Шпаргалка по Микроэкономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:58, шпаргалка

Описание работы

Раскрываются основные понятия экономических терминов, дается их классификация.

Содержание

Спрос и его факторы. Функция спроса.
Предложение и его факторы. Функция предложения.
Краткосрочные издержки: виды, динамика, взаимосвязь.
Монополия. Виды конкуренции.
Прибыль. Заработная плата.
Ценообразование.
Предпринимательская деятельность.
Дисконтирование.

Работа содержит 1 файл

шпора микроэк.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее. «Американские покупатели готовы переплатить 1 – 2 тыс. долларов за хорошо зарекомендовавший себя японский автомобиль, чем покупать аналогичную машину местного производства». К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки». Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшенные потребительские свойства выдвинулись в последнее деясятилетие на ведущее место в перечне неценовых аргументов в пользу товара.

      Сильнейшим  орудием неценовой конкуренции  всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью  рекламы фирмы не только    доносят     до    покупателей     иноформацию   о  потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.

      К незаконным методам неценовой конкуренции  относятся промышленный шпионаж, переманивание  специалистов, владеющих производственными  секретами, выпуск товаров, внешне ничем  не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования. По свидетельству французского МОСИ, наиболее активны «фирмы-имитаторы», находящиеся в Мароко, Гонконге, на Тайване, в Турции, на Сингапуре, в Южной Корее, Японии, Швейцарии, Мексике, Бразилии.

В зависимости  от той или иной структуры рынка, можно выделить разные формы конкуренции. В экономической науке выделяются следующие типы рыночных структур.

Чистая (совершенная) конкуренция. Это такое состояние рынка, когда большое количество фирм производит аналогичную продукцию, но ни размер самих фирм, ни другие причины не позволяет хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену.

Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается абсолютно  монопольным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают.

Монополистическая конкуренция. Данная рыночная структура имеет сходство с совершенной конкуренцией, за исключением того, что в отрасли производится подобная, но не идентичная продукция. Дифференциация продукта дает фирме элемент монопольной власти над рынком. Различия в продукте могут и не затрагивать качества товара как такового. Покупатели могут отдавать предпочтение товару из-за более удобного расположения магазина, красивой упаковки и т.п.

Монопсония. Ситуация на рынке, когда на нем имеется  только один покупатель. Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он является создателем цены.

Монополия, практикующая дискриминацию. Обычно под этим понимается практика компаний, состоящая в назначении разных цен для разных покупателей.

Двусторонняя  монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец — монополист.

Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют  только две фирмы. Частный случай олигополия.

Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое  число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.

Перечисленные рыночные структуры имеют разную степень распространения на рынке. Принято считать, что «…наиболее распространенными рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия. Чистая же монополия представляет собой крайне редкое явление, особенно в масштабах всей страны. Что же касается совершенной конкуренции, то она на данный момент является скорее научной абстракцией, чем фактическим состоянием современного рынка»

Особенности рынка совершенной конкуренции

Итак, из вышесказанного мы можем сделать вывод, что совершенная  конкуренция — это такая форма организации рынка, при которой исключаются какие-либо виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями. Однако, для существования совершенной (чистой) конкуренции необходимо соблюдение следующих предпосылок.

Большое количество относительно мелких производителей и покупателей, их свободный вход на рынок и такой же выход из него.

Абсолютная мобильность  материальных, финансовых, трудовых и  прочих факторов производства в долгосрочном периоде.

Полная информированность  всех участников конкуренции о рыночных условиях.

Абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие монополии по дифференциации продукта).

Ни один участник свободной конкуренции не может  оказывать влияния на решения, принимаемые  другими участниками.

Таким образом, в модели совершенной конкуренции  рыночная цена является независимой переменной, а находящуюся в этих условиях фирму — ценополучателем. Ее выбор сводится лишь к принятию решения о величине спроса.

На приведенных  ниже рисунках представлены модели конкурентной фирмы и конкурентного рынка, на которых отражены описанные выше характеристики совершенной конкуренции, а также механизм реакции свободного рынка на расширение спроса покупателей. 

