, стандартов и норм. Комиссия состоит из 20 членов и председателя, назначаемых с согласия правительств стран-участниц и с одобрения Европейского парламента. Решения принимаются простым большинством голосов. Члены Комиссии независимы от своих правительств, кон-тролируются Европарламентом. Срок пребывания в Комиссии — 5 лет. Аппарат Комиссии состоит из нескольких тысяч человек. Суд Европейского союза — высший судебный орган. Он осуществляет контроль за выполнением договоров в соответствии с правовыми нормами, а также разрешает споры между государствами — членами ЕС, между государствами и органами ЕС, между физическими лицами и фирмами, с одной стороны, и органами ЕС — с другой. Помимо перечисленных существуют другие властные и консультативные органы, а также различные вспомогательные учреждения — разного рода комитеты, комиссии, подкомиссии, фонды финансового регулирования.
40. НАФТА Успех западноевр интеграции заставил США кардинально изменить свою экономическую и внешнюю политику, делать ставку не на бывшие десятилетиями приорити отношения с западноевр "друзьями-соперниками" и союзниками по НАТО, а на более тесное взаимодействие с соседями по континенту, а также всестороннее экон, а посредством его и политическое сотрудничество со странами бассейна Тихого океана. Одним из наиболее заметных развивающихся интеграционных процессов стал процесс организации и функционирования североамериканской зоны свободной торговли - НАФТА. Сущ-щая эк интеграция США с Канадой и их сотрудничество с западноевр партнерами перестала удовлетворять США. В результате интеграц процессы в Сев Ам вышли за пределы двух гос-в. Был заключен договор о североамер зоне свободной торговли, вступившей в силу 1 января 1994 года, по которому НАФТА, кроме США и Канады, включила Мексику. Терр-ия блока составляет обширную терр-ию с населением 370 млн. человек и мощным экономическим потенциалом. Ежегодное производство товаров и услуг этими странами составляет 7 трлн. долл. На их долю приходится около 20% всего объема мировой торговли.Основные положения соглашения включают:- отмену таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада, Мексика;- защиту североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать ам пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;- снятие запрета на капиталовложения и конкуренцию американских и канадских компаний в банковском и страховом деле в Мексике;- создание трехсторонних групп для решения проблем, связанных с охраной окружающей среды. В теч 5 лет США отменяет тарифы на импорт из Мексики около двух третей наим продукции. Наиб выгоду от заключенного соглашения должны получить потребители торг блока, поскольку в результате усиления конкуренции и снижения тарифов снизятся цены на шир круг товаров. В выгодном положении должны оказаться и амер промышленники, поскольку возрастет приток дешевой рабочей силы. Гарантир рост доходов ожидается в таких секторах ам эк-ки, как пр-во электр, компьют обеспечения, стройматериалов, автозапчастей и др. убытки понесут ам фермеры, произв сахар, цитрусовые, зимние овощи. Что касается Мексики, то она с помощью НАФТА планирует ускорить темпы своего эк развития, примерно 1,6-2,6% год прироста ВВП. В итоге Мексика сможет сократить период реформир-ия своей эк-ки и приобщения к клубу промышленно развитых стран с полувека до 10-15 лет. Менее всех выгод от НАФТА поначалу получит Канада. Ее эк-ка тесно связана с США, но едва заметно - с Мексикой. Однако по мере раз-ия НАФТА, Канада будет все больше втягиваться в интеграц процессы и получать дивиденды от расшир рынка. Первые два года функц-ия НАФТА не оправдали надежд в отнош создания дополнит раб мест за счет увелич объемов экспорта. Кроме того, положит торговое сальдо в торговле США с Мексикой исчезло, уступив место дефициту в 1995 г. В конечном счете, по планам создателей НАФТА, полноценный североамериканский общий рынок может быть создан к 2010 году.
41. АТР Азо- Тихоок эк сотрудничество - АТЭС
В конце XX века набирают силу интеграц процессы в Вост Азии. Наиболее успешно действ Ассоциация стран Юго-Вост Азии (АСЕАН), в кот входят один из четырех азиатских "драконов" Сингапур, а также НИС "новой волны" - Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины. Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки тесно связан с бурным эк ростом большинства стран - участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества. Перспективы развития экономической интеграции в Восточной Азии в значительной степени связывают с созданием организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - это межправительственная организация, объединяющая 21 государство региона. АТЭС была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого Океана. Первоначально в нее входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. Потом: Китай, Гонконг, Тайвань, Мексика, Чили, Папуа - Новая Гвинея, Вьетнам, Перу и Россия. АТЭС формально имеет консультат статус, однако в рамках его рабочих органов опредя регион правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. Оценивая процессы эк интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, многие специалисты указывают на особые условия и своеобразие ее развития. К числу основных особенностей интеграционных процессов в АТР можно отнести следующие: во-первых, интеграц процессы в организации АТЭС идут при ведущей роли ТНК, Создающих почву для межгосударственного сотрудничества. Уникальная роль АТЭС состоит в том, что в ней объед 2 великие эк страны- США и Япония, а также Китай. Что касается Японии, то АТЭС является единственной международной структурой интеграционного типа, куда входит она. в-третьих, интеграция в масштабах АТР включает субрегиональные эк союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.), т. е. допускает разные уровни интеграции, например, по степени либерализации внешней торговли; в-четвертых, идеология тихоокеанского "откр регионализма", развитая в СТЭС и ТЭС, рассматривает региональную интеграцию как элемент эк глобализма. При этом эволюция мэ предстает как процесс постепенного объединения и взаимопроникновения регион эк союзов. зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к первому этапу развития экономической интеграции, т. е. к зоне свободной торговли с отменой тарифов и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не о зоне свободной торговли, а об "открытой экономической ассоциации". Весьма быстрыми темпами растет товарооборот между 3 гл участниками АТЭС: Японией, США и Юго-Вост Азией.
42. Место России