Понятие прибыли  в экономической науке и ее функции. 

            Прибыль является важнейшей категорией  рыночной экономики.      

            Существует несколько трактовок  понятия прибыль. Например, К.Маркс  в «Капитале» определил прибыль  как модифицированную, за-темняющую  свою сущность прибавочную стоимость.  Источником при-бавочной стоимости  автор «Капитала» полагал эксплуатацию, неопла-ченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, бур-жуазных производственных отношений. Таким образом – эксплуатация – это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовке при-были.

            Современная экономическая мысль  рассматривает прибыль как доход  от использования факторов производства, т.е. труда, земли и ка-питала. Отрицая прибыль как результат  эксплуатации, присвоения не-оплаченного  наемного труда, можно выделить следующие определения прибыли. Во-первых, прибыль – это плата за услуги предприниматель-ской деятельности. Во-вторых, прибыль – это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой. В-тртьих, прибыль – это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального решения, с тем или иным вари-антом природно-климатических условий. Риск может быть связан и с непредсказуемыми обстоятельствами – стихийные бедствия, межнацио-нальные и межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска мо-гут быть каординально различны – большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение фирмы. В-четвертых, это так называе-мая монопольная прибыль. Она возникает при монопольном положении производителя на рынке или при естественной монополии. Монополь-ная прибыль по большей части неутойчива.

            В качестве прибыли в рыночной  экономике понимают вознаграждение  за использование специфического  фактора производства – предпринимательства.  Предпринимательство является специфичесикм фактором, так как в отличие от капитала и земли – неосязаемо и не выступает в материально-вещественной форме. Поэтому с данных позиций довольно трудно определить количественно полученную предприятием прибыль.

            В микроэкономике понятие прибыль определяется как величи-на, определяемая как разница между общей выручкой и общими из-держками, разница между доходами и расходами.

            Являясь важнейшей экономической  категорией и основной целью  деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

            Во-первых, прибыль характеризует  экономический эффект, полученный  в результате деятельности предприятия.  Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

            Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей  функцией. Это связано с тем,  что прибыль является одновременно  не только финансовым результатом,  но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.

            В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней. 

Пути увеличения прибыли на предприятии. 

            На каждом предприятии должны  предусматриваться плановые мероприятия  по увеличению прибыли. В общем  плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

увеличение выпуска  продукции,

улучшение качества продукции,

продажа излишнего  оборудования и другого имущества  или сдача его в аренду,

снижение себестоимости  продукции за счет более рационального  использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени,

диверсификация  производства,

расширение рынка  продаж и др.

            Из этого перечня мероприятий  вытекает, что они тесно связаны  с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшения качества продукции и использование факторов производства. 

Сущность и  основные черты предпринимательской  деятельности.

Рыночные отношения  порождают у многих граждан естественное стремление иметь «свое дело», с помощью которого они приумножат свою собственность. В конечном итоге это приводит к появлению особого вида деятельности - предпринимательства.

Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей, как известно, обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т.д.). Предприниматели не всегда знают, продадут ли все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это как раз и создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для того, чтобы процветать, развиваться.

В Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сказано, что предпринимательство (предпринимательская деятельность) - это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.

Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом, включая  хозяйственно-производственную, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и др., коммерческое посредничество, а также операции с ценными бумагами.

Указанные виды деятельности могут осуществляться непосредственно одним человеком или коллективом (партнеры), с применением наемного труда или без него, с образованием юридического лица или без него. Субъектами предпринимательства могут быть:

• граждане РФ и  других государств, не ограниченные в  установленном законом порядке  в своей деятельности;

• граждане иностранных  государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законом;

• объединения  граждан (партнеры).

Статус предпринимателя  приобретается только посредством государственной регистрации предприятия. В тех случаях, когда предпринимательская деятельность ведется без применения наемного труда, она регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда - как предприятие.

Информация о работе Шпаргалка по Микроэкономике